Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Кретьен де Труа (вторая половина XII в)

Кретьен де Труа

(вторая половина XII в)

О великом романисте Средневековья (который является также одним из величайших писателей всей французской литературы) практически ничего не известно, за исключением того, что он является автором пяти романов, которые датируются приблизительно: «Эрек и Энида» - около 1170, «Клижес» - около 1176, «Ланселот, или Рыцать телеги», «Ивейн, или Рыцарь со львом» - оба написаны около 1178 -1181, «Персеваль, или Повесть о Граале» - около 1182-1190. Ему принадлежат также две любовные песни, являющиеся самыми первыми из дошедших до нас песен труверов, и короткий рассказ в стиле Овидия «Филомена». Вероятно, он служил при дворе Марии Шампанской («Ланселот» был написан по ее заказу), Филиппа Эльзасского, графа Фландрского (которому посвящен «Персиваль»). Его образованность позволяет предполагать, что он был клириком. «Повесть о Граале» осталась незавершенной, возможно, по причине смерти автора.

Кроме «Клижеса», в котором рассказывается в основном о событиях в Византии, но с важными эпизодами при дворе короля Артура, все остальные романы являются артуровскими. Действие каждого романа сосредоточено вокруг одного героя (чье имя названо в заглавии). Артур, мифический и легендарный король британцев, личного участия в приключениях не принимает: являясь гарантом рыцарских и куртуазных ценностей (воплощаемых также его племянником Говеном), он восседает в окружении своего двора и председательствует за Круглым столом, собравшим лучших рыцарей мира. На самом деле эти романы отражают нравы и идеологию эпохи, далекой от артуровской (VI в.) – нравы и идеологию рыцарей XII в. Артур и его рыцари идеализированы, они действуют в мире, где главенствуют «странные обычая» т порой возникают «чудеса» (невероятные события или существа), явившиеся из Другого мира, где наравне с христианскими присутствуют более древние языческие элементы, покрытые христианским глянцем.

Странный характер этих романов частично вызван тем, что они являются лишь аллюзией на артуровский цикл, хорошо известный слушателям по многочисленным устным рассказам об Артуре и его рыцарях, которые несомненно уже давно распространялись жонглерами из Великой и малой Британии. Сам Кретьен намекает на это в прологе к «Эреку и Эниде», говоря, что сюжет романа позаимствован из «приключенческого сказания», испорченного жонглерами. Тем не менее Кретьен де Труа является автором нескольких новых персонажей и элементов, которых не было до него и которые благодаря ему вошли в употребление; по крайней мере, он дал им литературную жизнь: это Ланселот и Грааль.

Приключения несут символический смысл: для рыцаря лни являются также поисками собственной идентичности. Большое место занимают и поиски любви. Кретьен де Труа считает, что любовь, в отличие от Fin' Amors трубадуров, полностью реализуется только в браке, однако достичь такой любви очень трудно: таков случай Эрека и ивейна («рыцарь со львом»). Ланселот, напротив, представляет собой «утонченного любовника» (но Кретьен уточняет, что этот сюжет был ему в какой-то степени навязан графиней Шампанской.

«Рыцарь телеги» (ок. 1178-1181).

В романе рассказывается о похищении королевы Гениевры, жены Артура, рыцарем, бросившим королю вызов прямо посреди его двора; после плачевного поражения сенешаля Кея Говен бросается в погоню за похитителем, и в то время из леса внезапно появляется неизвестный рыцарь. Это Ланселот, но его имя, произнесенное королнвой, мы узнаем лишь к середине романа. Похитивший королеву Мелеаган является сыном короля волшебного королевства, граничащего с королевством Артура – это Другой мир, в который трудно попасть и из которого нет возврата. Чтобы выиграть время и спасти королеву, Ланселот соглашается сесть в позорную телегу, управляемую карликом (отсюда название романа «Рыцарь телеги»). После многочисленных опасных испытаний в пути (не самым простым из которых является переход через «мост меча» - Ланселот проходит по нему, тогда как Говен едва не тонет на этом «подводном мосту») герою удается освободить королеву и прочих узников. Кульминационным моментом романа становится единственная ночь любви Гениевры и Ланселота, влюбленного в королеву до безумия и готового на унижение ради того, чтобы угодить ей. В конце концов Ланселот становится узником Мелеагана; далее Кретьен предоставляет возможность закончить роман другому автору (некоему Жоффруа де Ланьи), описавшему победное возвращение Ланселота ко двору Артура

«Повесть о Граале» (ок. 1182-1190).
 

Последний роман Кретьна де Труа коренным образом отличается от предыдущих. Юный Персеваль, выращенный матерью вдали от мира, встречается с пятью рыцарями и отправляется ко двору короля Артура. Несмотря на наивность и невежество, он вскоре доказывает свою доблесть и отправляется на поиски приключений. Он обретает любовь прекрасной Бланшефлор, освободив ее город, но затем вынужден расстаться с ней (знаменитая сцена, когда он впадает в экстаз при виде трех капель крови на снегу, напоминающих ему прекрасную даму). Наконец, дорога приводит его к замку Короля-Рыбака, где он не произносит ни слова при виде странного кортежа, главными атрибутами которого являются окровавленное копье и таинственный «Грааль»; из-за своего молчания он лишается возможности снять колдовское заклятие с замка и его обитателей. Далее в романе излагаются параллельные приключения Говена и Персеваля. Персеваль не прекращает поиски замка Грааля, пытается проникнуть в его тайну. Пять лет спустя один отшельник частично открывает ему религиозное значение «Грааля» ( в нем лежит гостия, которой питается брат Короля-Рыбака, дядя Персеваля). Но больше Кретьен де Труа ничего не объясняет, а его роман остается незавершенным, внезапно обрываясь в середине приключения Говена , попавшего в Другой мир, в замок Королев. Роман «Повесть о Граале» имеет множество «продолжений», в которых заканчиваются приключения Говена, а Грааль становится христианским символом и его поиск превращается в самое главное приключение артуровских рыцарей.

В прологах к своим романам Кретьен де Труа достаточно ясно обрисовывает основные принципы того, что можно назвать «средневековой поэтикой» романа, которая основывается на трех понятиях: «материал», «смысл» и «сочетание». Кретьен не придумывает свои темы: он их заимствует из устных источников («Эрек»), а иногда даже из письменных (эти книги перечислены в прологе к «Клижесу» и «Повести о Граале»). Для «Рыцаря телеги» «материю» (тему) и «смысл» (направление, основную ориентацию) дает ему графиня Шампанская. Автор прилагает «пот и кровь» (труд) и использует «сочетание» т. е. искусство композиции, которое придает роману целостность и логичность, превращая его в цельное произведение, а не в сборник сказаний в манере жонглеров.

Эти романы, совершенные по форме и композиции, зачаровывают мистическим характером своих приключений. А также особой тональностью, присущей только Кретьену де Труа, некой дистанцией, создающей атмосферу юмора и поэзии. Они пользуются большим успехом с XII в. и до наших дней и стали отправной точкой для многих других средневековых романов.

© 2000- NIV