Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Кристина Пизанская (1364-около 1431)

Кристина Пизанская

(1364-около 1431).

Кристина, дочь Тома Пизанского (уроженца Пизано, около Болоньи), Родилась в 1364 г. В 1368 г. она с семьей переезжает во Францию, где ее отец становится врачом Кара V. Около 1379 г. Кристина выходит замуж за Этьена Кастеля, одного из королевских секретарей. Между 1385 и 1390 гг. умирает ее отец, в 1389 г. – муж. Она стеснена в средствах. Отныне ее жизнь неразрывно связана с литературным творчеством. Начиная с 1394 г. Кристина пишет стихи. Она посвящает свои произведения знатным особам (Иоанну Беррийскому, Филиппу Смелому, Людовику Орлеанскому, Изабелле баварской и т. д.). Она устраивает своего сына Жана Кастеля на службу к графу Солсбери, затем к герцогу Бургундскому (позже он станет королевским секретарем). 1399 г. – «Послание богу Любви», 1401 – 1402 гг. – письма, входящие в «Спор о «Романе о Розе». 1402-1403 гг. – «Книга о пути долгого учения», 1400-1403 гг. – «», 1404 г. – «Книга о деяниях о добрых нравах мудрого короля Карла V», 1404-1405 гг. – «Книга о Городе Дам», 1405 г. – «Послание королеве Изабелле», «Книга о трех добродетелях, или Сокровище Города Дам» и «Видение Кристины». Начиная с 1418 г., когда бургиньоны берут Париж, Кристина удаляется в «обнесенное оградой аббатство» (вероятно, в Пуасси, где приняла постриг ее дочь). В 1429 г. она пишет «Сказание о Жанне д'Арк». Это последнее из ее известных произведений. Видимо, вскоре после этого она умирает (около 1431?).

.

Необыкновенная судьба Кристины Пизанской, овдовевшей в двадцать пять лет, оставшейся с тремя детьми, матерью и племянницей на руках и вынужденной писать, чтобы заработать на жизнь и разрешить трудную финансовую ситуацию, сложившуюся после смерти отца и мужа, привела ее к тому, что она стала первой настоящей профессиональной писательницей, сама устроила свою карьеру, предлагая меценатам сборники своих произведений, выпущенных копиистами в мастерской под ее собственным руководством. Во многих сочинениях она упоминает о различных обстоятельствах своей жизни; эта автобиографическая составляющая ее творчества чрезвычайно оригинальна и необыкновенно трогательна: поэтические аллюзии в некоторых стихах, аллегории в «Книге о переменчивости Фортуны» (где она рассказывает о том, как ей пришлось превратиться в мужчину после смерти горячо любимого мужа), более развернутый рассказ в одной из частей «Видения Кристины». Больше, чем другие поэты ее времени, она выводит себя на сцену, сознавая особенность своего положения как женщины.

Богатое и разнообразное творчество.

Плодовитая писательница и неутомимая труженица (ее дидактические сочинения частично основывались на компиляции многих авторов согласно методу, обычному в этом жанре), Кристина Пизанская является автором огромного числа произведений, среди которых мы назовем лишь самые главные:

«Я одинока»: Кристина поэт«», датируемые первыми годами ее карьеры). Самые известные являются самыми личными, в низ она пишет о своем вдовстве (знаменитая баллада «Я одинока и одинокой быть хочу…»). Позднее она вернется к куртуазной поэзии в книге «Сто баллад о Влюбленном и Даме», где Влюбленный и Дама, сменяя друг друга, рассказывают о запутанном любовном приключении с двусмысленным и драматическим концом (намек на близкую смерть покинутой дамы). Кристина обращается также к жанру ди (иногда с лирическими вставками) и пишет стихи религиозного содержания.

Защита женщин. Этот аспект ее творчества больше всего знаком современному читателю. После относительно традиционного «Послания богу Любви» она вступает в эпистолярный спор по поводу «», который она сделала публичным, передав письма королеве. Наконец, она пишет «Книгу о Городе Дам», в которой, защищая и прославляя женский пол, рассказывает о знаменитых женщинах всех эпох; затем выпускает «Книгу о трех добродетелях, или Сокровище Города Дам», адресованную женщинам своего времени и имеющую более практическую, более морализаторскую направленность. Символично, что ее последним произведением становится поэма, прославляющая подвиги Жанна д'Арк («Сказание о Жанне д'Арк»).

Кристина Пизанская – политический писатель. Она умоляет королеву восстановить мир во Франции в особо сложный момент («», 1405), а также выступает в качестве ангажированного политического писателя в таких произведениях, как «Ламентации о бедах Франции» (1410) и «Книга о переменчивости Фортуны», эссе о всемирной истории, и в «», заказном произведении, скорее панегирике, чем хронике. В ее «» осмысление истории сочетается с размышлениями на политические и моральные темы. Проявляя интерес к самым различным областям, она даже написала «» (1410), трактат о военном искусстве и праве. Несмотря на недавно обретенную славу, вызванную интересом к личности Кристины Пизанской и некоторым темам, предвещающим феминизм, в ее творчестве, малодоступном для широкого читателя, еще многое предстоит раскрыть.