Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Лафонтен (1621 – 1695).

Лафонтен (1621 – 1695).

Жан де Лафонтен родился в 1621 г. в Париже в Шато-Тьерри, в семье королевского советника, смотрителя вод и лесов. С четырнадцати лет мальчик получает школьное образование в Париже и в 1641 г. вступает в религиозное общество «Оратуар», чтобы стать священником, однако выходит из него через полтора года. В 1645 г. Лафонтен изучает право в Париже, посещает литературные салоны. В 1652 г. он покупает должность смотрителя вод и лесов в Шато-Тьерри. В 1654 г. выходит в свет его комедия «Евнух», вольное переложение пьесы Теренция, в 1659 г. – поэма «Сон в Во» для сюринтенданта Фуке. В 1663 г. Лафонтен сопровождает своего дядю Жанара в Лимузен; вскоре он публикует «Письма из Лимузена». В 1664 г. он поступает на службу к герцогине Орлеанской в качестве дворянина свиты. В 1668 г. выходит первый сборник «Сказок и новелл в стихах», в 1668 г. – первый сборник «Басен», в 1669 г. – «Любовь Психеи и Купидона», «Адонис». В 1671 г. Лафонтен оставляет должность смотрителя вод и лесов. Он публикует третий сборник «Сказок». В 1673 г. Лафонтен поселяется у мадам де ла Саблиер и становится завсегдатаем ее салона. В 1674 г. опубликованы новые «Сказки» и тут же запрещены. В 1678 г. выходит второй сборник «Басен». В 1684 г. Лафонтен избран во Французскую академию, заняв место Кольбера. В 1687 г. Лафонтен публикует «ПРослание к Юэ», в котором принимает сторону Древних. В 1693 г. после смерти мадам де ла Саблиер он получает приют в семействе д'Эрвар. На исповеди отрекается от своих «нечестивых сказок». В 1695 г. в Париже Лафонтен умирает

«Парнасская бабочка»

Творчество Лафонтена, полностью поэтическое, не ограничивается одними «Баснями». Во «Второй речи к мадам де ла Саблиер» (1648) он сравнивает себя с «парнасской бабочкой» и дает себе следующую характеристику:

Я существо легкое и лечу ко всем сюжетам,

Порхаю с цветка на цветок, от предмета к предмету.

Действительно, Большую часть жизни Лафонтен посвятил литературе. Помимо «Басен» он написал «Сказки и новеллы в стихах», несколько больших поэм («Адонис», «Хина», «Сон в Во», «роман» в стихах и прозе «Любовь Психеи и Купидона»), театральные произведения – комедии («Климена», «Евнух»), оперу «Дафна», трагедии («Астрея», «Ахилл»). К этому списку следует добавить многочисленные посвящения, баллады, сонеты, мадригалы. Легенда о рассеянном и ленивом «добряке» опровергается неустанной творческой деятельностью на протяжении двадцати лет одновременно с исполнением довольно обременительной должности.

Басни (1668 – 1693)

Слава долго не будет улыбаться Лафонтену, поскольку ему придется ждать своего сорокового дня рождения, чтобы опубликовать произведение, которое принесет ему бессмертие, а публикации его главной книги придется ждать тридцать лет. Первый сборник «Басен» появляется 31 марта 1668 г.; он насчитывает сто двадцать четыре названия, разделен на шесть книг и проиллюстрирован гравером Франсуа Шово. Успех побуждает поэта издать в 1671 г. восемь неопубликованных басен, в 1672 г. – две новеллы, в 1678 – 1679 гг. – второй сборник из восьмидесяти семи басен. Наконец, после нескольких отдельных публикаций. В 1693 г. выходит книга XII (последняя).

Практически невозможно описать содержание двухсот сорока басен, а также понять принцип их деления на двенадцать книг. Пьер Борнек («Лафонтен0баснописец», 1983) предлагает тематическое деление, основанное на разнообразии и заботе о поступательном движении, когда каждая книга завершается самой сильной басней. Таким образом, к первой книге относятся темы свободы, человеческого безрассудства, политической мудрости. Ко второй – темы взаимопомощи и относительности вещей и т. д. Второй сборник, «настоящий интимный дневник», более философский и более пессимистичный. Третий (книга XII) объединяет различные человеческие страсти и «таким образом объединяет идеи, собранные в других книгах».

Обновленный жанр. С первых же строк посвящения «Монсеньеру дофину» Лафонтен признает свой долг: «Я воспеваю героев, отцом которых является Эзоп». Кроме Эзопа он заимствует сюжеты у другого великого античного баснописца Федра. Также он ищет источники вдохновения в восточных и итальянских сказках, у писателей (Маро, Матюрена Ренье) и даже в повседневной жизни. С самого начала главной целью басни является урок, изложенный с помощью символических историй о животных. Посвящение подтверждает это: «Я использую животных, чтобы воспитывать людей», а предисловие к первому сборнику метафорически объясняет конструкцию произведения: «Притча состоит из двух частей, одну из которых можно назвать телом, а другую – душой. Тело является басней, душа – моралью». Следовательно, должна уважать традиции, но баснописец расцвечивает свои образцы разнообразием оттенков, сюжетов, поэтическим богатством формы.

Пространная комедия в ста различных актах. Начальные строки первой басни книги пятой «Дровосек и Меркурий» представляют собой настоящий учебник поэтического искусства, в котором баснописец определяет двойную цель:

- сатирическую:

Я стремлюсь обратить порочное в смешное

-описательную:

…творя это произведение,

Пространную комедию в ста различных актах,

Сценой для которого является вселенная.

Будучи комедией в миниатюре, басня предлагает рассказ с назидательным концом, декорацией которому служат природа, а актерами – животные. «Волк и Ягненок» (I,1) представляет собой такой образец: два стиха, чтобы объявить мораль («Довод сильнейшего всегда наилучший»); затем два новых стиха, чтобы описать декорацию(«У чистого родника…»), живой диалог, сжатый в двадцать стихов, и быстрое действие. Этот образец драматической конструкции обнаруживается в многочисленных баснях: «Ворона и Лиса», «Волк и Пес», «Мор зверей», «Голубка и Муравей». Зверинец Лафонтена чрезвычайно богат (крыса, осел, лев, пес, лиса, волк… являются излюбленными животными); обрамление и природа описываются очень кратко, но красноречиво: течение воды, лес и деревья, луга и горы.

Картина общества становится более непосредственной, как часто бывает в «баснях», когда героями являются люди («Дровосек и Смерть», «Мельник, его сын и Осел», «Молочница и Горшок с молоком», «Сапожник и Торговец». С помощью захватывающих правдивых образов показываются основные пороки людей: честолюбие, жадность, зависть, несправедливость, воровство и противоположные им добродетели: любовь, взаимопомощь, осторожность, мудрость. Таким образом, все эти сборники дают живую картину социальной жизни со всеми ее конфликтами.

Философия мудрости. В баснях представлены все классы общества – крестьяне, ремесленники, буржуазия, дворяне, короли, а психологический урок составляет важную часть произведения. «Басни» также выполняют другую функцию: несут в себе моральное и философское послание. Беспристрастный наблюдатель человеческой натуры, Лафонтен предлагает нам несколько мудрых советов: следовать природе, уважать правила, основанные на здравом смысле и осмотрительности (прозорливость, чистосердечие, умеренность), смиряться с жизнью и судьбой. Даже любовь – чьим пылким художником он является – часто заканчивается разочарованием:

Влюбленные, счастливые влюбленные,

Вы странствовать хотите?

Держитесь только ближних берегов.

(«Два голубка», IX, 2)

Счастья можно достичь терпением и постоянством, в покое сельской местности («Уединение, где я обретаю тайную сладость», «Сон жителя Могола», XI, 4), в дружеском кругу («Какое счастье истинный друг», «Два друга», VIII,11), вдали от губительных страстей – одним словом, буржуазная и эпикурейская, чрезмерно осторожная мораль, в которой порой упрекали поэта, забывая, что сатирик вовсе не обязан стремиться к революционному преобразованию общества.

Творение поэта. Кроме осмотрительных уроков, которыми насыщены «Басни», они привлекают нас своим поэтическим очарованием. Сообразно с эстетикой своего времени, Лафонтен старается нравиться и развлекать. Его талант рассказчика и сказочника проявляется в легкости тона, за которой угадывается тонкий юмор:

Заяц спал в своем жилище,

(Ибо что же делать в жилище, как не спать?)

(«Заяц и Лягушка», II, 14)

Невероятный успех басен заключается в силе их поэтического воздействия. Благодаря головокружительной виртуозности стихосложения (Лафонтен использует все размеры, позволяет себе любые фантазии), необычайному богатству лексики (его словарь огромен и разнообразен), риторическому искусству (он блестяще применяет самые разные фигуры речи) маленький рассказ, изначально зачастую сухой и безжизненный, превращается в настоящий шедевр веселости и изящества. Эти поэтические качества становятся особенно ценными когда используются для сдержанного лиризма и завуалированной откровенности. В такие минуты Лафонтен равен лучшим поэтам:

Ах, если бы сердце мое посмело воспламеняться вновь!

Почувствую ли я очарование, которое меня остановило?

Не миновало ли для меня время любви?

(«Два голубка»,IX, 2)

© 2000- NIV