Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Лесаж (1668 – 1747).

Лесаж (1668 – 1747).

Ален Рене Лесаж родился в 1668 г. в Сарзо (Морбиан) в семье мелкого бретонского буржуа. В 1686 – 1690 г. – начало литературной деятельности: Лесаж адаптирует греческое произведение Аристенета «Галантные письма». Он занимается многочисленными переводами и адаптациями для театра с испанского языка. В 1707 г. Лесаж пишет комедию «Криспен, соперник своего господина», поставленную в Комеди-Франсез с большим успехом. Выходят его роман «Хромой бес», заимствованный из испанского, затем комедия «Тюркаре», поставленная в Комедии-Франсез (1709). В 1715 г. выходит первый том «Истории Жиль Блаза из Сантильяны», он хорошо принят читателями. Продолжения выходят в 1724 и 1735 гг. Появляются многочисленные публикации и адаптации. Пьеса для ярмарочных комедиантов, разного качества романы («Дон Гусман из Альфараче», «Бакалавр из Саламанки», «Найденный чемодан»). В 1747 г. Лесаж умирает в Булонь-сюр-Мер.

Талантливый адаптатор.

Лесаж, один из первых писателей, живших исключительно на заработки от своего творчества, оставил нам богатое литературное наследство, в котором оригинальные произведения составляют лишь небольшую часть. Однако в обоих жанрах, в которых он прославился, - комическом и сатирическом театре и реалистическом романе – перевод и адаптация сочетаются у него с авторскими идеями, хотя порой это незаметно.

Этот плодовитый и любимый современниками писатель, веселый и жизнерадостный, не воспринимается всерьез. Однако его веселая многословность подарила миру несколько блестящих произведений.

«Тюркаре» (1709).

После ранних драматических опытов – пьес, переведенных с испанского, одноактных комедий_ «Тюркаре» является первым значительным произведением Лесажа. Постановка пьесы становится возможной исключительно благодаря знатным покровителям (в том числе дофину). Однако происки недоброжелателей приводят к тому, что через десять дней эта искрометная комедия сходит с афиш.

Бывший слуга Тюркаре, став «откупщиком», отсылает от себя законную супругу и пытается соблазнить молодую вдову-баронессу, осыпая ее подарками. Но баронесса презирает своего воздыхателя и предпочитает ему Шевалье, которому передаривает подарки воздыхателя. Слуга Шевалье Фронтен поначалу прикрывает хозяина, но затем с помощью Лизетты, служанки баронессы, берет дело в свои руки. В результате Тюркаре оказывается в тюрьме; знать – в дураках; лакей торжествует.

«Тюркаре» является превосходным образцом комедии характеров и нравов, такой, как она стала после Мольера. Реньяр, Данкур, Дюфрени открывают дорогу возникающему в их время реалистическому театру, не колеблясь демонстрирующему дурные стороны и нравственную неразборчивость больного общества.

Пьесу оценили, прежде всего, за сатирическую мощь. Типаж ненасытного откупщика, необразованного и нечувствительного к искусству, изображается на фоне аморального общества, в котором знать себя компрометирует, а слуги добиваются почестей с помощью воровства. Свидетельством чему служат слова Фронтена: «Наконец-то закончилось правление Тюркаре, начинается мое»».

Обвинение, направленное против коррумпированного общества, маскируется атмосферой искреннего веселья, живописью диалогов, искусностью драматических эффектов и придает комедии ее особую силу.

«История Жиль Блаза из Сантильяны»

(1715 – 1735).

Чтобы продлить успех своей книги, Лесаж растягивает ее публикацию на двадцать лет. Что касается окончательного издания, то оно появится только в 1747 г.

Жиль Блаз в возрасте семнадцати лет расстается с семьей, чтобы отправиться на обучение в университет Саламанки. После целого ряда невероятных приключений (похищения, заключения в тюрьму, неожиданные встречи), во время которых молодому человеку приходится становиться по очереди разбойником, слугой, каноником. Врачом, «щеголем», придворным, он в конце концов обретает богатство и счастье подле Доротеи, своей второй супруги, которая дарит ему множество детей.

плутовского, или авантюрного, романа. Обычно главным героем такого романа является юноша, неискушенный и наивный, попадающий в многочисленные авантюры, оказывающийся во многих местах, подвергающийся многочисленным испытаниям. Из всех ситуаций ему удается выбраться благодаря удаче и плутовству, своеобразной разновидности мудрости (на него похожи Кандид и Фигаро).

приносящее доход.

тонкими психологическими наблюдениями (персонажи достойны Лабрюйера), сатирической силой (в нем высмеиваются медицина, литература, аристократия, религия), назидательностью, основанной на соглашательской мудрости.