Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Лесаж (1668 – 1747).

Лесаж (1668 – 1747).

Ален Рене Лесаж родился в 1668 г. в Сарзо (Морбиан) в семье мелкого бретонского буржуа. В 1686 – 1690 г. – начало литературной деятельности: Лесаж адаптирует греческое произведение Аристенета «Галантные письма». Он занимается многочисленными переводами и адаптациями для театра с испанского языка. В 1707 г. Лесаж пишет комедию «Криспен, соперник своего господина», поставленную в Комеди-Франсез с большим успехом. Выходят его роман «Хромой бес», заимствованный из испанского, затем комедия «Тюркаре», поставленная в Комедии-Франсез (1709). В 1715 г. выходит первый том «Истории Жиль Блаза из Сантильяны», он хорошо принят читателями. Продолжения выходят в 1724 и 1735 гг. Появляются многочисленные публикации и адаптации. Пьеса для ярмарочных комедиантов, разного качества романы («Дон Гусман из Альфараче», «Бакалавр из Саламанки», «Найденный чемодан»). В 1747 г. Лесаж умирает в Булонь-сюр-Мер.

Талантливый адаптатор.

Лесаж, один из первых писателей, живших исключительно на заработки от своего творчества, оставил нам богатое литературное наследство, в котором оригинальные произведения составляют лишь небольшую часть. Однако в обоих жанрах, в которых он прославился, - комическом и сатирическом театре и реалистическом романе – перевод и адаптация сочетаются у него с авторскими идеями, хотя порой это незаметно.

Этот плодовитый и любимый современниками писатель, веселый и жизнерадостный, не воспринимается всерьез. Однако его веселая многословность подарила миру несколько блестящих произведений.

«Тюркаре» (1709).

После ранних драматических опытов – пьес, переведенных с испанского, одноактных комедий_ «Тюркаре» является первым значительным произведением Лесажа. Постановка пьесы становится возможной исключительно благодаря знатным покровителям (в том числе дофину). Однако происки недоброжелателей приводят к тому, что через десять дней эта искрометная комедия сходит с афиш.

Бывший слуга Тюркаре, став «откупщиком», отсылает от себя законную супругу и пытается соблазнить молодую вдову-баронессу, осыпая ее подарками. Но баронесса презирает своего воздыхателя и предпочитает ему Шевалье, которому передаривает подарки воздыхателя. Слуга Шевалье Фронтен поначалу прикрывает хозяина, но затем с помощью Лизетты, служанки баронессы, берет дело в свои руки. В результате Тюркаре оказывается в тюрьме; знать – в дураках; лакей торжествует.

«Тюркаре» является превосходным образцом комедии характеров и нравов, такой, как она стала после Мольера. Реньяр, Данкур, Дюфрени открывают дорогу возникающему в их время реалистическому театру, не колеблясь демонстрирующему дурные стороны и нравственную неразборчивость больного общества.

Пьесу оценили, прежде всего, за сатирическую мощь. Типаж ненасытного откупщика, необразованного и нечувствительного к искусству, изображается на фоне аморального общества, в котором знать себя компрометирует, а слуги добиваются почестей с помощью воровства. Свидетельством чему служат слова Фронтена: «Наконец-то закончилось правление Тюркаре, начинается мое»».

Обвинение, направленное против коррумпированного общества, маскируется атмосферой искреннего веселья, живописью диалогов, искусностью драматических эффектов и придает комедии ее особую силу.

«История Жиль Блаза из Сантильяны»

(1715 – 1735).

Чтобы продлить успех своей книги, Лесаж растягивает ее публикацию на двадцать лет. Что касается окончательного издания, то оно появится только в 1747 г.

Жиль Блаз в возрасте семнадцати лет расстается с семьей, чтобы отправиться на обучение в университет Саламанки. После целого ряда невероятных приключений (похищения, заключения в тюрьму, неожиданные встречи), во время которых молодому человеку приходится становиться по очереди разбойником, слугой, каноником. Врачом, «щеголем», придворным, он в конце концов обретает богатство и счастье подле Доротеи, своей второй супруги, которая дарит ему множество детей.

Эта книга предлагается читателю как назидательная французская интерпретация одного из испанских жанров, плутовского, или авантюрного, романа. Обычно главным героем такого романа является юноша, неискушенный и наивный, попадающий в многочисленные авантюры, оказывающийся во многих местах, подвергающийся многочисленным испытаниям. Из всех ситуаций ему удается выбраться благодаря удаче и плутовству, своеобразной разновидности мудрости (на него похожи Кандид и Фигаро).

Лесаж одновременно утверждает жанр и его пародирует. Анекдоты, преувеличенно романические эпизоды свидетельствуют о стремлении автора к пародии, о его желании развлечь читателя и продлить повествование, приносящее доход.

Роман интересен также тонкими психологическими наблюдениями (персонажи достойны Лабрюйера), сатирической силой (в нем высмеиваются медицина, литература, аристократия, религия), назидательностью, основанной на соглашательской мудрости.

© 2000- NIV