Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Либертены и оппозиционеры.

Либертены и оппозиционеры.

Название «либертен» в XVII в. означает вольнодумный склад ума, который выражается не столько в свободе нравов, сколько в свободе мыслей. Таким образом, основной целью либетернов было оспаривание догм христианской религии и отстаивание права на жизнь естественную и свободную. Поэты начала века (Сент-Аман, Тристан, Теофиль, Менар, Буаробер…) образуют первый кружок либертинажа. Немного позднее движение принимает форму философии, когда в него включаются такие эрудиты, как Ламот-Левайе (1588 – 1672), скептик; Гассенди (1592 – 16565), эпикуреец, последователь Монтеня и ярый противник Декарта; а также менее известные Ги Потен и Ноде. Наконец, после некоторого упадка, дух либертинажа вновь возрождается в конце века, распространяясь в салонах (особенно в салоне Нинон де Ланкло) и изменяясь, чтобы превратиться в движение идеологического протеста, готовящее философские сражения эпохи просвещения. Дидро писал: «Наши современники существовали при Людовике XIV». Возможно, он имел в виду трех наиболее влиятельных людей: Сент-Эвремона, Бейля, Фонтенеля.

Сент-Эвремон (1613 – 1703).

Попытав счастья на судейском поприще, Шарль де Маргтель де Сент=Эвремон, нормандский дворянин, избирает карьеру военного. Иронические высказывания и дерзкие выходки приводят его в тюрьму, а с 1661 г. – в более чем сорокалетнюю ссылку в Голландию и Англию. Обладая блестящим, чувственным, отважным умом, он увлекается философией Гассенди и берет сторону Новых. Он вступает в длительную переписку с Нинон де Ланкло и пишет различные исторические эссе – например, «Размышления о различных гениях римского народа» (1663), которыми восхищался Монтескьё; антирелигиозные памфлеты («Разговор маршала д'Окенкура с отцом Канэ» 1665), критические комментарии («Заметки об античной и современной трагедии», 1672; «О стихах Древних», 1685). Именно в критике Сент-Эвремон демонстрирует наибольшую проницательность; отказываясь от мифов, он определяет современный вкус: «Дух нашего века полностью противоположен этому духу басен и ложных чудес. Мы любим открытые истины: здравый смысл превалирует над фантастическими иллюзиями, ничто не удовлетворяет нас сегодня, кроме устойчивости и разума» («О стихах Древних»).

Пьер Бейль (1647 – 1706).

Рожденный в кальвинистской семье, Пьер Бейль обращается в католичество в 1669 г., но через год снова переходит в протестантизм. Став отступником, он вынужден бежать в Женеву, затем в Голландию, где какое-то время занимается преподавательской деятельностью. В Голландии он пишет свое первое произведение «Размышления о комете» (1682), в котором развивает свои убеждения: самые крепкие верования часто основываются на предубеждениях, а суеверие одерживает победу над аналитическим умомю ИдеиЮ выдвигавшиеся по поводу кометы 1680 г., являются убедительной иллюстрацией этого презрения к свободе совести. Бейль также занимается литературной периодикой («Новости о литературной республике», 1684 – 1687), а последние годы жизни посвящает гигантскому «Историческому и критическому словарю».

«Исторический и критический словарь» (1695 – 1705)

Целью этого произведения является исправление ошибок, накопленных предыдущими словарями. Играя с отступлениями и ссылками (в бесчисленных «примечаниях» содержатся самые дерзкие суждения), Бейль меняет изначальный план: исторический словарь превращается в полемический и философский.

В этом сборнике статей проявляется глубоко скептический дух Бейля; в то же время автор является фидеистом, догматиком, не проявляющим снисхождения к роду человеческому и его иллюзиям. Памфлетная сила произведения предвещает появление «Философского словаря» Вольтера и особенно «Энциклопедии».

Фонтенель (1657 – 1757).

Бернар Ле Бовье де Фонтенель, племянник Корнеля, чье долголетие стало причиной принадлежности его и к XVIII в., поначалу вел жизнь светского остроумца. Свои поэтические таланты он проявил сперва на страницах «Меркюр Галан» и в театральных произведениях. Первый успех ему принесли «Галантные письма шевалье д'Эра» (1683), манерное и жеманное описание парижской и нормандской жизни, и «Диалоги умерших» (1685) по образцу Лукиана, где свободно беседуют между собой персонажи различных эпох. Репутацию либертена он получил благодаря двум научно-популярным сочинениям «Беседы о множественности миров» (1686) и «История оракулов» (1687).

Успех этих произведений обусловлен сочетанием светскости, науки и полемики. Чтобы выполнить первое требование, Фонтенель придумывает сцену в парке, где происходят обряд посвящения люди светского общества; чтобы послужить науке, он забавным и доступным способом описывает астрономические явления; чтобы сохранить полемический накал, он провозглашает приоритет разума и высмеивает религиозные суеверия.

В 1691 г. Фонтенеля принимают во Французскую академию, в 1699 г. – в Академию наук, где он станет постоянным секретарем. Его увлекает философия неостоицизма, популярная в модных салонах того времени (салоны мадам де Ламбер, дю Танесен, дю Дефан). Продолжая заниматься научными опытами («Теория водоворотов», 1752), он пишет моральные размышления («О счастье», 1712, «О свободе», 1743) и сочинения по случаю. Более легковесный и более светский, чем Бейль, Фонтенель знаменует свою эпоху универсальностью познаний, дидактическими наклонностями, элегантностью стиля и удивительными прозрениями. Например, в этом пророчестве: «Умению летать осталось лишь родиться; оно будет совершенствоваться, и некоторое время спустя мы полетим на Луну» («Беседы о множестве миров»).

© 2000- NIV