Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Литература и религия.

Литература и религия.

Воспевать Бога – основная функция лирики XVI в. Лирические гимны являются самыми древними поэмами. Об этом помнят и в эпоху Возрождения. Сами писатели – гуманисты являются неотъемлемой частью общества, глубоко пронизанного верой, которая не вызывает сомнений ни у кого, за исключением отдельных индивидуумов.

«Книга будоражит умы»

Но несмотря на религиозность, пронизывающую все без исключения слои общества, не утихают споры вокруг догм, которые больше не являются уделом профессиональных богословов. Нет ничего удивительного в том, что все великие писатели XVI в. обращаются к религиозным сюжетам: иногда чтобы написать сатиру на традиционные церковные злоупотребления, иногда чтобы обратить читателей к духу Евангелия, иногда чтобы провозглашать и пропагандировать свою веру.

Однако идеи Лютера и его последователей получают широкое распространение именно потому, что они могут распространяться посредством быстро печатаемых и быстро распродаваемых брошюр. Книги распространяются, невзирая на светскую и церковную цензуру, под плащом разносчика или через более организованную сеть. Не имеет значения, что реформистское учение обречено на подполье, ведь некогда слово Божье также передавалось тайно.

Пересматриваются также традиционные тексты. Филологическая деятельность сопровождается работами по их толкованию и печатанию (например, греческий текст Нового Завета, подготовленный к изданию Эразмом в 1516 г.). В 1535 г. в Женеве выходит французский перевод Библии, выполненный под руководством Оливетана (среди них Клод Гулимель, будущая жеотва Варфоломеевской ночи).

Язычество и христианство

Изучение священных текстов Античности, языческих по определению, с самого начала находится в центре деятельности гуманистов первой волны. Символом их гармоничного восприятия является написанный на латыни труд Гийома Бюде «» (1535). Но успехи Реформации и необходимость утвердить свою веру влекут за собой глубокие разногласия. Для тех, кто занят прежде всего защитой евангельских ценностей или основ римской католической церкви, литература мирская не имеет ценности и даже опасна. Упреки, с которыми один старый богослов обратился в 1515 г. к Эразму, Ронсар использовал по отношению к некоторым реформистам, например к Дю Бартасу, высмеивавшему «все эти ученые умы, чей льстивый голос сменил Гекубу на Елену». Разрыв противоборствующих сторон кажется окончательным.

Основатель одной из церквей как писатель:

Кальвин

Кальвин (1509 – 1564) родился в Нойоне и получил гуманистическое образование. В юности он встречается с людьми, увлеченными идеями Лютера и после дела о воззваниях бежит в Базель, где пишет «» (1530), которое посвящает Франциску I. Это произведение, провозглашающее основы будущей кальвинистской религии, станет постоянно пополняться вплоть до его последнего издания в 1559 г., будет переведено на французский и даже сокращено для более легкого прочтения.

До самой смерти Кальвин постоянно проповедует и публикует свои проповеди, а также свои комментарии к Священному писанию. В это же время он усиливает нападки на своих противников, на тех, кто «бесстыдно обманывает бедный мир», поклоняясь «фальшивым реликвиям», которые следовало бы рассматривать «С осторожностью, чтобы уметь распознавать» («Трактат о реликвиях», 1543), или тех, кого называют атеистами, например Рабле и Деперье («Трактат о скандалах», 1551). Его талант памфлетиста соразмерен твердости его убеждений.

Какова бы ни была тональность произведений Кальвина, они и сегодня вполне пригодны для чтения – французская проза становится под его пером строгой и ясной.

Одержимый боец: д'Обинье

– 1630), обращенный протестант, более всего известен своей великой эпопеей о народе Божьем «Трагические поэмы» (в предисловии упомянуты любовные поэмы, написанные ранее, полные огня «скорее обжигающего, нежели дающего свет»; они будут опубликованы лишь в XIX в.). Задуманные, если верить автору, в 1577 г., «Трагические поэмы» выходят в свет только в 1616 г. Начиная с «Бед» (книга I) и кончая «Судом» (книга VII и последняя), поэт показывает нам зверства, свидетелем которых он был, обвиняет правителей и судей, восхваляет мучеников и выражает твердую уверенность в победе праведников. Современные события он рассматривает сквозь призму священного Писания, воссоздавая некоторые библейские эпизоды, образы, судьбы. Повествование завершается видением безмолвного Страшного суда:

Стою, ничтожнейший, перед небесным оком,

Смолкает сердца стук, и рот мой онемел,

И обмирает дух, скользя на небосклоне,

«Нам наскучили ученые книги, дайте нам такие, которые нас взволнуют» - в этих словах из уведомления читателям сформулирована программная цель «Трагических поэм». Агриппа д'Обинье стремится прежде всего встряхнуть равнодушных, чтобы они разделили с ним негодование, выраженное в поэтических строках, полных мужества, ярких красок и образов.