Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Мадам де Лафайет (1643 – 1693)

Мадам де Лафайет (1643 – 1693)

Мари Мадлен Пиош де ла Вернь родилась в Париже в 1634 г. В 1650 г. она становится фрейлиной королевы Анны Австрийской, а впоследствии будет служить Генриетте Английской. В 1651 г. Мари знакомится с Жилем Менажем, который станет самым верным ее другом и литературным советчиком. Выйдя в 1655 г. замуж за графа Франсуа де Лафайета, представителя высшей знати, она живет в Оверни, затем возвращается в Париж, где посещает прециозные салоны, дружит с Юэ и Сегрэ. В 1662 г. – начало близкой дружбы про Ларошфуко. В том же году опубликована повесть «Принцесса де Монпансье». В 1668 – 1671 гг. создает и публикует роман «Заида», в 1678 г. – «Принцесса Клевская». В 1693 г. она умирает в Париже. В 1724 г. опубликована повесть «Графиня Тандская», создание которого относится, вероятно, к 1662 г.

Поразительная романистка

Нам мало что известно о жизни мадам де Лафайет, в которой ничто не предполагало к литературной деятельности. По собственной воле она обратилась бы, скорее, к истории, а титул графини обрекал ее на пребывание в светских салонах и при дворе. Свой литературный выбор она сделала, несомненно, под влиянием наставника, грамматиста Менажа, друзей Сегрэ и Юэ, но особенно моралиста Ларошфуко, которому ошибочно приписывают авторство некоторых ее книг, опубликованных анонимно.

Новая чувственность.

Если не принимать во внимание исторические хроники (например, «Придворные мемуары» или «Жизнеописание принцессы Английской»), творчество мадам де Лафайет ограничивается тремя романами: «Принцесса де Монпансье», «Заида», «Принцесса Клевская» (1678) и повестью «Графиня Тандская». Все эти произведения написаны по одной и той же схеме: на скрупулезно выписанном историческом фоне развивается интрига, основанная на чувстве или страсти героя или героини, с анализом их личного выбора и мучительных переживаний. Впервые любовная «страсть» - и ее последствия- становятся движущей силой романической интриги.

«Принцесса Клевская» (1678)

Самое значительное произведение мадам де Лафайет, набросок которого был выпущен в 1671 г. под названием «Принц Клевский», знаменует разрыв со вкусами того времени, колеблющимися между пасторальной, героической или прециозной литературой и реалистическими или бурлескными романами.

Книга пользуется значительным успехом, о котором свидетельствуют сопровождающие ее появление дискуссии, посвященные ей произведения, театральные инсценировки. Идет время, но ситуация остается неизменной, и «Принцесса Клевская» становится одним из самых популярных произведений этой эпохи.

Действие романа происходит в 1559 г. при дворе короля Генриха II. Мадемуазель де Шартр, юная девушка поразительной красоты, выходит по расчету замуж за принца Клевского. Во время придворного бала блестящий соблазнитель герцог Немурский без памяти влюбляется в юную принцессу, которую мечтает покорить. Из чувства супружеского долга и твердых моральных принципов влюбленная в Немура принцесса сопротивляется своему соблазнителю и рассказывает о нем мужу. Измученный ревностью принц умирает; его вдова в последний раз встречается с Немуром и удаляется в монастырь.

Сила этого маленького романа заключается в умелом сочетании четырех уровней.

Исторический фон. Произведение, заявленное как «мемуары», является «совершенным изображением двора и тогдашнего образа жизни» (письмо к Лешрену). Двор Генриха II выписан очень тщательно, исторические персонажи и реальные события смешиваются с выдуманными.

Картина любви. Жизнь двора по природе своей предполагает галантность:»Великолепие и галантность никогда не проявлялись во Франции с таким блеском, как в последние годы царствования Генриха Второго». Но любовь, добивающаяся тщеславных наслаждений, ведет к краху, и потому героиня должна ее избегать: «Страсти могут управлять мной; но они не ослепят меня».

Моральный урок.  Под воздействием пессимизма Ларошфуко и янсенизма Паскаля мадам де Лафайет приводит свою историю к назидательной развязке, прославляющей героизм и триумф чести, отречения от мира, мудрости, обретенной в уединении.

Достоинства стиля. Сдержанность языка, искусство психологического анализа, основанного на внутреннем монологе, продуманная простота делают книгу предшественником «психологических романов».

© 2000- NIV