Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Мариво (1688 – 1763).

Мариво (1688 – 1763).

Пьер Карле де Шамблен де Мариво родился в 1688г. в Париже в семье финансового буржуа. В 1706 г., живя в провинции, юноша пишет первую пьесу «Осмотрительный и справедливый отец». С 1710 г. он изучает право в Париже; посещает салон мадам де Ламбер, пишет небольшие пародийные произведения. В 1717 г. де Шамблен вступает в брак; начинает подписывать свои сочинения именем Мариво. В 1720 г. выходит его комедия «Арлекин, любовью исправленный», с успехом сыгранная итальянскими актерами. Вскоре Мариво разоряется из-за краха банка Лоу. В 1721 г. он основал газету «Спектатер Франсэ», сотрудничал с различными периодическими изданиями. Выходят комедии: «Двойное непостоянство» (1723), «Остров невольников» (17425), «Игра любви и случая» (1730). В 1731 г. Мариво начинает роман «Жизнь Марианны». Он посещает салон мадам де Тансен, занимается интенсивной литературной деятельностью. В 1737 г. выходит комедия «Ложные признания». В 1743 г. Мариво избран во Французскую академию, одержав победу над Вольтером. Продолжает посещать салоны. В 1763 г. Мариво умирает в Париже.

Плодовитый писатель.

Мариво особенно известен своими комедиями (три десятка пьес). Но он был также журналистом, написавшим множество статей для «Спектатер франсэ» (1723 – 1724), «Эндижан филозоф» (1728), «Кабине дю филозоф» (1734) и других изданий. Он является также автором множества романов, два из которых значительные: «Жизнь Марианны» (1731 – 1741), «Удачливый крестьянин» (1734 – 1735), двух бурлескных пародий и одной трагедии в стихах.

Описание общества и описание чувств.

Комедии Мариво можно разделить на две группы:

  • социальные комедии: в воображаемом мире (утопии) развивается интрига, опирающаяся на социальную или политическую критику общества (например, «Остров невольников»);
  • о превратностях любви: наиболее характерные для Мариво пьесы, изучающие зарождение и развитие любовного чувства («Игра любви и случая», «Ложные признания»).

Преобладание подобных пьес ( так же как сюжетов романов) делает Мариво неподражаемым знатоком человеческого сердца. Термин «мариводаж» («любезничанье»), созданный в XVIII в. и осуждающий аффектацию стиля и переизбыток психологических сложностей, заключает в себе идею о духовной чувственности, принимающей порой форму жестокой игры.

Обновление комедии.

Мариво сыграл важную роль в истории комедии:

  • углубив психологические споры и развив любовные темы, он обновил жанр, увядавший со времен Мольера (персонаж Дюбуа в «Ложных признаниях» подхватывает эстафету у Скапена и предваряет появление Фигаро);
  • предложив актерам естественную и простую игру, без зрелищных перипетий, он сконцентрировал внимание на языке благодаря виртуозному диалогу, ставшему движущей силой действия;
  • ограничиваясь несколькими характерными темами (маскарад, переодевание, противоречие между сущностью и видимостью, социальная комедия, игра, театр в театре), он создал превосходно узнаваемые и современные «характеры» т атмосферу комедии.

«Игра любви и случая» (1730).

Мариво отдавал свои пьесы как в Комедии-Франсез, так и в Театр – дез – Итальен. Но особенно он любил итальянский театр, поскольку ему нравилось работать с труппой Луиджи Риккобони (по прозвищу Лелио), исполнявшего разнообразные театральные амплуа (герой-любовник, инженю, глупый слуга…). «Игра любви и случая», произведение, в названии которого появляется понятие «игры» и спора между силами судьбы и силами страсти, сочетает в себе условность «итальянской» комедии и тонкость анализа и чистоту языка классического французского театра.

Господин Оргон хочет выдать дочь Сильвию за Доранта, сына одного из своих друзей. Девушка, испытывающая предубеждение к мужчинам, просит отца дать ей возможность понаблюдать за характером своего нареченного, поменявшись платьем со служанкой Лизеттой. Дорант, одержимый той же мыслью, выдает себя за слугу Бургильона, уступив свое место Арлекину. Господин Оргон и его сын Марио, извещенные о двойном переодевании, с удовольствием наблюдают за всевозможными недоразумениями и испытаниями, желая, как выясняется в эпилоге, чтобы верх одержали природа и искренность. Интрига завершается двойной свадьбой слуг и господ.

В этой пьесе прекрасно отражаются характерные черты Мариво:

  • «мариводаж», придающий утонченность драматическим ситуациям, словесным поединкам, поискам внутренней правды;
  • переодевание, маскирующее и задерживающее признания, изменяющее «игру», создающее новые драматические ситуации (заимствованные язык и психология, комические эффекты…);
  • тонкие социальные намеки в темах мезальянса, отношений между господами и слугой, между детьми и родителями;
  • психологическое богатство характера Сильвии, чье самолюбие подвергается тяжелому испытанию: попав в любовную западню, она должна сделать выбор между чувством и своим положением в обществе: «Такой человек – и слуга!», - восклицает она, впервые встретившись с Дорантом.

«Жизнь Марианны» (1731 – 1741).

Первый из двух больших романов Мариво, на создание которого писатель потратил больше десяти лет, так и остался незавершенным, но показал несомненный талант автора в этом жанре, в котором он проявил также некоторые специфические качества, обычно используемые в театральном творчестве.

Марианна после смерти родителей воспитывалась у священника. Привезенная в Париж, она селится у мадам Дюфур, неотесанной швеи, советующей девушке уступить домогательствам старого святоши г-на де Клималя. Марианна сопротивляется, бежит и встречает господина де Вальвиля, молодого человека, являющегося никем иным, как племянником господина де Клемаля. Вальвиль хочет жениться на Марианне, несмотря на разницу в их положении. Этому союзу противится мадам де Миран, мать молодого человека.

Роман написан от первого лица: Марианна будто бы поверяет свои тайны одной из подруг, а сам Мариво представляется лишь издателем рукописи. Фиктивная биография дает писателю возможность проанализировать внутренние противоречия героини и извлечь из них моральный урок. Марианна сталкивается с безжалостным обществом, которое не желает отказываться от узаконенной социальной иерархии. Бедная сирота эксплуатируется, становится предметом торговли, отвергается, ее унижают и презирают. Девушка с достоинством защищается: «Я была никем, у меня не было ничего, что могло бы заставить меня уважать; но у того, кто не имеет ни положения, ни прилагающегося к нему состояния, остается душа, и этого довольно».

© 2000- NIV