Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Монтескьё (1689 – 1755).

Монтескьё (1689 – 1755).

Шарль Луи де Секонд родился в 1689 г. В замке Бред около Бордо. Мальчик учился у ораторианцев в Жюйи, затем изучает право в университетах Бордо и Парижа. В 1716 г. Он женится на богатой кальвинистке и наследует своему дяде в должности председателя счетной палаты парламента Бордо, а также землю и имя Монтескьё. В 1717 - 1721 гг. Он интересуется естественными науками, публикует различные трактаты о силе тяжести, природы эха, почках. В 1721 г. Монтескьё публикует «Персидские письма». В 1722 – 1728 гг. Он неоднократно бывает в Париже, где принят в клуб «Антресоль», чествуется в салонах, избран во Французскую академию (1728). В 1728 – 1731 гг. Монтескьё путешествует по Европе. В 1734 г. Выпускает «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян». В 1732 – 1748 гг. Он чередует пребывание в Бреде, где работает над книгами, с визитами в Париж, где встречается с известными людьми. В 1748 – 1752 гг. Ведется полемика вокруг «Духа законов». Почти ослепнув, Монтескьё умирает в Париже 10 февраля 1755 г.

Сдержанный темперамент.

Личность Монтескьё в полной мере представляет дух эпохи Просвещения начала века. Этот человек характеризуется крайней сдержанностью, широтой взглядов, любовью к наукам, непримиримостью к предубеждениям и жаждой всеобщего счастья. Он старается быть уравновешенным человеком, как гласит его девиз, заимствованный у Овидия: «Inter utrumque tene» («Стой точно посередине»), в нем сочетаются парижская светскость и провинциальная страсть к уединению, серьезность научных опытов и фривольность вольнодумных романов, великодушие в сражениях против несправедливости и уважение к своему статусу знатного феодала.

Богатое и разнообразное творчество.

Этот идеальный и уравновешенный ум обнаруживается в творчестве, стремящемся осудить все недостатки в обществе, политике и религии и создать, не изменяя чувству юмора и стиля, концептуальные образцы, получившие признание потомства. В его творчестве можно выделить три направления:

вольнодумное, соответствующее вкусам периода регенства и выражающееся в таком галантном произведении как «Книдский храм», восточной сказке, опубликованной в 1725 г., или непристойном романе «Арзас и Исмения», написанном в 1742 г. И опубликованном в 1783 г.;

сатирическое, особенно заметное в «Персидских письмах», шедевре смелой критики, отважной иронии, негодующей дерзости, в котором уже угадывается моралист «Тетрадей»;

историческое и социологическое, прослеживающееся в крупном историческом произведении «Рассуждения о причинах величия и упадка римлян» (опубликованном в 1734 ) и других небольших произведениях, например «Диалог Сциллы и Эвкрата» (1745).

Особенно это заметно в социополитическом трактате «Дух законов», возобновляющем традиции правовой философии, подготавливающем идейные споры, которые приведут к Революции, и, кроме того, закладывающем основы современной политологии.

Современный писатель.

Несмотря на свой сдержанный темперамент, Монтескьё оставил нам труды, дерзкие по содержанию и строгие по форме. Две его основные книги, «Персидские письма» и «Дух законов», столь отличные друг от друга, роднит то, что обе были изданы анонимно за границей: это стоило их автору не только популярности, но и официального осуждения. Монтескьё добился признания благодаря строгому стилю, для которого характерны четкие ясные фразы, и благодаря тональности, то ироничной (когда он становится полемистом), то демонстративно назидательной (когда он становится социологом).

«Персидские письма» (1721).

Используя модную восточную тему, провинциальный магистрат Монтескьё пишет в возрасте тридцати лет менее чем за три года сатирическое произведение, которое подводит итог веяниям свободы и наслаждений, возникшим во Франции на следующий день после смерти Людовика XIV.

Роман состоит из писем, которыми Узбек и Рика, два живущих во Франции перса, обмениваются между собой и со своими знакомыми, оставшимися в Персии. Книга включает в себя 161 письмо, из них меньшая часть рассказывает о жизни сераля в Исфагане, а большая (письма XXIV – CXLVI) является антиевропейским памфлетом.

Оригинальность и развлекательный характер этой искрящейся иронией книги имеет три источника.

Восточная тема, выраженная в «романе о серале», рассказывает об уставших от своей участи евнухов, непокорных Фаворитках, например Роксане, отказывающейся от тирании Узбека: «Я смогла жить в рабстве; но я всегда оставалась свободной. Я превоатила твои законы в законы природы; а дух мой всегда оставался независимым» (письмо CLXI).

Эпистолярное многоголосие позволяет варьировать стили, использовать автономные фрагменты, посвященные специфическим темам, скрывать нападки под притворной откровенностью, оправдывать отступления от темы, например притчу о троглодитах (письма XI – XIV), политическая значимость которых предвещает трактат “О духе законов» и сказки в письмах LXVII и CXLI.

Принцип «свежего взгляда» иностранцев-персов позволяет по-новому взглянуть на обычаи, считающиеся естественными, или установления, которые воспринимаются слишком пассивно. Так, рассматриваются вопросы политические («Король Франции стар», письмо XXXVII), религиозные (папа: «Это старый идол, которого восхваляют по привычке»), культурные («Я слыхал о разновидности суда, который называют Французская академия», письмо LXXIII), социальные (игра, мода, кафе и т. д.), экономические (крах банка Лоу) и др.

Эти качества и другие достоинства (ирония, психологическая тонкость, разнообразие стилей, чувственные и пикантные намеки...) объясняют исключительный успех произведения, измеряемый на момент его публикации огромным числом подделок и подражаний («китайских», «сиамских», «марокканских», «перуанских» писем...) и популярностью отдельных писем, например тридцатого, посвященного парижским ротозеям; оно начинается с утверждения: «Жители Парижа обладают любознательностью, доходящей до экстравагантности», а заканчивается ключевой формулой этноцентризма: «Господин является персом? Это просто невероятно! Как можно быть персом?».

«Дух законов» (1748).

Второе крупное произведение Монтескьё долго обдумывал, проверял на опыте как собственных путешествий, так и на основе множества прочитанных книг. Отделка произведения, по словам автора, была очень трудной: «Много раз я начинал и откладывал это произведение» (вступление).

Ибо трактат этот амбициозен, поскольку автор пытается изложить основы политической науки, способной подтвердить рациональное оправдание законов, которые, когда речь идет о феноменах и индивидуумах, позволяют установить справедливое правительство и счастливое общество.

Насыщенный и перегруженный трактат, состоящий из тридцати одной книги, можно разделить на шесть больших частей:

-общая теория законов и три основные формы правления (книги I - VIII);

-сила правительства и политическая свобода (книги IX – XIII);

-связь законов с климатом, географией, духом нации (книги XIV – XIX);

-связь законов с экономическими условиями (книги XX – XXIII);

-связь законов с религией и ее производными (книги XXIV – XXVI);

-исторические и технические рассуждения о построении законов (книги XXVII – XXXI).

Этот суммарный план плохо передает многообразие самого произведения, в котором можно выделить следующие основные тезисы:

-научное определение закона, больше не покоящегося на неком метафизическом априорном утверждении: «Законы... являются необходимыми соотношениями, проистекающими из природы вещей» (книга I, глава 1);

-классификация форм правления и принципов их устройства: республиканское, основанное на добродетели; монархическое, основанное на чести; деспотическое, основанное на страхе;

-теория промежуточных властей (духовенства, знати, парламента), ограничивающих влать центральную;

-теория разделения властей (исполнительной, законодательной, судебной);

-углубленный научный подход к теории климата.

Монтескьё, будучи либеральным мыслителем, обличает в своем трактате предубеждения, беззаконие, нетерпимость, например в знаменитой главе о рабстве негров (книга XV, гл. 5) или в главе «Смиренный упрек инквизиторам Испании и Португалии» (книга XXV, гл. 13), и предвещает грядущие сражения века Просвещения.

© 2000- NIV