Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Моралисты

Моралисты

От Малерба до Фонтенеля в XVII в. выражена склонность, - конечно, меньше, чем в следующем столетии, - к литературе идей, главными фигурами которой являются Паскаль, Декарт, Мальбраеш. Именно к этому жанру относятся произведения, состоящие из писем, максим и воспоминаний. Оставив в стороне мадам де Севинье и других светских авторов, таких, как кавалер де Мере (1607 – 1684), рассмотрим три имени: Гез де Бальзак, Ларошфуко, кардинал де Рец.

Гез де Бальзак (1596 – 1654)

Секретарь герцога д'Эпернона, затем кардинала де Лавалета, Жан Луи Гез де Бальзак, родившийся около Ангулема, помогает Марии Медичи бежать из ссылки в Блуа, затем исполняет различные политические и дипломатические поручения, одно из которых приводит его в Рим. В 1624 г. он публикует свой первый сборник «», принятый очень благосклонно. С 1631 г. он удаляется в Шарант и продолжает свою переписку, публикует различные произведения о политике, морали и религии.

Письма (1624 – 1654)

Посмертное издание (1665) объединяет огромное количество писем, адресованных самым разнообразным лицам, порой весьма знаменитым: Сент-Аману, Вуатюру, Корнелю, Шаплену. В этих письмах, написанных с явным намерением их опубликовать, обсуждаются литературные, моральные и философские проблемы. Бальзак демонстрирует свои пристрастия к умеренности, естественности, мудрости, т. е. всему тому, что станет впоследствии доктриной классицизма. Его стиль характеризуется изысканностью и красноречием, порой витиеватым и утонченным.

– 1680)

Этот знатный дворянин может по праву считаться мэтром современной литературы. Франсуа VI, герцог де Ларошфуко, принц де Марсийяк, повзрослел очень рано, поскольку в пятнадцать лет женился, в шестнадцать участвовал в войне и тогда же дебютировал при дворе и в Отеле Рамбуйе. Во времена регентства он выступает против Ришелье, затем входит во Фронду. Разочаровавшись в своих надеждах, он в 1652 г. удаляется в свое поместье и пишет «Мемуары», которые выйдут в свет в 1662 г. В 1665 г. он возобновляет светскую жизнь в салонах и публикует свои «Размышления, или Моральные изречения и максимы». Это превосходно принятое произведение будет неоднократно публиковаться вплоть до посмертного издания 1693 г. Последние годы жизни Ларошфуко были омрачены болезнью и беспомощным состоянием.

«Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665)

Все подготовило Ларошфуко к тому, чтобы он стал суровым моралистом Великого века: светский опыт, социальные и политические иллюзии, безжалостная трезвость мысли, а кроме того, аристократически высокомерный ум склоняли его к назидательной демонстрации. Тон разочарованного пессимиста задается эпиграфом: «Наши добродетели чаще всего являются замаскированными пороками». В произведении содержится ряд блистательных афоризмов, основанных на парадоксе, иронии, обобщении, метафоре. Человек описывается безо всяких иллюзий, что обучает читателя смирению.

Ларошфуко упрекали в вечном пессимизме, категорическом лаконизме, забывая, что максима является светским жанром, предназначенным развлекать, удивлять, провоцировать, свидетельством чему являются несколько примеров.

– завоевать любовь народа. (15)

Ум всегда в дураках у сердца.(102).

Уклонение от похвалы – это просьба повторить ее (149).

Лицемерие – это дань уважения, которую порок платит добродетели (218)

Смирение – это угодный богу алтарь для наших жертвоприношений (537)[1]

– 1679)

Поль де Гонди родился в знатной семье итальянского происхождения. Согласно семейной традиции он избрал духовную карьеру и стал в 1643 г. коадьютором архиепископа Парижского. Он интригует против Ришелье и, став кардиналом (1650), полагает, что Фронда откроет ему путь к власти. Появление Мазарини ставит крест на всех его амбициях; Гонди заключен в Венсенский замок, затем в Нантскую тюрьму, отправлен в десятилетнюю ссылку и возвращается во Францию только в 1661 г., после чего удаляется в замок Коммерси, где пишет свои «Мемуары».

«» (1717)

«Мемуары» выходят в свет только в начале XVIII в. и сперва вызывают интерес своими документальными и историческими сведениями. В самом деле, автор представляется исключительным свидетелем: «Все написанное может быть изложено лишь тем, кто это видел и видел изнутри».

например, Ларошфуко, Ришелье, Мазарини: «Он обладал умом, даром убеждения, веселым нравом, приятными манерами, но все это портилось скверным сердцем». Поразительно описание королевы Анны Австрийской: «В ней было больше язвительности, чем достоинства, больше достоинства, чем величия, больше манер, чем глубины…».

Едва ли можно считать мемуары кардинала де Реца историческим свидетельством, хотя он играл важную роль в обществе в это тревожное время; автор не беспристрастен. Этот политический стратег и моралист кажется сегодня устаревшим. Зато его стиль является образцом красноречия, лаконичности, иронии и ставит автора «Мемуаров» в один ряд с мэтрами классического языка.

1. Перевод Э Линецкой