Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
«Новый лиризм» XIV – XV вв.

XIV – XVI вв.

Утверждения письма.

Литературные формы и жанры

«Новый лиризм» XIV – XV вв.

В конце Средневековья происходит новый расцвет поэзии. Хотя куртуазное обращение сохранилось примерно в тех же формах, куртуазная песня, бывшая главным лирическим жанром для трубадуров и труверов, понемногу отходит в тень, уступая место фиксированным поэтическим жанрам, возникшим из некуртуазных жанров предшествующих веков. Их форма была определена и закреплена Гийомом де машо, а затем его последователями. Действительно, авторитет Гийома де Машо признается всеми, и анонимный автор одного из поэтических трактатов XIV в. дает ему соответствующую характеристику: «Мэтр Гийом де Машо, великий риторик новой формации, положивший начало всем новым литературным формам и совершенным любовным лэ…». Основными жанрами становятся баллады, рондо и вирелэ (три формы с рефреном, произошедшие из «песен для танцев»); баллада обычно состоит из трех строф, связанных рефреном из одного или двух стихов, и часто заканчивается посылкой (торнадой);рондо являет собой короткое «кольцевое» стихотворение: начальные стихи частично повторяются в середине и полностью в конце поэмы, вирелэ – разновидность двойного рондо.

Прежде это были музыкальные формы. Но одним из важных новшеств поэзии это1 эпохи становится разделение поэзии и музыки; Машо, поэт и музыкант, сам выделяет среди своих стихотворений те, что были положены на музыку (с записанными в рукописи нотами), и все прочие. Его последователи отказываются от музыки, акцентируя внимание на игре рифм и звуков, что приведет в конце XV в. к формальным и тщательно продуманным поискам «великих риториков». Эсташ Дешан, ученик Машо и также поэт в своем трактате «Искусство сочинять и слагать песни, баллады, вирелэ и рондо» (1392) разрабатывает целую теорию: он различает «музыку естественную», являющуюся музыкой самих стихов, и «музыку искусственную» (собственно музыку, вокальную или инструментальную).

«Искусство сочинять» является первым трактатом о поэтике на французском языке; в XV и начале XVI в. появляется множество таких трактатов (об искусстве риторики, часто называемом «второй риторикой», т. е. второй по отношению к стихам).

Поэты этой эпохи, и первый среди них Машо, часто обращаются также к гораздо более гибкому жанру «ди» (который уже использует Рютбёф в конце XIII в.), имеющему различную длину и состоящему в основном из восьмисложных стихов с попарно чередующимися рифмами. В ди нередко включаются короткие лирические стихотворения с фиксированной формой. Большое место в них занимает «я» поэта-рассказчика, что совпадает с общей тенденцией в поэзии позднего Средневековья: поэт все больше выдвигается на первый план и охотно изображает самого себя сочиняющим или предлагающим свои стихи в тексте или на иллюстрациях. Он лично заботится о том, чтобы собрать и привести в порядок свои произведения, часто объединенные в сборники (как, например, «Похвала дамам» Гийома де Машо или сбоники Кристины Пизанской – «Сто баллад, рондо и вирелэ», «Рондо» и «Вирелэ» или преобразованные в книги лирических ди (лучшим примером является «Правдивое ди» Машо).

Это придворная поэзия: поэт чаще всего состоит на службе у знатного вельможи или мецената. Гийом де Машо последовательно находился на службе у разных сеньоров; многие его последователи, например, Эсташ Дешан или Ален Шартье, также исполняют различные обязанности при княжеских и королевских дворах. Кристина Пизанская, первая женщина-писательница во французской литературе, является и первым настоящим профессиональным литератором: сочинительством она зарабатывает на жизнь себе и своей семье после смерти мужа. И хотя в поэтическом творчестве эпохи по-прежнему преобладает куртуазное направление, поэты часто вовсе не имеют никакого отношения к жизни при дворе.

Среди учеников Машо выделяется в первую очередь Эсташ Дешан (1346? – 1406 или 1407), в наши дни не слишком известный, но написавший помимо уже упомянутого трактата множество стихотворений на самые разнообразные сюжеты, которые он иногда черпал из собственного повседневного опыта; упорно работая над формой, он во многом способствовал развитию поэзии той эпохи. Отон де Грансон,»савойский дворянин» (между 1340 и 1350 – 1397), прославившийся в свое время больше стихами, чем воинскими подвигами, и трагическим концом, Жан Фруассар и Кристина Пизанская также многим обязаны «мэтру Машо». Куртуазную традицию в XV ы. продолжают Ален Шартье и Карл Орлеанский, тогда как Франсуа Вийон будет пролагать другие пути в литературе.

© 2000- NIV