Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Паскаль (1623 – 1662)

Паскаль (1623 – 1662)

Блез Паскаль родился в 1623 г. в Клермоне (Овернь). Его отец возглавлял высший податной суд. В 1631 г. семья после смерти матери (1626) перебирается в Париж. В 1634 – 1635 гг. Паскаль пишет «Трактат о звуках» и доказывает тридцать вторую теорему Евклида. Принят в академию наук отца Мерсенна. В 1639 г. его отец назначен налоговым контролером в Руане. В 1640 г. выходит «Опыт теории конических сечений». В 1642 г. Паскаль изобретает счетную машину. В 1646 г. в Руане семья обращается в янсенизм; Паскаль повторяет опыт Торричелли. В 1647 г. происходит столкновение Паскаля с Жаком Фортоном (Сент-Анжем), которого он обвиняет в ереси. Паскаль возвращается в Париж, встречается с Декартом. В 1651 г. опубликован «Трактат о пустоте»; Паскаль теряет отца. В 1652 г. сестра Паскаля Жаклин удаляется в монастырь Пор-Рояль. В жизни Паскаля наступает «светский» период: он встречается с шевалье Мере, герцогом де Роанне, Дамье Миттоном. 23 ноября 1654 г. Паскаль впадает в мистический экстаз, который возвращает его к вере. В 1655 г. он живет в Пор-Рояль-де-Шан; там же выходит в свет «Беседа с господином де Саси об Эпиктете и Монтене». В 1656 г., когда Сорбонна выступает с осуждением Арно, Паскаль публикует «Письма к провинциалу». В 1657 г. он набрасывает план «Апологии христианской религии». В 1658 г. Паскаль занимается интенсивной научной деятельностью, пишет трактат о «циклоиде». В 1659 г. Паскаль заболевает и в 1660 г. находится в Оверни. В 1661 г. общество обсуждает дело о «формуляре» (который должны подписывать священнослужители), ведется новая полемика вокруг Пор-Рояля. В 1662 г. Паскаль изобретает системы работы городского транспорта. Болезнь Паскаля усиливается, и 19 августа 1662 г. он умирает в Париже.

«Ужасный гений».

Изобретатель счетной машины, наручных часов, гидравлического пресса, омнибуса не был литератором. Паскаль, которого Шатобриан назовет «ужасным гением», является прежде всего ученым, сформировавшимся удивительно рано и отличавшимся незаурядным умом, необыкновенной любознательностью. Именно научные пристрастия и дарования пробудили у него интерес к богословским вопросам (он пытался примирить чудо веры и опыт разума) и заставили посвятить себя литературе.

«Литературная часть» творчества Паскаля мала, к тому же она зачастую незакончена или уничтожена. За исключением научных произведений, большая часть оставшихся фрагментов опубликована посмертно: различные письма (Кристине Шведской, например), рассуждения (о «Любовных страстях», «Обращении грешника», «Раскаянии», «Полезном опыте болезней», трактаты, например «Дух геометрии»). Так же обстоит дело и с наброском «Апологии христианской религии», которая впоследствии получит название «Мысли».

«Письма к провинциалу» (1656 – 1657)

В начале 1656 г. по просьбе янсениста Антуана Арно, вступившего в спор с иезуитами и желающего привлечь публику на свою сторону, Паскаль соглашается анонимно опубликовать «Письма, написанные провинциалу одним из его друзей по поводу диспутов, проходивших в Сорбонне». В следующем году восемнадцать писем выходят в сборнике под именем Луизы де Монтальт. Успех невероятен. Реальный автор становится известен лишь в 1659 г. Впоследствии это произведение назовут «Письмами к провинциалу».

Книга делится на две части. Письма с I по X представляют собой диалог и адресованы некоему провинциалу, которого посвящают в теологический спор о понятиях «достаточная благодать», «действенная благодать», «будущая власть», сближавшие томистов и молинистов (I-III), которым противостоят янсенисты, считающие, что человек пребывает во грехе (IV). Шесть следующих писем расширяют спор до вопроса казуистики и ее приемов: «пробабилизма», «намеренного направления», «непринужденного благочестия», мысленного ограничения и раскаяния. Вторая часть произведения (письма с XI по XVIII) уходит от диалога и обращается напрямую к иезуитам, уделяя большую часть полемике: автор провозглашает право на насмешку, изобличает обман, отвечает на клевету. Произведение завершается двумя письмами к отцу Анна, в которых автор возвращается к вопросу о благодати и оправданию янсенистов.

Теологический спор. Причина появления «Писем к провинциалу» и первая их цель – рассказать о религиозных спорах, занимающих умы во второй половине XVII в. Янсенизм, вдохновленный тезисами святого Августина, считает условием спасения человека божественную милость, которую именует «благодатью». Последователи святого Фоты и его продолжатель испанский иезуит Молина признают за верующими возможность получить божественную благодать благодаря религиозному рвению. Паскаль отвергает эту соглашательскую позицию, которую называет еретической, и провозглашает превосходство строгости учеников Янсения.

Образцовый памфлет. Это произведение пережило свое время, несмотря на давно позабытые богословские споры, поскольку являет собой один из самых талантливых образцов идейной литературы. Забыв о христианском смирении и поддавшись страсти новообращенного, Паскаль использует все ресурсы своего ораторского таланта, чтобы повергнуть врага и изложить свои убеждения. Его оружием является ирония («ибо мир обольщается словами: немногие углубляются в суть вещей», II), риторика (когда он в седьмом письме высмеивает казуистов в связи с дуэлями), строгость аргументов (искусство убеждать), красноречие и драматизация в чеканных и ярких формулировках: «никакие яростные усилия не могут поколебать истину – они лишь способствуют ее открытию (XII).

«Мысли» (1670)

После безвременной смерти Паскаля его близкие обнаружили девятьсот пятьдесят восемь фрагментов, записанных на больших листах и собранных в двадцать семь пачек. Сначала были изданы две копии, затем, в 1670 г., в Пор-Рояле материалы были подвергнуты цензурной обработке и опубликованы. В 1711 г. племянник писателя, аббат Луи Перье, наклеил оригинальные фрагменты на картон и переплел их в книгу. Этот «Изначальный сборник» послужил исходным образцом для будущих издателей. Бруншвиг (1904) расположил фрагменты по собственному разумению, Шевалье и особенно Лафюма (1948) предпочли изначальный порядок в расположении четырехсот фрагментов, разделенных на двадцать семь частей, и попытались классифицировать пятьсот двадцать дополнительных фрагментов.

Паскаль хотел, чтобы его «Апология» развивалась в той последовательности, которая была определена двадцатью семью пачками заметок. После вступления, рассказывающего о замысле произведения («Порядок»), они делятся на две большие части: описание человека без Бога – одновременно антропологический и богословский анализ (2 - 10, «Тщеславие», «Страдание», «Скука», «Смысл действий», «Величие», «Развлечение» и т. д.). Затем в середине («В. П. Р.» - в Пор-Рояль, 11) происходит переход к собственно апологической части, доказывающей необходимость религии, превосходство христианской модели, истинность и прочность ее основ («Начало», «Ложность других религий», «Сделать религию приятной», «Раввинат» и т. д.,12–25). И, наконец, заключение (26-27) прославляет счастье обращенного, который согласится принять Бога и любить его.

Этот план, возможно предварительный, во всяком случае, неполный, не может описать всего богатства произведения, в котором выделяется несколько доминирующих целей.

Сила риторики. Чтобы обратить неверующего, нужно обладать способностью к убеждению. Благодаря сочетанию геометрического склада ума (языка разума) и проницательности (голос чувств) можно понять и объяснить мир: «Проницательность является частью здравого смысла, геометрия – частью разума». Другие «мысли» основаны на красноречии и искусстве диалектики, ресурсы которых умело использует сам Паскаль.

Обманчивые силы. В своих поисках истины человек вводится в заблуждение силами, которые Паскаль объединяет под названием «воображение» а также «тщеславие». Таковы самолюбие, обычаи, мнение и т. п. Пользуясь выводами Монтеня, апологет становится психологом и социологом, чтобы описать вред воображения. «господина заблуждений и ошибок».

Двойственное существо. Человек разрывается между противоречивыми устремлениями. Он одолеваем своей слабостью и спасается благодаря своему разуму: «Человек – лишь тростник, но тростник мыслящий». Узник собственных тревог, он предпочитает «развлекаться», чтобы забыть свое состояние. Сомневающийся во всем, он безропотно покоряется беззаконию, считая его правосудием: «Доброе правосудие подобно пограничной реке: правда находится по одну сторону Пиренеев, ложь – по другую».

Нищета метафизики. В своем неограниченном тщеславии человек полагает себя центром вселенной, в то время как является ее малой составляющей: «Ничто по отношению к бесконечности; все по отношению к ничто, середина между ничем и всем». Подобная трагическая ситуация должна побудить его смиренно покориться и согласиться признать существование Бога.

Тайна Бога. Чтобы исполнить свое предназначение, №Апология» должна привести доказательства существования Бога и превосходства христианской религии. Изучение пророчеств, возвещенных Евангелием, пример Иисуса Христа, мессии и искупителя, позволяют преодолеть мрак невежества и найти «скрытого Бога»: «Довольно света, чтобы озарить избранных, и довольно тьмы, чтобы их усмирить». Деление мира на три «ордена» позволяет решить человеческие противоречия и понять божественное послание. Над орденом плоти (сфера материи и насилия) доминирует орден разума (мысль и наука) и орден милосердия (блаженство и любовь).

«Мысли» - книга, не поддающаяся никакой классификации, книга уникальная и незавершенная. Это свод размышлений и аргументов, способных внушить читателю достаточно страха, чтобы тот принял учение католицизма. Здесь перечислены также качества «порядочного человека» того времени, которые воплощены в самом Паскале: тонкое изящество художника (примером чему является стиль) сочетается в нем с морализаторством (его афоризмы отпечатываются в памяти) и пылкой верой (оказывающей влияние на других).

© 2000- NIV