Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Прециозная литература

Прециозная литература

К середине XVII в. развивается сложное для определения течение, определяемое как прециозное. Или «жеманное», от слова «жеманницы», которым называют молодых женщин, желающих отличиться утонченностью вкуса. Языка и поведения. Эта тенденция является всего лишь результатом светской моды, существовавшей во все эпохи. Но XVII век, в котором придворная жизнь достигает наиболее активного развития, лучше чем другие воспринимает эту моду, затронувшую все европейские страны – Англию (эвфуизм), Италию (маринизм), Испанию (гонгоризм). Поэзия и роман также отражают эту тенденцию.

Оноре д'Юрфе (1557 – 1625).

Этот аристократ, член Лиги, тонкий литератор и бретер, разрывается между фамильной колыбелью Форе, Италией и двором в Париже, где его заметила Екатерина Медичи. Среди прочих сочинений он оставил потомкам объемистый роман «», ставший одним из самых популярных в XVII в. и подготовивший прециозное направление.

«Астрея» (1607 – 1627).

Этот роман, насчитывающий почти пять тысяч страниц, состоит из пяти частей. Каждая из которых разделена на двенадцать книг. Действие романа происходит в V в. Пастух Селадон влюблен в пастушку Астрею. Злой случай разлучает влюбленных, которые пытаются соединиться всеми средствами и при помощи друида Адамаса. Основная интрига, осложненная множеством перипетий, прерывается многочисленными «историями», разрывающими и осложняющими повествование.

Заслугой д'Юрфе является популяризация во Франции пасторального романа, унаследованного у итальянцев и испанцев. На фоне сельского пейзажа утонченные и изящные персонажи совершают разнообразные любовные подвиги, противопоставляя искренность своих чувств коварству окружающего мира.

– 1701).

Среди многочисленных продолжателей или подражателей «Астреи» отдельного упоминания заслуживает Мадлен де Скюдери. Ее салон, открытый в Париже на улице Тампль в 1647 г., становится центром прециозного направления и объектом насмешек Мольера (комедия «Смешные жеманницы», 1659). Ее творчество огромно и, за исключением нескольких стихотворений, полностью принадлежит к жанру галантного романа. В 1641 г. писательница издает роман «Ибрагим, или Великий паша» в четырех томах; но первый большой успех она снискала, создав роман «Артамен, или Великий Кир», десять томов которого вышли в свет в период между 1644 и 1653 г. Используя античный и персидский антураж, она изображает некий парижский салон. А в нем под вымышленными именами (себя она выводит под именем «прославленной Сапфо») самых известных завсегдатаев Отеля Рамбуйе. К этой теме она возвращается в романе «Клелия, или Римская история» (1654 – 1661), другом десятитомном романе, первоначально опубликованном под именем ее брата Жоржа.

«Клелия, или Римская история» (1654 – 1661).

Это монументальное произведение, роман с ключом, в героях которого любили узнавать себя современники писательницы, является образцом прециозного романа. Написанная аффектированным языком галантная история, состоящая из невыразительных эпизодов, разворачивается в вымышленном Риме эпохи войны против Тарквиния. Книга вызывает интерес прежде всего впервые появившейся знаменитой «Картой Страны Нежности» с реками, озерами, городами, которые носят названия Дружба, Уважение, Привязанность, Изящные стихи, галантные записки, Небрежность или Безразличие.

Успех романа мадемуазель де Скюдери бесспорен, хотя были и другие писатели, сегодня незаслуженно забытые, например Гомбервиль, автор авантюрного романа («Полександр», более пяти тысяч страниц, 1619 – 1637), или Ла Кальпренед, другой плодовитый романист, прославившийся в историческом жанре среди прочих романом «», двенадцатитомным произведением о Галлии V в.

Вуатюр (1598 – 1648).

Венсан Вуатюр, провинциальный простолюдин, поступивший на службу к Гастону Орлеанскому, брату Людовика XIII, был одним из завсегдатаев Отеля Рамбуйе, где пользовались успехом его изящные шутки, его талант использовать «малые поэтические жанры» - эпиграмму, сонет, эпистолу, элегию. Он также любил писать письма – адресованные светским особам, - в которых демонстрировал вкус к психологическим описаниям, витиеватым любезностям, прециозным метафорам. Будучи академиком. Он тем не менее не пожелал при жизни публиковать свои произведения. В основном сохранились его поэмы, написанные изысканными стихами: «Сонет Урании», «Рано проснувшаяся красавица» и «Письмо Карпа Щуке», посвященное герцогу Энгиенскому в ноябре 1643 г.

«войне сонетов».