Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Расин (1639 – 1699).

Расин (1639 – 1699).

22 декабря 1639 г. в Ферте-Милон был крещен Жан Расин. В 1641 г. умирает его отец, затем мать (1643) и мальчик воспитывается дедом и бабкой, Мари Демулен. В 1649 г. живет с бабушкой в Пор-Рояль-де-Шан. В 1649 – 1655 гг. Расин обучается в «малых школах» янсенистов, затем в коллеже Бовэ. В 1655 – 1658 гг. он возвращается в Пор-Рояль. В 1659 г. Расин изучает философию в Париже в коллеже д'Аркур; кузен Расина Никола Витар, секретарь герцога де Люиня, вводит его в свет. Вскоре Расин завязывает дружеские отношения с Лафонтеном. В 1660 г. пишет сонет для королевы «Нимфа Сены». В 1661 – 1663 гг. Расин пребывает в Юзе у дяди Антуана Сконена и стремится добиться духовной должности. В 1663 г. выходит в свет ода на «Выздоровление короля», затем «Слава муз». В 1664 г. состоялась первая постановка труппой Мольера пьесы «Фиваида, или Братья-соперники». В 1165 г. поставленный Мольером «Александр» передан труппе Бургундского Отеля. В 1168 г. происходит разрыв с Пор-Роялем, не приемлющим театральную и светскую карьеру своего бывшего пансионера. В 1667 г. постановка «Андромахи» с Терезой Дюпарк в заглавной роли. В 1668 г. эта актриса умирает. Расин создает комедию «Сутяги» в подражание Аристофану. Постановки драматических произведений Расина: «Британик», исполненный Шанмеле (1669), «Береника» (1670), «Баязет» (1672). В 1673 г. он принят во Французскую академию, возведен в дворянское звание, пользуется покровительством Конде, мадам де Монтеспан, Кольбера. Созданы пьесы «Митридат», «Ифигения» (1674). Расин подружился с Буало. В 1677 г. увидела свет трагедия «Федра». В том же году Расин вступает в брак с Катрин Романе. Вместе с Буало он вскоре назначен королевским историографом. В 1679 г. происходит его сближение с Пор-Роялем и отдаление от театра. В 1689 г. по просьбе мадам де Ментенон Расин пишет «Эсфирь» для учениц коллежа Сен-Сир. В 1690 г. назначен королевским камергером. В 1691 г. вышла пьеса «Гофолия» («Аталия»). В 1693 – 1698 гг. Расин ведет образцовую жизнь в кругу семьи, при королевском дворе и среди янсенистов. В 1698 г. опубликована его «Краткая история Пор-Рояля». 21 апреля 1699 г. Расин умирает в Париже; похоронен в Пор-Рояле.

Насыщенное творчество.

В сравнении с Корнелем творчество Расина можно счесть скромным по объему, поскольку мы обязаны ему только одиннадцатью трагедиями (треть корнелевского творчества). Оно также сконцентрировано во времени, поскольку девять из этих пьес написаны всего за двенадцать лет (20 июня 1664 г. «Фиваида» -1 января 1677 г. «Федра», т. е. одна трагедия за год). Наконец, творчество Расина является узконаправленным, поскольку за исключением комедии в трех актах «Сутяги», нескольких стихов на латыни и французском, сочинений по случаю (эпиграммы, рассуждения, хроники), в целом его творчество принадлежит к одному жанру – трагедии.

Расин делает блестящую карьеры, способствующую его литературной славе и повышению материального благосостояния. Его драматическое творчество неразрывно связано со средой, в которой оно создавалось, - двором Людовика XIV. Сюжеты, целиком заимствованные из Греко-латинской античности, всегда отмечены величественной серьезностью, персонажами произведений являются короли, принцы, придворные, иными словами, двойники – сходство, едва прикрытое временным разрывом, - покровителей поэта. В центре трагического пространства находится величественная фигура короля (царя, Бога, императора, принца, героя, отца…). Обладающий всей полнотой мирской власти, центральный персонаж обретает функции судьбы и управляет всеми остальными персонажами. Великолепие королей, к которым Расин как истинный придворный питает восхищение и страх, согласуется с волей богов, за которыми он как янсенист признает высшую власть.

Трагедия страстей.

Из подобного лобового столкновения героя с неконтролируемым всемогуществом трансцендентальных сил рождается трагедия. Театр Расина любит показывать гибельные последствия неутомимой и убийственной страсти. Не имея возможности удовлетворить свою исключительную любовь, героини (Аталида, Гермиона, Федра) устремляются навстречу смерти – которую они даруют или получают. Герои (Нерон, Орест, Тесей) становятся игрушками рока. Под влиянием страсти самый достойный персонаж превращается в чудовище, чье наказание – заслуженное и неотвратимое – напоминает нам о законах сострадания и умеренности. Изображающий двор и великих мира сего художник превращается в безжалостного в своих показаниях свидетеля губительных человеческих страстей.

Простота и поэзия.

«Беренике» Расин, следом за Буало, определяет предмет трагического театра: «Главное правило – нравиться и трогать. Все другие созданы лишь для того, чтобы достичь первого». И добавляет: «Любое изобретение состоит в том, чтобы сделать что-то из ничего». О драматическом законе автор говорит и во втором предисловии к «Британику»: «Действие, простое по своей сути, не перегруженное событиями, каковым ему и следует быть, ибо оно ограничено пределами одного дня, действие, шаг за шагом продвигающееся к своему завершению и основанное лишь на желаниях, чувствах, страстях участников…»[1]

сокращается, время просчитывается, характеры, подчиняющиеся законам правдоподобия, обретают гибкость и человечность, язык, подчиняющийся правилам благопристойности, обретает сдержанность, которая лишь подчеркивает накал страстей. Театр Расина является театром внутренним, экономным; пьесы не длинные; лексика практически бедная, во всяком случае, абстрактная; риторика тщательно обузданная.

Подобная скудость расиновского искусства, разумеется, с некоторыми уступками и поправками соответственно вкусам того времени, оправдывает данный поэтический объем, из которого вытекает его полное неподчинение моде. Более трех веков Расин продолжает быть знаменитым как создатель прекрасных александрийских стихов и как совершенный аналитик человеческой души.

«Андромаха» (1667)

Когда была написана первая значительная трагедия Расина неизвестно, как неизвестно время написания большей части его пьес. 17 ноября 1667 г. «Андромаха» была поставлена в апартаментах королевы ( в присутствии короля) с успехом, сравнимым с представлением «Сида».

Пирр, король Эпира и победитель Трои, захватил в плен Андромаху, вдову Гектора, и их сына Астианакса. Чтобы преодолеть холодность троянки, которую Пирр желает взять в жены, он угрожает отдать ребенка Оресту, явившемуся требовать его от имени греков. После колебаний Андромаха соглашается на брак, после заключения которого она собирается умереть. Гермиона, брошенная Пирром невеста, желая отомстить, приказывает Оресту, рассчитывающему завоевать любовь молодой женщины, убить Пирра. Пирр убит, Гермиона кончает с собой, Орест впадает в безумие, Андромаха остается в Эпире одна.

Эта юношеская пьеса, сюжет которой был навеян Вергилием («Энеида», III), Еврипидом («Андромаха») и Гомером («Илиада»), позволила Расину отмежеваться от своих предшественников, особенно от Корнеля, заявив о собственных драматических принципах и поэтическом таланте. Оригинальность «» покоится на четырех особенностях:

Отсутствие героических ценностей (славы, величия, непогрешимости) и наличие ценностей трагических

Техническая искусность в построении интриги и ее развитии: каждый персонаж любит того, кто не любит его, и любим кем-то другим, каждый поступок оказывает влияние на поступки других персонажей, вместе они составляют цепь, готовящую финальную катастрофу.

Психологическая тонкость «Нет, я иду туда, где заточен мой сын» [2] (акт I, сцена 4). Гермиона, гордая, страстная, яростная:

«Когда так низко, гадко

Ты поступил со мной, я – та же, что была:

В душе моей любовь, увы, не умерла!»

( акт IV, сцена 5).

Чистота стиля, достаточно гибкого, чтобы передать патетические чувства матери

(«Самой убить его! Какое ликованье –

Увидеть свой кинжал в кровоточащей ране»

Отчаяние правителя («Несчастий причинил я много, в самом деле», акт I, сцена 2). «Благородный» язык трагедии и двора заменяет разговорный, способный как возродить мифологическую вселенную, так и передать муку современных сердец.

«Британик» (1669).

Этой пьесой Расин хотел заставить замолчать критиков, ограничивавших его талант любовными сюжетами и противопоставлявших ему Корнеля как творца исторической правды. Пьеса была показана 13 декабря 1669 г. и принята сперва скромно, но на следующий год – с большим успехом.

В 55 г. н. э. в Риме Нерон, молодой император, желает избавиться от влияния своей матери, регентши Агриппины. Он думает, что добьется этого, женившись против воли матери на Юнии и устранив Британика, другого претендента на трон. Ненадолго успокоенный своим советником Бурром, Нерон вновь впадает в ярость, узнав, что Юния и Британик любят друг друга. Подбадриваемый коварным Нарциссом, раздраженный заступничеством матери, он приносит своего соперника в жертву, объявляет опалу Агриппине и позволяет Юнии уйти к весталкам.

«Британик» - пьеса, более серьезная, чем «Андромаха», и в силу самого своего сюжета обладает некоторыми «героическими» чертами. Своим успехом трагедия обязана гармоничному сочетанию двух движущих сил:

Несомненно, менее важная в глазах Расина, который отрицал политическое прочтение своей трагедии и, невзирая на признание своей зависимости (особенно в отношении Тацита), позволил себе вольно обращаться с историей. Пьеса развивает темы конфликта за власть, заговора, соблазна тирании. Фигуры Нерона, «рождающегося чудовища», амбициозной Агриппины, доблестного служаки Бура, Нарцисса «с подлой душой» составляют галерею мира политики.

Психологическая и сентиментальная составляющие соединяются с предыдущей, придавая ей трагическую окраску. Благодаря любовной паре, состоящей из немного бесцветного Британика и Юнии, умной, страстной и умеющей играть страстями («Ты наслажденьями свой каждый полнишь час», Нерону, акт II, сцена 3). Благодаря паре советников и особенно подробно выписанному характеру Нарцисса. Наконец, благодаря семейной паре Агриппины и Нерона – чудовища вчерашнего и чудовища завтрашнего, противостоящих друг другу в ужасной сцене 2 акта IV: «Поближе сядь, Нерон».

«Федра» (1677).

«Ифигения» датируется августом 1674 г.) Расин возвращается в театр ради последней светской трагедии, вдохновленной Еврипидом. Поставленная 1 января 1677 г., пьеса немедленно стала соперничать с пьесой Прадона на тот же сюжет, которая была сыграна тремя днями позже. Благодаря своим достоинствам и покровительству, оказанному ее автору, «Федра» Расина быстро затмила конкурентку.

Ипполит, сын героя Тесея, собирается покинуть Трезены, чтобы найти своего отца, о котором не имеет известий, и увести с собой Арикию, юную царевну, в которую он влюблен. Его мачеха Федра, без памяти влюбившаяся в молодого человека, открывает ему свои чувства, ставшие возможными благодаря объявлению о смерти Тесея. Но новость оказывается ложной, и царь возвращается. Федра думает о самоубийстве, но, узнав, что Ипполит любит Арикию, из ревности решает обвинить его перед Тесеем в посягательстве на ее честь. Разгневанный Тесей призывает на голову сына месть богов. Когда он спохватывается, уже слишком поздно: Ипполит мертв, Федра признается во всем, а потом принимает яд.

Исключительная героиня– как у Еврипида – «Федра и Ипполит». Укоротив название, Расин подчеркивает превосходство женского персонажа, фигуры, завораживающей своей разрушительной страстью. Федра, на которую давит тяжелое наследство рокового родства («дочь Миноса и Пасифаи»)Ю одержима преступной любовью, которую никогда не сможет разделить, и осознает это с холодной ясностью даже в самые сильные моменты страсти. Она знает, что боги против нее («Всем показать должна я Афродиты власть» [3], акт I, сцена 3), что судьба предрешена («Я все равно умру – умру с пятном позорным», там же), что ее счастье невозможно. Но она не может смириться с поражением («Так, значит, нежное тепло и страстный зной/ Ему не чужды?», акт IV, сцена 5). На краю инцеста и адюльтера она сохраняет свое величие и ясность сознания. Ее погружение в пучину страсти будет таким же яростным, как ее ревность, как решение покончить с собой.

Картина удела человеческого. Конфликты, среди которых сражается это исключительное создание, - желание и верность, супружеская измена и добродетель, покорность богам и свобода выбора – являются на деле конфликтами, разрывающими бедное человечество. Два других главных персонажа также разрываются между противоречивыми побуждениями: Ипполит между обетом целомудрия и любовью к Арикии. Тесей между отеческой любовью и оскорбленным царским достоинством. Расин противопоставляет слабость человеческой плотской и материальной природы и величие духовных устремлений. Предпочтем ли мы оставить пьесе ее языческое, античное значение (битва между Артемидой, Афродитой и Посейдоном) или придадим ей христианскую янсенистскую интерпретацию (искупление вины грешницей, назначенное суверенным и непреклонным Богом), «Федра» обретает свой смысл только в связи с трагическим положением человека в мире. Драма невозможной любви становится в этом случае драмой возвышенной.

«Аталия» (1691).

«Эсфирь», появившаяся двумя годами ранее, знаменовала возвращение Расина к трагедии, предназначенной на сей раз служить прославлению христиан. «Аталия», написанная также для учениц школы Сен-Сир, призвана дополнить эту обязательную программу, иллюстрируя эпизод Ветхого Завета. Не слишком любимая автором, пьеса пользовалась большим успехом.

Старая царица Аталия правит в Иерусалиме после того, как приказала казнить потомков Давида и объявила вне закона культ истинного Бога. Первосвященник Иодай готов короновать царем Иудеи ребенка Иоаса, спасенного от резни и выращенного под именем Элиакима. Аталия проникает в храм и, взволнованная сном, хочет забрать мальчика к себе. Иодай отказывает ей и организует сопротивление. Несмотря на вмешательство Матфана, затем Авенира, Иоас коронуется, Аталия терпит поражение, и ее предают смерти. Еврейский народ получает нового царя.

Тема трагической фатальности отходит на второй план на фоне экзальтации веры как победительной силы, обезоруживающей преследователей.

Влияние янсенизма «Богу ревнивому», «Богу мстительному» и через непримиримость верующих, которая порой близка (таков случай Иодая) к фанатизму: «Безжалостный Бог, ты один всем управляешь», - признает Аталия перед смертью (акт V, сцена 5).

Драматические действия отмечены влиянием религиозной литературы Ренессанса. Такова фигура Аталии, «царицы-убийцы», пораженной божественной силой (в знаменитой сцене о вещем сне, акт II, сцена 5); таково присутствие ребенка-царя, посланника Божьего и прародителя Христа; таков легендарный и священный образ Иодая, ставшего военачальником вопреки своему желанию.

Присутствие хора, полностью интегрированного в действие, придает произведению .

Однако финальная идея обретает сущность трагического спора: спора о чуде, в который индивидуум, верующий или неверующий, оказывается погруженным с самого рождения, и спора о кровавой истории, о попытках человека построить общество, исповедующее истинную веру.

  1. Перевод И. Линецкой.
  2. Перевод И. Шафаренко и В. Шора.