Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Роман и новые повествовательный формы

Роман и новые повествовательный формы

В период XIV – XV вв собственно жанр романа никаких изменений не претерпел. «Мелиадор» Фрауссара (незавершенный, более тридцати тысяч стихов!) представляет собой последний большой артуровский роман в стихах (между 1365-1380). Продолжают появляться большие романы в прозе, например «Исай Печальный» (конец XIV в.), история сына Тристана, или огромный «Персефорест» (около 1340), где была сделана попытка объединить легенду об Александре (герой является его братом, ставшим королем Британии) с легендой о Граале. Но больше всего «перелагаются в прозу» романы и жесты предшествующих веков. В конце Средневековья эти два жанра фактически сливаются (сближение происходит уже в некоторых поздних жестах, куда проникают романические элементы). Эти прозаические «переложения» будут пользоваться невероятным успехом в XVI в., когда их начнут печатать, и позже (в сокращенном и модернизированном виде в числе популярной литературы, которой торговали разносчики).

Выделяются несколько оригинальных произведений, например «Мелюзина» в прозе Жана из Арраса.

«Мелюзина» (1392-1393).

Роман написан по просьбе Иоанна Беррийского и рассказывает историю любви Раймондена и феи Мелюзины, благодаря которой герой основывает замки и знаменитый род Лузиньянов, но потом теряет Мелюзину, потому что пренебрег ее запретом и подсмотрел, как на купается, обратившись до талии в змею.

«используется» в данном случае для повышения родового престижа и вводится в «генеалогический» роман, который продолжается историей о судьбе сыновей Мелюзины. Существует также другая версия легенды, написанная в стихах несколькими годами спустя Кудретом.

«Маленький Жан из Сентре» является самым знаменитым произведением Антуана де ла Саля – около 1460), человека военного, прожившего полную приключений жизнь, разностороннего писателя (среди прочих произведений создавшего «Рай королевы Сибиллы» по случаю путешествия в Италию и познавательный трактат «Салат», в котором описываются все виды «трав», а в названии обыгрывается к тому же имя автора).

«Маленький Жан из Сентре» Антуана де ля Саля (1456).

Роман навеян жизнью реальных людей и начинается как куртуазный «роман воспитания»: это чувственное и рыцарственное обучение «маленького Жана» у таинственной дамы; но в конце романа героя, свершившкго все мыслисые подвиги во имя любви к своей даме, постигает жестокое разочарование, и действительность оказывается куда более тривиальной: соперником отважного рыцаря становится жалкий аббат, любовник дамы, который осыпает Жана насмешками. И хотя в финале Жан жестоко мстит даме и ее любовнику, куртуазные идеалы терпят поражение, а конец романа напоминает скорее концовку фаблио или реалистических новелл XV в. Роман символизирует кризис рыцарских и куртуазных ценностей и передает чувство неуверенности, охватившее аристократию того времени.

«Пятнадцать радостей брака» (начало XV в.?) – сатирическое произведение (заглавие пародирует «Пятнадцать радостей Девы Марии»), в котором перечисляются различные несчастья, ожидающие мужчину, попавшего «в брачную западню», представляет собой каталог антифеминистских и антиматримониальных тем Средневековья, представленных в виде небольших живописных картин. «Сто новых новелл», написанных при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго в период 1456-1467 гг. по образцу «» Боккаччо (получившего во Франции название «Сто новелл») с намерением обновить его, являются первым большим сборником новелл на французском языке. Неизвестный «актер» (автор) дает слово тридцати рассказчикам, названным по имени, среди которых были люди очень известные (в частности, монсеньер герцог); хотя сюжеты заимствованы из различных источников (итальянские сборники, фаблио), их трактовка отличается острым интересом к повседневности и зачастую весьма сочным реализмом. Много раз переизданные впоследствии, эти новеллы окажут большое влияние на развитие жанра.

«Книга о Сердце, объятом любовью» (145) Рене Анжуйского (короля Рене, 1409-1480, кратковременного правителя Сицилии, прославленного организатора рыцарских турниров и куртуазных «парадов», поэта и мецената) была навеяна одновременно «» и «Поисками святого Грааля»: Сердце является персонификацией рыцаря, который отправляется на поиски своей дамы, Милосердия, похищенной Угрозой. Это поэтический синтез куртуазной лирики и романа, но меланхолический конец отражает закат рыцарства и завершение целой эпохи.