Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Романы в прозе: цикл «Ланселот – Грааль».

Романы в прозе: цикл «Ланселот – Грааль».

Самым знаменитым из крупных прозаических циклов является «Ланселот – Грааль» (около 1225-1230, называемый также «циклом Вульгаты»), вобравший в себя историю Ланселота и историю Грааля. Он насчитывает пять частей: «История Грааля» и «Мерлин», добавленные позднее (около 1230-1235) и позаимствованные Робером де Бороном, собственно «Ланселот», составляющий основу цикла и самую большую его часть (около двух с половиной тысяч страниц), «Поиски святого Грааля» и «Смерть короля Артура». Несмотря на фиктивную атрибуцию двух последних частей Вальтеру Мапу, клирику XII в., в целом эти произведения анонимны (судя по всему, к ним приложили руку несколько авторов, возможно, работавших под руководством одного из них). Достаточно близкие по стилю, они имеют разное звучание: куртуазное в «Ланселоте», мистическое в «Поисках святого Грааля», где рассказ о приключениях часто прерывается с целью объяснить их «смысл», мрачное и почти трагическое в «Смерти короля Артура».

В «Ланселоте» рассказывается история главного героя цикла: рождение, похищение Озерной Девой и детство в волшебной стране (откуда его прозвище – Ланселот Озерный), прибытие ко двору короля Артура и мгновенно вспыхнувшее чувство к королеве Гениевре, любовь к которой он сохранит на всю жизнь и благодаря которой быстро прославится как «лучший рыцарь на свете», необыкновенная дружба с Галеотом, многочисленные приключения, пересекающиеся с приключениями других рыцарей короля Артура. В романе «Поиски святого Грааля», являющемся продолжением «Ланселота», все рыцари отправляются в поход за святыней; но Ланселот не может добиться успеха по причине своей любви к замужней королеве; достичь цели удается лишь Персевалю, Бору (кузену Ланселота) и невинному Галахаду, сыну Ланселота, который становится королем Грааля и умирает, узнав все его тайны, а Грааль переносится на небеса. Любовь Ланселота и королевы в конце концов косвенно приводит к гибели артуровского мира в «Смерти короля Артура»: Артур, смертельно раненный в битве при Солсбери своим сыном и племянником Мордретом и бросивший в озеро свой меч Эскалибур, переносится феей Морг (или Морганой) на остров Авалон; Гениевра удаляется в аббатство, Ланселот, единственный оставшийся в живых, благочестиво заканчивает свою жизнь отшельником.

Существуют и другие циклы прозаических романов (например, «Тристан в прозе», от которого сохранилось множество версий XIII и XIV вв.). В этих больших романах появляется новая манера письма: помимо стилистических особенностей изложения в прозе в них развивается техника скрещивания (которая состоит в переплетении различных повествовательных линий) и повторного использования мотивов. Успех этих романов у многих поколений читателей на протяжении веков (очень популярные вплоть до XVI в., они затем, подвергшись переделкам и упрощениям, стали широко распространяться в виде небольших книжечек) был вызван не только интересными и развлекательными приключениями, но также полным представлением всего пространства и символическим значением приключений. Странствующие рыцари бродили по дорогам в поисках приключений и смысла жизни в эпоху больших изменений, когда сам этот смысл становился все более неопределенным.

© 2000- NIV