Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Руссо ( 1712 – 1778).

Руссо ( 1712 – 1778).

Жан- Жак Руссо родился в Женеве в 1712 г. Его отец был часовщиком, а мать – дочерью пастора, она умерла почти сразу после родов. С 1722 г. Мальчик находится на пансионе в Боссе у пастора Ламберсье. В 1724 – 1726гг, возвратившись в Женеву, Руссо берется за любую работу. В 1728 г. Он знакомится в Аннеси с мадам де Варенс, которая посылает его в Турин для обращения в католичество. В 1729 – 1730гг. Руссо путешествует по Швейцарии и Франции; живет, чем придется. В 1734 г. Он гостит в Шармет (около Шамбери) у мадам Варенс. В 1740 г. Он становится наставником сыновей г-на де Мабли. В 1742 г. Руссо приезжает в Париж, а в 1743 г. Служит секретарем французского посла в Венеции. В 1745 г. Создает либретто оперы «Галантные музы». Руссо вступает в связь с белошвейкой Терезой Левассер, которая родит ему нескольких детей, отданных на воспитание в детский дом. В 1749 г. Руссо пишет статьи о музыке для «Энциклопедии». В 1750 г. Академия Дижона награждает его «Рассуждения о науках и искусствах». В 1752 г. созданы «Деревенский колдун», еще одна опера; комедия «Нарцисс». В 1749г. Руссо возвращается в Женеву и вновь обращается в протестантизм. Руссо пишет «Рассуждения о происхождении неравенства». В 1756 г. он перебирается в Эрмитаж, около Монморанси, к мадам д'Эпинэ, затем в Монлуи, к маршалу Люксембургскому. Вскоре Руссо увлекся мадам д'Удето. В 1758 г. Руссо создает «Письмо к д'Аламберу о театральных зрелищах», затем выпускает роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Письма к господину де Малербу», «Об общественном договоре», «Эмиль» (1762), чем навлекает на себя гнев и осуждение Парламента. Руссо бежит в Швейцарию в Ивердон, затем в Невшатель и, наконец, на озеро Бьенна. Там он начинает писать «Исповедь» В 1766 г. совершает короткое путешествие в Англию. Вернувшись во Францию, живет у друзей в провинции Дофине, затем перебирается в Париж на улицуПлатриер. В 1772 – 1776гг. он пишет «Диалоги», в 1777 г. – «Прогулки одинокого мечтателя». В 1778 г. Руссо находит убежище в Эрменонвиле у маркиза де Жирардена. Жан- Жак Руссо умирает 2 июля. В 1794 г. его прах переносят в Пантеон.

Нетипичный философ.

Руссо занимает особое место в литературе XVIII в. и даже, как он говорит об этом на первой странице «Исповеди», в человеческом обществе: «Я не похож на тех, кого я видел, думаю даже, что не похож ни на кого из тех, кто существует», Самоучка плебейского происхождения, скороспелый и беспорядочный читатель, человек чувствительный и полный воображения, дух независимый и гордый – ничто не предвещало того, что он будет принимать участие в светской жизни или в философских сражениях своего времени. Более того, невзирая на признание, что ему трудно излагать свои мысли на бумаге (Я никогда ничего не мог сделать с пером в руке», «Исповедь», III), позднее обращение к литературе и явное предпочтение, отдаваемое ботанике или музыке, он оставил нам значительное количество произведений в самых различных жанрах.

От «рассуждений» к автобиографии.

В этом многообразном творчестве можно выделить три направления:

  • -рассуждения и эссе, которыми Руссо дебютирует в двух «Рассуждениях», адресованных Дижонской академии и к которым обратится в дюжине других сочинений, касающихся искусства («Письмо к д'Аламберу о театральных зрелищах», «Письмо о музыке»), науки («Письмо о началах ботаники»), политики («Письмо о корсиканском законодательстве», «Рассуждение о правительстве Польши» и особенно «Об общественном договоре»), педагогики («Эмиль»);
  • - роман, оказавшийся единственным, но имевший колоссальный успех, «Юлия, или Новая Элоиза»;
  • -автобиографические произведения, составляющие значительную часть его творчества («Письма к господину де Малербу», «Диалоги», «Руссо судит Жан-Жака», «Прогулки одинокого мечтателя», «Исповедь») и заложившие основу автобиографического жанра во Франции.

Единство творчества.

Несмотря на жанровое разнообразие, творчество Руссо сохраняет единство, основанное на:

  • -связности философских идей: мысль Руссо покоится на нескольких несложных принципах таких как превосходство природного состояния над общественным, постулат изначальной невинности, необходимость социального договора, второстепенная роль Разума, вера в простого доброго Бога, отвечающего голосу совести и инстинктивным побуждениям;
  • -объединяющей силе страстной личности, одаренной искренностью и нежной чувственностью, не склонной к философским теориям («Похоже, сердце мое и ум принадлежат разным людям», «Исповедь», III) и выражающей свои мысли в элегантном ораторском стиле, выработанном посредством труда и воли.

Новаторское творчество.

Творчество Руссо при его жизни получило большое признание, поскольку оно словно отвечало неким ожиданиям. Таковы ожидание идеала безыскусной простоты, противопоставленной искусственности светской жизни, ожидание сдержанной искренности, далекой от шумной боевитости философов. Влияние Руссо сравнимо с его заслугами: с одной стороны, он предвосхитил слезные излияния романтизма, с другой – посредством идеи народного суверенитета подготовил потрясения революции и внедрение в общество республиканских идей.

«Юлия, или Новая Элоиза» (1761).

Затворническая жизнь (начиная с 1756 г.) в Эрменонвиле позволяет Руссо удовлетворить свое пристрастие к мирной сельской жизни, что отражается на его творчестве. Особенно в романе «Новая Элоиза», написанном в несвойственном ему и даже презираемом им литературном жанре, который был словно навязан обстоятельствами: «Невозможность встречи с реальными людьми окунула меня в страну химер» («Исповедь»,IX), - но дал возможность взять реванш у жизни.

Юлия д'Этанж живет на берегу озера Леман около Лозанны. Она питает любовь к своему наставнику Сен-Пре, но высокое положение в обществе запрещает ей брак с простолюдином. Сен-Пре уезжает из Швейцарии в Париж, Юлия решается выйти замуж за друга семьи господина де Вольмара. Проходит время. У Вольмаров рождаются двое детей. Парижские развлечения не могут увлечь Сен-Пре. Желая угодить жене, Вольмар приглашает Сен-Пре пожить у них. Встреча и разочарование: время изменило обоих влюбленных. Однажды младший сын Юлии падает в реку. Спасая его, Юлия простужается и умирает, взяв с Сен-Пре обещание следить за ее детьми.

Этот эпистолярный роман демонстрирует совершенный талант и вкус Руссо. В нем мы обнаруживаем:

  • лирическое описание природы. Женевское озеро, горы Валэ, разбитый Юлией сад дают возможность показать прелести простого сельского счастья, рожденного в единении с природой;
  • иллюстрация философского идеала. Руссо отказывается от обманчивых миражей цивилизации, пропагандируя природную религию, согласующуюся с личной добродетелью, социальным равенством, умеренным и свободным воспитанием;
  • гимн любовной страсти. Чувство, объединяющее Юлию и Сен-Пре, является достаточно сильным и искренним, чтобы устоять перед предрассудками, чтобы избежать уродливости адюльтера, чтобы пережить – с некоторыми изменениями – течение времени;
  • литературный успех, ставший возможным благодаря умелому использованию ресурсов эпистолярного жанра, тонкости и проникновенности психологического анализа, достоинствам стиля, часто близкого к прозаической поэме.

“Эмиль, или О воспитании» (1762)

Не в силах изменить общество, в котором писателю приходится жить, он хочет способствовать изменению человека посредством педагогических советов. «Эмиль», трактат о воспитании, который был написан между 1757 и 1760 гг., призван исполнить эту миссию.

Произведение состоит из пяти частей, следующих естественному развитию ребенка. Первая книга описывает Эмиля до того, как он начинает говорить и сознавать; в книге II наставник приступает к формированию личности ребенка, открывая ему чувственное познание. Следующий этап (книга IIIЮ с семи до двенадцати лет) является фазой пробуждения разума и подготовкой к профессиональной жизни. Книга IV покрывает период юности (от 12 до 20 лет), период социальной интеграции, открытия сексуальности, религии, морали. И наконец, в книге V воспитание Эмиля завершается, остается лишь дать ему спутницу жизни: это будет Софи, нежная молодая девушка, с которой ему предстоит создать семейный очаг.

  • Своим успехом книга, прежде всего, обязана принципам воспитания, согласующимся с философией автора:

-недоверие к книгам: «Чтение является бичом детства» (книга II);

- предпочтение практического опыта: садоводство, физический труд, астрономия...: «Никакой другой книги, кроме жизни, никакого другого образования, кроме труда» (книга III);

-отказ от «дисциплинированной свободы», перед которой отходит на задний план наставник;

-изолированность по отношению к семье и обществу;

-сексуальная предопределенность: «Один должен быть активным и сильным, другой пассивным и слабым» (книга V);

  • В «Эмиле» рассматриваются также несколько философских тем:

-превосходство естественного порядка: «Прекрасно все, выходящее из рук Создателя, все приходит в упадок в руках человека» (первая фраза книги);

-отказ от догм м официальной религии, заменяемых «естественной религией», основанной на совести и преподаваемой савойским викарием (книга IV);

-ответственность человека в хаотическом мире и в условиях существования Зла.

После выхода в свет это произведение, сочтенное опасным, было конфисковано и предано сожжению по указу Парламента. Сегодня оно утратило свою революционную и педагогическую силу, которая делала его в глазах Гёте «Евангелием наставников», и несколько устарело.

«Об общественном договоре» (1762)

Книга представляет собой часть более крупного произведения, в котором Руссо намеревался рассмотреть тему «Политических институтов», а также продолжить и исправить предшествующие философско-политические труды великих мыслителей (Гроция, Пуффендорфа, Спинозы, Монтескьё...).

В своем эссе автор определяет средства, способные примирить жизнь в обществе и личную свободу. Произведение делится на четыре части, в которых последовательно развивается и уточняется природа общественного договора (I), рассматривается тезис о суверенитете, неотчуждаемой собственности народа, основанной на законе (II), изучаются и сравниваются различные формы правления (III), описываются особые институты, позволяющие функционировать городу (IV).

Теория «общественного договора» между гражданами подразумевает признание идеи о том, что политическое право идет не от природы, а от коллективного волеизлияния. Подобная «денатурация» должна быть компенсирована суверенитетом народа, который, хотя и соглашается пожертвовать некоторыми свободами, находит в договоре цемент своего единства и гарантию своих прав. Следовательно, договор преобразует человека, изменяет его нравы: «Переход от состояния естественного к состоянию гражданскому производит в человекев приметную перемену. Заменяя в его поведении инстинкт справедливостью и придавая его действиям тот нравственный характер, которого они ранее были лишены» (I,8).

Руссо не изобретает понятие общественного договора, но делает его понятным и вразумительным. Это произведение подготовило Революцию и демократические институты власти.

«Исповедь» (1782 – 1789)

В последние годы жизни болезненная чувствительность Руссо усиливается из-за преследований – реальных или вымышленных, - которым подвергается он сам и его книги. Чтобы ответить на клевету, чтобы оправдаться и придать связность своему творчеству, в ответ на просьбы своего издателя он пишет автобиографию, первая часть которой (книги I - VI) написаны в 1765 – 1767 гг., а вторая (книги VII – XII) – в 1768 – 1770 гг.

Пересказать это сочинение означало бы описать жизнь автора, поскольку двенадцать книг, составляющих «Исповедь», рассказывают, следуя различной продолжительности от девяти месяцев до шестнадцати лет, различные моменты его жизни с рождения в 1712 г. До начала работы над книгой в октябре 1765 г., момента отъезда на остров Сен-Пьер. Запланированная третья часть так и не была написана.

  • Документальный интерес. Книга позволяет нам лучше узнать детали жизни, характер и вкусы писателя, обещающего во вступлении говорить одну лишь правду: «Вот единственный портрет человека, написанный точно с натуры и со всей правдой».
  • Философское расследование. Произведение погружает нас в глубины мятежной души, жертвы собственных навязчивых мыслей, угрызений совести, забот об оправдании. Выходя за пределы автобиографии, произведение становится образцом психологического исследования, предназначенного пролить свет на ментальную сложность человеческой личности.
  • Первая автобиография. Руссо, с самого начала подчеркивающий оригинальность своего проекта («Я предпринимаю труд, не имевший себе примеров и исполнение которого не будет иметь подражателей», книга I), лучше, чем это сделали святой Августин и Монтень, закладывает основы автобиографической литературы. Выставление напоказ частной жизни, исследование интимных сторон сознания предвещает лирические признания романтизма и современное развитие автобиографического жанра.
© 2000- NIV