Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Сад (1740 – 1814)

Сад (1740 – 1814)

Донасьен Альфонс Франсуа, сын графа де Сада, родился в 1740 г. в Париже. В 1744 г. мальчика отправляют в Прованс к теткам, затем к дяде-аббату. С 1750 г. он учится в Париже. В 1755 г. де Сад становится младшим лейтенантом королевского пехотного полка. В 1757 – 1763 гг. Он участвует в Семилетней войне; он выходит в отставку в чине капитана кавалерии. В 1764 г. де Сад получает место королевского генерального наместника в бургундском парламенте. Это время отмечено многочисленными незаконными связями де сада. В 1768 г. происходит первый скандал (флагеллация и святотатство). Де Сад живет в родовом замке Лакост в Провансе. В 1772 г. случается второй крупный скандал. Де Сад перебирается в Италию, он подвергается аресту, бежит, затем следует новый арест. В 1778 г. он заключен в тюрьму на 12 лет, а в 1784 г. переведен в Бастилию; написаны «Сто двадцать дней Содома». В 1789 г. его супруга добивается развода. В 1791 г. Сад опубликовал роман «Жюстина, или Несчастная судьба добродетели». В 1792 г. замок Лакост разграблен и продан в 1796 г. В 1795 г. написана «Философия в будуаре», в 1797 г. – «Жюльетта, или Процветание порока». В 1801 г. де Сад заключен в Сент-Пелажи, затем в Шарантон. В 1814 г. маркиз де Сад умер.

Аристократ – еретик

Имя Сада, долгое время остававшееся запретным в истории литературы, до сих пор продолжает ассоциироваться с аморальностью и скандалом. Действительно, этот аристократ из старинного провансальского рода вел жизнь распущенную и необузданную, что привело к нищете и заключению в тюрьме, где он провел около сорока лет. И только современная критика, отказавшись от нравственных оценок и обвинений в патологии, наконец-то определила истинное место, принадлежащее творчеству «божественного маркиза» в истории литературы и философии.

Эротические сочинения.

Творчество Сада, состоящее из заметок о путешествиях, поэзии, диалогов, театральных пьес, сказок, романов, углубляет и делает более радикальным эротический жанр, уже прославленный другими авторами XVIII в. романы (самые знаменитые) используют модные в то время формы: связное повествование («Сто двадцать дней Содома», эпистолярный роман («Алина и Валькур»), рассказ от первого лица («Жюстина», «Жюльетта»), философский диалог («Диалог священника и умирающего»; «Философия в будуаре»). Скабрезные, порнографические и даже скатологические сцены не мешают изысканному стилю и свободному течению философской мысли.

Философские размышления.

В «рассуждениях», включенных в повествование, излагается философия, которая согласуется с духом эпохи Просвещения и основана:

  • - на отрицании всех известных религий;
  • - на полном подчинении природе – единственной моральной наставнице;
  • - на полном подчинении страстям, которым невозможно сопротивляться, поскольку они продиктованы природой;
  • - на оспаривании любых институтов власти;
  • - на приоритете уединения как места удовлетворения желаний.

Эти принципы, зачастую разрушительные, способствуют формированию образа «садизма» - опасного извращения, не имеющего уже отношения к литературе.

© 2000- NIV