Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Сен-Симон (1675 – 1755).

Сен-Симон (1675 – 1755).

Луи де Рувруа, который после смерти своего отца станет герцогом де Сен-Симоном, родился в 1675 г. в Париже. В 1691 г. юноша решает посвятить себя военной карьере, став мушкетером. В 1702 г. Сен-Симон оставляет армию, считая свои достоинства недооцененными. Он начинает в Версале придворную жизнь при дворе Людовика XIV, которого не любит. В 1715 г. герцог Орлеанский, став регентом, назначает Сен-Симона своим советником. В 1721 – 1722 гг. Сен-Симон – посол в Мадриде. В 1723 г. он оставляет двор и приступает к сочинению «Мемуаров», используя накопившиеся заметки. В 1755 г. Сен-Симон, разорившись, умирает в Париже в возрасте восьмидесяти лет.

Знатный феодал-историк.

Сен-Симон приводит в замешательство, поскольку он относился к двум столетиям и творил в двух жанрах. Его труд, полностью посвященный правлению Людовика XIV, публикуется во второй трети XVIII в., где выглядит уже анахроничным. Сам же автор благодаря твердости своих аристократических принципов, силе своих кастовых убеждений, кажется принадлежащим «Великому веку» (по крайней мере, своей «барочной» стороной), в то время как стиль его является стилем эпохи Просвещения.

Уступка, сделанная этим возвышенным моралистом стилю, свидетельствует об осознании им своей исторической миссии. Тем не менее потомки признают его как талантливого портретиста, несравненного художника. Описавшего частную жизнь своего времени, тонкого психолога и, помимо прочего, непревзойденного мэтра французского языка. В целом Сен-Симон вопреки своему желанию считается романистом, по стопам которого пошли такие известные писатели, как Стендаль, Гюго, Пруст.

«Мемуары» (1739 – 1753).

В ранней молодости Сен-Симон упражняется в исторических «описаниях», а в девятнадцать лет замышляет написать «Мемуары», «в надежде обрести какое-то положение и лучше узнать, насколько возможно, дела своего времени». Этому проекту способствует его отставка и попытка заработать пером положение, согласующееся с его амбициями. Сперва он публикует несколько «заметок», потом, в 1692 г., снабжает обильными пометками тридцать семь томов «Дневника» Данжо. Это станет черновым наброском его собственного творения, которое он реально начнет в 1739 г. (когда ему будет уже шестьдесят четыре года) и завершит в 1750 г. Едва появившись, книга изымается из продажи по королевскому указу, остается только несколько отрывков в частных руках (например, у Вольтера). Лишь в 1829 г. произведение будет опубликовано потомком герцога и удостоится благосклонного приема романтиков.

«Мемуары» начинаются кратким генеалогическим обзором и рассказом о юных годах автора, который переходит затем к повествованию о своей придворной жизни с 1691 г.: мы узнаем обо всех самых интересных событиях (например, свадьбах и любовных похождениях), о некоторых знаменитостях (Фенелоне, военачальниках, мадам де Ментенон, Людовике XIV…), анекдотичных эпизодах, имеющих отношение к политике и искусству («шутка» Шарнансе, банк Лоу, ссылка Вольтера…). Книга завершается 1723 годом – смертью герцога Орлеанского и отставкой самого автора.

В этом монументальном произведении, насчитывающем около трех тысяч страниц, действует один персонаж в трех лицах.

Свидетель. Сен-Симон представляется нам как историк; во вступлении он пишет: «Я не приписываю себе беспристрастность». Хотя «Мемуары» благодаря полученной из первых рук информации («Я выхватываю сухие и строгие факты сквозь замочные скважины»), а также документальной точности портретов и описаний помогают нам изучить историю века, однако книгу эту нельзя назвать объективной в силу пристрастности и недобросовестности автора, который исходит из своих тайных предпочтений и очень любит передавать «сплетни».

Моралист. Субъективные излишества произведения искупаются дидактической направленностью. Непримиримый враг лицемерия, безбожия и порока, Сен-Симон с помощью своих окрашенных горечью и пессимизмом суждений представляет нам исключительно аристократическое размышление об уделе человеческом и людских слабостях.

Писатель. На последней странице книги автор просит прощения за свой стиль и свою «небрежность», свою «непонятность, часто порождаемую длинными фразами». Простое кокетство одаренного писателя, который, если порой и пользуется сложным языком, добивается признания с помощью острых характеров, связности аргументов, сочности выразительного языка, действенности колкого синтаксиса «Страсть всегда делает стиль более живым», - пишет он в 1699 г. аббату де Рансе. Сен-Симон, гнсомненно, был человеком страстным.

© 2000- NIV