Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Шодерло де Лакло (1741 – 1803)

Шодерло де Лакло

(1741 – 1803)

Пьер Амбуаз Шодерло де Лакло родился в 1741 г. в Амьене в семье секретаря интендантской службы Пикардии. В 1759 г. он курсант артиллерийской школы в городке Фер (Эн). В 1762 г. – младший лейтенант гарнизона Ла-Рошели, Тула, затем старший лейтенант гарнизона Страсбурга и Гренобля. В 1769 г. публикует стихи в «Альманахе Муз». В 1777 г. выходит его «Эрнестина», комическая опера по роману мадам Риккобони. В 1780 г. де Лакло берет отпуск, чтобы написать роман и создает «Опасные связи» (1782). В 1783 г. пишет «Ответ на образование женщин» с целью принять участие в конкурсе. В 1786 г. де Лакло выступает против Вобана; затем следует опала и перевод по службе. В этом же году он женится. В 1788 г. де Лакло увольняется из армии, он посещает революционные клубы, сопровождает герцога Орлеанского в Лондон. В 1792 г. Де Лакло возвращается в армию. В 1793 г. его дважды арестовывают, ему грозит смертная казнь, однако его освобождают. В 1795 г. он выпускает мемуары «О войне и о мире». Де Лакло становится главным секретарем ипотек и интересуется банковским делом. В 1800 г. он возвращается в армию в качестве генерала и в 1803 г. – командующим артиллерией в Неаполе. Умирает в Таренте от дизентерии.

Военный, влюбленный в литературу.

Лакло был настоящим военным, ведущим гарнизонную и даже боевую жизнь, поднимавшимся по служебной лестнице и специализировавшимся на баллистике и фортификации. Однако литературу, хоть и стоявшая на втором плане, являлась для него важной сферой деятельности. Лакло считают писателем одной книги, но его дебютные послания. Многочисленные версии «Эссе о женском образовании», литературная и политическая критика также не лишены интереса. Но, конечно, заслуженную славу принесли ему именно «Опасные связи». Славу сомнительную, поскольку с момента своего появления книга была признана библией порока. Эта оценка, чрезмерно преувеличенная, будет преследовать его до тех пор, пока люди не научатся, как это произошло в наши дни, разделять моральное суждение и литературные достоинства произведения.

«Опасные связи» (1782)

Объединив традицию эротического романа (прославленного англичанином Ричардсоном и французом Кребийоном) и романа эпистолярного (начиная с “Персидских писем» и кончая опять-таки Ричардсоном и «Новой Элоизой» Руссо, фраза из которой послужила эпиграфом к книге), Лакло создает «Опасные связи», опубликованные за семь лет до Революции и ставшие символом последних лет Старого режима.

Два либертена, маркиза де Мертей и виконт де Вальмон, объединяются ради трех целей: соблазнить юную Сесиль де Воланж, которая должна выйти замуж за бывшего любовника маркизы; победить целомудренную мадам де Турвель, которую хочет соблазнить Вальмон; вступить в обоюдную связь, долженствующую знаменовать завершение двух первых дел. Две первые части плана успешно осуществляются Вальмоном, но мадам де Мертей отказывает ему под предлогом того, что он на самом деле влюбился в мадам де Турвель. Чтобы доказать обратное, Вальмон порывает со своей жертвой и разоблачает происки маркизы перед ее юным любовником, кавалером Дансени. Дансени, пылко влюбленный в Сесиль, убивает виконта на дуэли. Мадам де Турвель умирает от горя и стыда. Сесиль уходит в монастырь, мадам де Мертей, переболев оспой, оказывается обезображенной.

«Опасные связи» -это книга, таящая в себе особое качество: основной темой в ней является любовная страсть, описанная в форме эпистолярного романа.

  • Шедевр эпистолярного романа. Лакло удалось использовать все ресурсы популярного жанра. Письмо является одновременно видом рассказа (оно описывает действия, позволяет набросать психологический портрет, обогатить рассказ «полифонией»), способом соблазнения (язык становится «опасным», переписка способствует обману и создает чувственное очарование) и выразителем судьбы (письмо связывает персонажей, совместно стремящихся к падению).
  • Он показывает особую атмосферу эпохи конца XVIII в., в которой женщины превращаются в умелых актрис, а либертинаж, изобретенный в предыдущем веке, становится кодифицированным искусством, основанном на видимости и вызове.
  • Он демонстрирует масштаб губительных последствий страсти. Любовь и чувственность, анализируемые в их самые интимные моменты, ведут к несчастью, поскольку в конфликте ума и сердца ум служит злу, соблазняя легковерные создания.

Так подтверждается нравоучительный смысл произведения – заявленный в предисловии, - с которым, тем не менее, трудно согласиться полностью, настолько оно неоднозначно.

© 2000- NIV