Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Театр (начиная с XII в.)

Театр

(начиная с XII в.)

Очень трудно проследить историю Средневекового театра, так как вплоть до конца XIII в.

Практически не сохранилось письменных источников: предназначенные исключительно для спектаклей тексты сохранялись лишь при определенных условиях или, если речь идет о XIII в., когда автор был очень известен. С другой стороны, порой сложно отличить собственно театральные сочинения от других текстов, предназначенных для пересказа или пения или для пантомимы в исполнении жонглеров; не следует также забывать, что в те времена большая часть литературных произведений – жесты, жития святых, поэмы – являлись объектом для «постановки». Известно, что в XIII в. некоторые жонглеры были настоящими «театральными профессионалами», выступавшими то в богатых домах (а иногда даже в монастырях во время праздников), то на городских улицах, перекрестках и площадях. Вероятно, такие народные театральные формы существовали уже задолго до рассматриваемой нами эпохи, но самих текстов не сохранилось.

Кроме того, на протяжении всего Средневековья для театра не существует специально отведенного места: представления проходят в аббатствах и церквах, на городских площадях и улицах – в декорациях, установленных специально для этого спектакля. Наряду с театрализованными представлениями существует также множество иных театральных форм, например праздничные зрелища во время «королевских въездов» в город или во время религиозных процессий или праздников. Хотя сохранилось немного текстов этого периода, очевидно, что театр занимал большое место в средневековом обществе, но в формах, сильно отличающихся от тех, что известны нам (Поль Зюмтор напоминает, что в средневековых языках не было слова, соответствующего понятию современного театра), похоже, не существовало никакой связи между латинским театром Античности и театром средневековым. Первые театральные тексты, сперва на латыни, потом, начиная с XII в., на французском – это религиозные пьесы, связанные с литургией.

«Литургические драмы» появляются в X в. в бенедиктинских аббатствах. В XI в. в одной из этих драм («Жених», инсценировка евангельской притчи о девах мудрых т девах неразумных) латинский текст прерывается рефренами и репликами на провансальском языке.

«Действо об Адаме» (середина XII в.)

Это самый старый сохранившийся текст религиозной драмы на французском языке (вместе с англо-нормандским «Действом о Воскресении»). Оригинальное название – латинское (начиная с XIII в. копиисты будут именовать театральные тексты, религиозные и светские, словом «игра»), на латыни написаны также и литургические песнопения, которыми начинается представление, но основная часть текста состоит из диалогов на французском языке (восьмисложные стихи с попарно чередующимися рифмами или однорифменные катрены с десятисложными стихами).

Пьеса состоит из трех эпизодов: истории Адама и Евы, убийство Авеля Канном, шествие пророков, возвещающих приход Мессии. Многочисленные ремарки (на латыни) дают ценные сведения о конкретных аспектах представления – игре актеров, костюмах, декорациях (многочисленных), постановке.

© 2000- NIV