Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Вольтер (1694 – 1778).

Вольтер (1694 – 1778).

Франсуа Мари Аруэ, сын нотариального советника короля, родился в Париже в 1694 г. Учился в иезуитском коллеже Людовика Великого, затем изучал право в Сорбонне. В 1711 – 1713 гг. Он жил в провинции и в Голландии в качестве советника посольства, возглавляемого его дядей. В 1715 г. Вольтер посещает кружки либертенов; пишет сатирические стихи, за которые попадает в Бастилию. В 1717 г. В тюрьме он создает трагедию «Эдип», подписанную псевдонимом «Вольтер». После освобождения путешествует по Европе. Ф 1725 г. Он осмеливается вступить в конфликт со знатным вельможей – шевалье де Роан-Шабо, после чего проводит двенадцать дней в Бастилии, затем вынужден эмигрировать в Англию. Пишет «Генриаду» (эпопею в стихах) и готовит «Английские, или философские , письма». В 1735 г. Возвращается во Францию и отъезжает в Лотарингию. Выходят в свет его произведения «Светский человек» (1736), «Магомет» (1741). В 1745 г. Друг Вольтера, маркиз д'Аржансон, становится министром и призывает его в Париж, где назначает королевским историографом. Вольтер начинает писать сатирические повести: выходит «Задиг» (1747). В 1750 г. Он предпринял поездку в Берлин по приглашению Фридриха II. Разочаровавшись в прусском дворе, Вольтер три года спустя возвращается во Францию. Он публикует «Век Людовика XIV», над которым работал двадцать лет. В 1751 г. Выходит «Микромегас». В 1755 г. Вольтер живет в Швейцарии, близ Лозанны, затем в Женеве, где публикует «Опыт о нравах» (1756), «Кандид» (1759). В 1760 г. Он покупает землю в Ферне, рядом со швейцарской границей. Принимает многочисленных посетителей, выступает против несправедливости (дела Каласа, Сирвана, Ла Барра), трудится во имя процветания области и счастья крестьян. Выходят в свет труды Вольтера: «Трактат о толерантности» (1763), «Философский словарь» (1764), «Простодушный» (1767). В 1778 г. Он, заботясь о своей репутации, возвращается в Париж, где ему оказывают триумфальный прием. Вольтер умирает 30 мая в возрасте восьмидесяти четырех лет. Тридцать лет спустя его прах помещен в Пантеон.

Участник всех битв.

Привычный образ Вольтера – образ негодующего «философа», неутомимо сражающегося с несправедливостью и пороками. Используя ясный стиль и хлесткую иронию, он обличает прежде всего политическую и религиозную власть, что выражено им в формуле: «Раздавим гадину». Он борется против рабства, фанатизма, войны, мракобесия, отвергая любые системы и любые беззакония. Он провозглашает свою веру в прогресс Просвещения, сражается за свободу (совести и слова), высказывается в пользу либерального общества и просвещенной монархии по образцу английской.

Универсальный ум.

Вольтер является не только грозным полемистом; он разносторонний и плодовитый автор гигантского количества произведений (более ста томов) в различных жанрах, которые можно разделить на шесть направлений:

  • - театр, который он обожает и с которого начинает свою карьеру. Из его двадцати восьми трагедий и комедий следует выделить пьесы «Эдип», «Заира» и «Магомет», осуждающие фанатизм;
  • -поэзия, которая при жизни обеспечила ему громкую репутацию и от которой Вольтер ожидает посмертной славы; его перу принадлежат легкие и глубокие стихи («Светский человек»), посвящения, эпиграммы и большая эпическая поэма «Генриада»;
  • -история, жанр, в котором он является новатором благодаря своему пристрастию к документальным источникам, заботе о правде, интересу к событиям, таланту рассказчика: «История Карла XII», «Век Людовика XIV», «Опыт о нравах»;
  • -философская повесть, позволившая ему с помощью чувствительного сюжета и героя, выразителя мыслей автора, свободно заниматься сатирой и пропагандой («Задиг», «Кандид», «Простодушный», «Микромегас»);
  • -памфлет, присутствующий почти во всех его произведениях и особенно заметный в литературной критике («Храм вкуса»), политическом анализе («Английские, или Философские, письма»), опровержении метафизики («Философский словарь»), защите справедливости («Трактат о толерантности»);
  • -корреспонденция, возможно, самая ценная для изучения автора часть творчества. Неутомимый мастер эпистолярного жанра (способный писать до тридцати писем в день!), Вольтер в своих многочисленных посланиях – на сегодняшний день обнаружено почти пятнадцать тысяч – уделяет большое место размышлениям и чувствам на тему злободневных проблем своего времени, а также личным признаниям.

Лучезарный писатель.

Слава Вольтера была огромна как во Франции, так и за ее пределами. Человек, внимания которого добивались коронованные особы, «фернейский патриарх», пользовался заслуженным уважением.

Все его произведения легкоузнаваемы благодаря особому «тону» - ясному, простому и остроумному. Современники больше всего ценили в нем поэта и драматического автора. Потомки же предпочли «малые» произведения (повести, памфлеты, письма), отвечающие современности и всегда модные благодаря вечной жажде свободы и счастья.

“Заира» (1732).

Мечтая соединить расиновскую обнаженность чувств и зрелищность Шекспира, возвышенную мораль и патетические эмоции, Вольтер сумел проявить себя в качестве виртуозного драматического автора самой играемой и несомненно наиболее удачной из его пьес.

В эпоху Крестовых походов в иерусалимском серале готовится выйти замуж за султана Оросмана христианка Заира, обращенная в мусульманство. Христианский рыцарь Нерестан приносит выкуп, предназначенный для освобождения молодой женщины, а также бывшего крестоносца Лузиньяна. Оросман отказывается от выкупа, но затем, по просьбе Заиры, соглашается освободить Лузиньяна – отца девушки и Нерестана. Заира собирается отказаться от брака и вернуться в христианскую веру. Оросман, ревнуя к Нерестану, которого считает своим соперником введенный в заблуждение письмом, считает себя обманутым и отказывается слушать свою невесту, клянущуюся ему в любви. Он закалывает ее кинжалом и убивает себя, узнав правду.

Несомненным достоинством этой пьесы являются вовсе не интрига – весьма условная, не перипетии – искусственные, и не сами герои – стереотипные, а изящество слога и идеологическое значение. Речь идет о противостоянии двух моделей цивилизации, ставится вопрос о смешанных браках, о сражении между верой и любовной страстью. «Мой Бог, создавший меня, создал ли ты меня христианкой?». Однако, хотя пьеса является наследницей «Отелло», «Федры» и «Аталии», стиль ее определяется с большим трудом.

«Английские, или Философские, письма» (1734).

Когда в мае 1726 г. Вольтер приезжает в Англию, ему кажется, что он открыл страну свободы. Политика, религия, искусства развиваются и обсуждаются здесь, не подвергаясь репрессиям со стороны ревнивой власти. Этот маленький труд из двадцати пяти писем, являющийся одновременно рассказом о путешествии, журналистским свидетельством и памфлетом. Становится для только что вышедшего из Бастилии поэта поводом воздать должное родине либерализма и сурово высказаться против социальных предубеждений и политического устройства Франции.

Двадцать пять писем можно разделить на пять частей:

  • -семь писем о религии и, в частности, о квакерах и английской толерантности;
  • -четыре письма об общественно-политической организации (Конституция, значение торговли, здравоохранение);
  • -шесть писем о «знаменитых людях, рожденных в Англии» (Бэкон, Локк, Ньютон);
  • -семь писем о литературе: восхищение Шекспиром («Он создал театр»), забота о «уважении к литераторам»;
  • -одно письмо о «Мыслях» Паскаля: «Я отваживаюсь взять сторону человечества, выступив против великого мизантропа».

Памфлетист-философ определяет сферу своих интересов в одном произведении, для которого характерны:

  • мощь краткой формы, фрагментарной. Не доверяющей длинным рассуждениям;
  • стиль сжатый, убедительный, благоприятствующий остротам: «Мы и в самом деле странные люди»;
  • урок свободы, толерантности, оптимизма, жизнелюбия, призыв к реформам в области политики, экономики, религии.

Это скандальное произведение будет осуждено на сожжение Парламентом, что не помешает его успеху у читателей и появлению многочисленных переизданий и пиратских публикаций.

«Кандид, или Оптимизм» (1759)

В Германии, у курфюрста Пфальцского, Вольтер в 1758 г. Пишет «Кандида» Землетрясение в Лиссабоне (повлекшее за собой тысячи смертей, которому Вольтер посвятил яростную «Поэму»), Семилетняя война, охватившая Европу, возобновившиеся преследования философов во Франции (Трактат «Об уме» Гельвеция, осужденный цензурой с момента своего появления в 1758 г.) лишили философа юношеского оптимизма по отношению к «этому железному веку» («Светский человек»). Являясь отзвуком гибельных событий, повесть «Кандид» направлена против философии оптимизма Лейбница и его ученика Вульфа.

Изгнанный из замка Тундер-Тронк в Вестфалии за то, что соблазнил Кунигунду, дочь барона, юный Кандид, воспитанный в духе оптимизма своим учителем, философом Панглоссом, собирается окунуться с головой в жизнь: путешествуя по миру, он участвует в войне, становится очевидцем Лиссабонского землетрясения, подвергается пыткам, сталкивается с американской утопией (Эльдорадо), с беспутной жизнью Парижа, со скукой венецианских грандов. В завершение своих странствий он поселяется близ Константинополя со своим бывшим учителем Панглоссом, подурневшей Кунигундой и другими случайными спутниками (Мартен, брат Жирофле, старуха, Пакетта). В этой трудолюбивой общине, далекой от метафизических волнений, каждый занимается «возделыванием (своего) сада».

«Кандид» является, несомненно, самым знаменитым творением Вольтера. Слава эта основана на многочисленных темах, поднятых в книге, которая выступает одновременно в нескольких формах.

  • Роман воспитания. Юный герой, наивный (его имя означает «чистосердечный») и честный, получает чувственное и светское образование посредством опыта и знакомств с различными людьми. В конце истории, лишившись наивности и оптимизма, молодой человек становится личностью и философом.
  • Пародийный роман. Произведение является подражанием плутовским и сентиментальным романам: общественные установления и исторические деятели подвергаются ироничной критике, повествование движется к финалу с весельем и изяществом.
  • Сатирический роман. Сменяющие друг друга не слишком правдоподобные эпизоды призваны изобличить: войну («героическая скотобойня»), аристократические предубеждения (барон или губернатор Буэнос-Айреса), религиозные институты (инквизиция или обращение в протестантизм), рабство (негр из Суринама), политические утопии (Парагвай), националистические страсти, социальные проблемы (азартные игры, проституция, цензура)...
  • Философская повесть. Роман преподает урок «мещанской» мудрости, согласно которой не следует искать счастья в метафизических толкованиях. В противоречивом, абсурдном, жестоком мире человек вынужден безропотно покориться Злу («Помалкивать» советует Панглоссу дервиш) и довольствоваться религией труда: «Труд отдаляет нас от трех наибольших зол: скуки, порока и нужды». Языческая и немного ограниченная мудрость, которой «человек заменяет набожность» (Рене Помо).
© 2000- NIV