Приглашаем посетить сайт

История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Жан Бодель и религиозный театр.

Жан Бодель и религиозный театр.

Жан Бодель (1165? – 1210) был трувером из Арраса. Он, вероятно, занимал муниципальную должность и был связан родством с самыми богатыми семьями города, в котором прославился. Собираясь отправиться в четвертый Крестовый поход, он заболел проказой; в это время он пишет свой «Уход» (длинную поэму, в которой прощается с родным городом и друзьями). Он умер несколько лет спустя в лепрозории под Аррасом. Кроме «Ухода» он написал девять фаблио, эпическую поэму «Песнь о саксонцах» (вторая треть XII в.), в которой рассказывается о войне Карла Великого против Гитеклена, короля саксонцев, пять пастурелей и «Игру о святом Николае», одну из первых театральных пьес на французском языке.

«Игра о святом Николае» (около 1200 ).

Пьеса, вероятно, была поставлена 5 декабря 1200 г., в день святого Николая. Действие в ней происходит в «королевстве Африканском».

Плененный во время крестового похода «добрый человек» убеждает сарацинского короля оставить свои сокровища под охраной статуи святого Николая. Воры уносят сокровища, но святой заставляет их вернуть украденное, и язычники обращаются в христианство. Эпизод с ворами предваряется длинной сценой в таверне, навеянной повседневными реалиями Арраса и включающей комические элементы.

Жану Боделю мы обязаны первой религиозной драмой (более не связанной напрямую с литургией) и зарождением комического театра. Вслед за ним в религиозные пьесы начинают включать комические сцены на темы из городской жизни (чаще всего сцены в таверне). Бодель оказал также заметное влияние на светский театр своего соотечественника Адама де ля Аля, творившего в конце XIII в.

Другим значительным произведением (но гораздо короче – 663 стиха) религиохзого театра XIII в. является «Миракль о Теофиле» (около 1260) поэта Рютбёфа ( см выше), в котором речь идет о чуде, свершенном Пресвятой девой, - она спасает клирика Теофиля заключившего договор с Дьяволом. Эта пьеса – первый образец жанра «миракля с персонажами».

© 2000- NIV