Приглашаем посетить сайт

История всемирной литературы. 18 век.
Храповицкая Г. Н. Норвежская литература

Храповицкая Г. Н. Норвежская литература [XVIII в.] // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т.

Т. 5. —1988. — С. 257—260.

НОРВЕЖСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Туллина, а также Л. Хольберга, который оказал глубокое влияние на норвежскую и датскую литературу XVIII в. Идеи Просвещения в Норвегии, как и во всей Европе, включавшие в себя задачу духовного развития народа, постепенно насыщали искусство большим общественным содержанием: все меньшее значение имели стихотворения «на случай», столь частые в XVII в., ода вместо панегирика содержала в себе нравственный идеал, который поэт хотел представить своему слушателю. Драма в творчестве Л. Хольберга и его последователей, обретая первостепенное значение в системе жанров XVIII в., постепенно отходила от подражания иноземным образцам и либо давала положительные примеры, находя их в своей национальной истории, либо выступала с резкой критикой конкретных недостатков современников.

не пришло время. Эпическое искусство было представлено предроманными формами: автобиографическими записками, письмами, дневниками, некоторые из них были опубликованы, как, например, мемуары генерал-майора Хенрика Бьелькса Коса (1686—1773) или дневники служившего во время войны матросом Нильса Труснера, названные им «Матрос Турденщёльда» (1710—1714). Интересными человеческими документами стали письма участника войны Петера Турденшёльда (1691—1720), раскрывшие душу гениального юноши, мужественного, наделенного к тому же чувством юмора, исполненного чувства собственного достоинства; письма Сигдаля Нильса Грюса (1672—1747), друга Л. Хольберга, написанные по-французски, безупречные в стилистическом отношении и полные тонкого юмора; письма Беньямина Дасса (1706—1775) к выдающемуся историку Дании Сюму пользовались особым успехом в кругу просвещенных людей Копенгагена; Карл Дейхман (1705—1780) рассуждал в своих письмах об истории и о своих современниках. В эпистолярной и мемуарной литературе вырабатывался прозаический стиль, накапливался опыт описания событий современности и обрисовки человеческого характера.

— этнографически-географические описания и религиозные стихи. Первый жанр представлен в работах Ханса Поульсена Эгеде (1686—1758), совершившего поездку в Гренландию и создавшего о ней книгу «Новое освещение старой Гренландии, или описание ее природы» (1741), где изображалось «идеальное» состояние эскимосов, у которых нет имущественных различий и нравственных пороков горожан, им «не хватает» лишь христианства. Эта книга близка по своему настроению «Рогу Севера» П. Дасса. Биргита Кристина Хюитфелл (1682—1761) стихи религиозного содержания стилизовала под народные песни. Повель Юэль (1675—1723) героем своих стихов делал простого «дикого человека», который счастлив на лоне природы, ибо не знает развращающего влияния города. В старый жанр бытоописательной или религиозной поэзии проникали новые, популярные в XVIII в. руссоистские представления о «естественном человеке», не испорченном цивилизацией.

норвежскую природу. Эти особенности литературы усиливались растущим чувством национального самосознания.

— до начала деятельности Норвежского общества — были П. К. Стенерсон и К. Б. Туллин. Петер Кристофор Стенерсон (1723—1776), родившийся в Гюдбраннсдале, был последователем Бодмера и Брейтингера, большим поклонником Клопштока. Под непосредственным влиянием последнего Стенерсон создал «Оду жениху и невесте» (1754), новаторское произведение в датской и норвежской поэзии, ибо в ней, вопреки имевшейся в этом жанре традиции, поэт обратил внимание не на формальную и деловую сторону брачной церемонии, а воспел союз любящих сердец. Его «Ода юнкерскому источнику в Эриксхольме» (1762) впервые в норвежском искусстве в жанре оды передавала картины родного края. В творчестве Стенерсона преобладает классицистическая направленность.

—1765) — выходец из разбогатевшей крестьянской семьи — обладал блестящим даром импровизации в поэзии и в прозе. Его стихи считались самыми музыкальными в Дании и в Норвегии XVIII в. Свое представление о сущности поэзии он выразил в следующих строках: «Поэзия есть нечто, что должно тревожить разум и повергать его в удивление и размышление»; «Преимущество [ее] состоит в передаче глубоких, но ясных мыслей, воплощенных живыми, изящными и изысканными словами. Это душа поэзии... и обнаруживается она в живом воображении — чем легче ее образы, тем более живой становится поэзия». Туллин не был поклонником Клопштока, его привлекали более камерные темы. Однако классицистическая рационалистичность все же заметна в его стихах. Его Аркадия возникает под значительным влиянием прозы Фонтенеля и живописи Буше. Самое значительное произведение Туллина — «Майский день» (1758). Жених и невеста изображены в нем как пастух и пастушка, но местом действия являются родные автору горы и фьорды, именно они будят его фантазию. Поэт радуется освобождению от уз, налагаемых городом. Стихотворение было широко известно и в Дании, а в Германии вызвало восхищение Лессинга. Представление о глубине размышлений поэта дают два получивших премии стихотворных произведения, созданных на конкурсные темы Общества прекрасных и полезных наук. В «Возникновении мореходства и его последствиях» (1760) поэт доказывает — в духе Руссо, — что цивилизация как следствие мореходства привела к появлению роскоши, алчности, нездоровых страстей, к отходу от природы, в целом — к деградации личности; второе сочинение — «Непревзойденность творения с точки зрения порядка и взаимосвязи творческих сил вселенной» (1763) — это вдохновенное, свободное раздумье о смысле и красоте мироздания, бесконечность которого заставляет в изумлении остановиться мысль и смолкнуть чувство; и вместе с тем человеческое сознание стремится проникнуть в тайны величия Вселенной. Идея бога-творца необходима поэту XVIII в., ищущему ответ на вопросы об истоках мира и взаимосвязи явлений в нем, о месте в мироздании человека. В литературе Норвегии это произведение Туллина предшествует поэме поэта-романтика XIX в. X. Вергеланна «Творение, Человек, Мессия». Туллин одним из первых в Норвегии стал профессиональным поэтом, хотя и не оставлял государственной службы.

«Норвежского общества». В основе этого объединения лежит вера в величие и самобытность Норвегии и норвежцев. Основную роль в нем играли поэты и драматурги, хотя в него входили также журналисты и философы. Часть из них придерживалась канонов классицизма, как Н. К. Бредаль, К. Фастинг, Ю. Н. Брюн, Ю. Рейн, другие — Ю. Х. Вессель, Ю. Вибе, Э. Струм — стремились разрушить его обветшавшие к XVIII в. нормы. П. Х. Фриманн выступал как поклонник гетевского Вертера, как поэт-сентименталист; философ Нильс Трешов (1751—1793) стал пропагандистом идей Канта. Брюн был ортодоксален по убеждениям, а Вессель, Вибе и Фастинг отличались вольномыслием. Люди, собиравшиеся в Копенгагене, в зале кафе мадам Юэль, страстно отстаивали свои убеждения, сочиняли злые эпиграммы на своих противников, их экспромты заносились в журнал собраний, а их гимном стала песня на слова Брюна «Для Норвегии, страны воинов...». В ней были слова, грозный смысл которых едва ли понимал ее автор: «Когда мы впервые почувствовали бег крови, мы сладко возмечтали о свободе; мы проснемся однажды и разорвем оковы, кандалы, сбросим насилие». Вергеланн называл ее «норвежской Марсельезой». Свои стихи они печатали в сборниках под названием «Поэтические собрания» (первый вышел в 1775 г.). Напряженная борьба мнений приводила к бурным разрывам: должен был выйти из «Общества» Фриманн, который оказался не в состоянии противостоять Весселю и его друзьям. В «Норвежском обществе» рождалась новая литература Норвегии, не ставшей еще самостоятельным государством, но формировавшей свою идеологию, свою культуру и литературу. При всей разнородности литераторов, объединяемых «Обществом», в основе их эволюции лежало движение от классицизма к просветительскому реализму и сентиментализму, что проявлялось в развивающемся интересе к народной жизни настоящего и прошлого, воспринимаемого как героическое или идиллическое; в нарастающем внимании к интимным переживаниям личности; в усиливающемся интересе к родной природе и, наконец, в сознательном и систематическом пародировании классицистических тем, героев и форм.

«Обществе» принадлежала драматургам, среди них наиболее значительны Бредаль, Брюн и Вессель, Фастинг.

—1778) начал как переводчик Корнеля, пробовал, но неудачно писать романы-робинзонады в героикомическом и сатирическом стиле. Ему был близок сатирический — хольберговский — взгляд на мир. Его собственным основным жанром стала музыкальная комедия. Ранняя пьеса «Грам и Сигне, или Шедевр любви и доблести» (1756), пастушеская идиллия, в которой соединялось героическое с комическим, была первым в Норвегии и Дании произведением, написанным на материале норвежского прошлого: сюжет был взят у Сакса Грамматика, но собственно исторические факты мало занимали автора. Более значительна в художественном отношении его классицистическая трагикомедия с музыкой «Престолонаследие в Сидоне» (1770). В духе классицистических традиций создана трагедия К. Фастинга (1746—1791) «Гермиона» (1772). Однако в ней намечается и отход от канона: ее главная тема — любовь, автор стремится создать более сложные характеры.

—1816) родился в семье разбогатевшего фермера, который хотел дать сыну образование, но мальчика более влекли родные горы и сказания. Знакомство с Шёнингом в тронхеймской кафедральной школе определило его судьбу, пробудив интерес к национальной истории. После окончания университета и сдачи экзамена по теологии он встретился с Гуннерусом, который заразил его страстным норвежским патриотизмом и идеей развития науки. Наиболее значительны в творчестве Брюна трагедии «Царина» и «Эйнар Тамбещельвер» — обе 1772 г. Первая, отличающаяся напряженным развитием действия и психологизмом, с успехом шла в Королевском театре Копенгагена. В ней впервые в скандинавской драме герой поставлен между двумя противоположными женскими характерами: трогательной, мягкой и сентиментальной Ретеа и страстной, талантливой Цариной. В XIX в. такую систему образов будет использовать Ибсен, чтобы полнее выявить характер центрального персонажа. Брюн еще не реализует всех открывающихся возможностей: его трагедия полна риторики и ложного пафоса. Наиболее значительна вторая трагедия — «Эйнар Тамбещельвер». Это первая серьезная драма на национальный норвежский сюжет. В Эйнаре автор воплотил героический, благородный характер норвежца-патриота, который в далеком прошлом выступал против короля Харальда Жестокого, погрязшего в страстях, придворных интригах и утратившего поэтому право представлять норвежский народ. Особенно удался Брюну близкий сагам прошлого характер Берглиот, жены Эйнара. Королевский театр Копенгагена отказался ставить эту пронорвежскую трагедию. Политическая борьба, разгоревшаяся вокруг нее, испугала Брюна, и он выступил со статьей «О верности норвежцев королю и о любви к отечеству» (1773), в которой доказывал, что любовь к Норвегии не может препятствовать служению датскому королю. В 80—90-е годы Брюн создал ряд малозначительных комедий, написанных в духе Хольберга. Консервативность убеждений Брюна, отразившаяся в комедиях, ощутима и в поэзии — в «Евангелических песнях» (1786) и в «Маленьких стихотворениях» (1791).

—1785) — четвертый сын в многодетной семье священника из Вестби. Тяжелое детство, бедная студенческая юность, болезнь, которая обострилась с 1770 г., отсутствие постоянного заработка — таковы приметы его биографии. Он, как и Эвальд в Дании, был первым профессиональным писателем. Вессель постоянно нуждался и умер, обремененный долгами. Но, несмотря на все превратности судьбы, Вессель никогда не терял чувства юмора, яркой способности видеть каждую привычную вещь в новом свете. Он прекрасно знал литературу, владел французским, английским, испанским и итальянским языками. Свою литературную карьеру он начинал как переводчик музыкальных комедий для Королевского театра в Копенгагене. Увлечение Хольбергом неизбежно должно было привести Весселя к созданию пародии на современную трагедию, догматически следовавшую за французскими классицистами. Так появилась знаменитая «Любовь без чулок» (1772), направленная против «Царины», «Гермионы», «Престолонаследия в Сидоне». Все здесь развивается по классицистическим канонам, но использование пародийного принципа вскрывает неприемлемость устаревших форм для отражения в искусстве Нового времени. Главные герои — это любящие друг друга жених и невеста, у жениха есть несчастный соперник, у невесты и у соперника есть наперсники — все как в трагедии классицистов, но герой — бродячий портной, его соперник — сапожник, невеста и наперсники из того же рабочего сословия, вечно голодные и почти нищие. Имя жениха — Юхан фон Эренпрейс — настраивало на комический лад, ибо странствующий подмастерье не мог иметь частицу «фон». Основной комический эффект создается несоответствием причин и следствий, содержания и формы. Главной героине, Грете, приснилось, что она должна непременно сегодня выйти замуж, иначе не выйдет никогда. Спешно возвращается жених, принимается решение о том, какое платье надевать жениху и невесте, и тут выясняется, что у жениха нет чулок, а на их покупку нет денег. Чулки есть в сундучке соперника, их можно украсть, но в душе героя возникает борьба любви и чести, выливающаяся в пространные и напыщенные монологи. Наконец, побеждает любовь — чулки украдены, но кража открывается: несчастный жених и невеста, не снеся позора, кончают самоубийством, из сочувствия к ним убивает себя наперсница, а затем, не перенеся гибели героев, кончают с собой и все остальные. На сцене гора трупов, и все — из-за украденных чулок. В «трагедии» исполняются арии на музыку Скалабрини, служившего при датском дворе, довольно талантливого и популярного в те годы итальянского композитора, которого после пародии Весселя стали воспринимать лишь иронически. Пародия Весселя имела огромный успех в Королевском театре Дании, позднее ее ставил Национальный театр и Кристианийский театр в свободном норвежском государстве. Ее переводили на шведский, немецкий и французский. «Любовь без чулок» ознаменовала падение интереса к классицизму и классицистической трагедии. Вессель известен также как автор изящных по форме и остроумных по содержанию стихотворных «Комических рассказов» (1784—1785), в них он чаще всего обрабатывает сюжеты Боккаччо и Лафонтена — любовные истории, рассказы о человеческой глупости и пустоте.

—1782) — друг Весселя и первый секретарь Норвежского общества, был блестящим импровизатором, его стихи полны юмора и неподдельной веселости. Анакреонтические мотивы соединяются в них с религиозным вольнодумством. Сам бог в его стихах не чужд любви и пьянства, а человеку, по мнению Вибе, стоит проститься с радостями жизни только тогда, когда ему приходится сесть в ладью Харона. Писал он и комедии, но они менее удачны, чем стихи.

«Норвежском обществе» занимал Петер Харбо Фриманн (1752—1839): сын священника, он изучал в Копенгагене юриспруденцию и стал дипломатом — входил в состав посольства в Стокгольме и Петербурге. В юности находился под очень сильным влиянием гетевского Вертера, не принимал иронического настроя окружения Весселя. В поэзии продолжал традиции Туллина и Стенерсона. В стихотворении «Хорнель, гора на севере Норвегии» (1775) он писал о горных вершинах, где слышится голос бога. Там в холодных просторах, где обитают орлы, муза Фриманна стремится ввысь к Хорнелю, который стоит «наполовину в море, наполовину в облаках». Стремление к уединению, возвращение к детскому непосредственному восприятию мира отличают поэзию Фриманна, стремящегося раскрыть в большей степени, чем его предшественники и современники, душу человека, поэта, тоскующего в городе.

«Норвежского общества» — Эдвард Струм (1749—1794), Томас Русинг де Стуккфлет (1743—1808), Либер Саген (1777—1850) писали стихи на норвежских диалектах и считали, что они обладают достаточными средствами для передачи сложных эмоций. Они разрушали представление о том, что норвержский язык можно использовать только для создания комического эффекта в произведениях, написанных на литературном датском языке. Тем самым они подготовляли реформы языка XIX в. Членами «Норвежского общества» были прославившиеся как издатели журналов К. Х. Прам, Ф. Шмидт и К. Фастинг.

«Норвежского общества» к концу века несколько ослабевает, умирают его более активные и талантливые члены — Вессель, Вибе, Фастинг, иные перестают активно сотрудничать, как П. Х. Фриманн, Ю. Н. Брюн. «Норвежское общество» содействовало развитию чувства национального достоинства норвежцев, их гражданской активности, вело искусство от классицистической обобщенности и абстрактности к пониманию значительности реальной жизни, к умению видеть красоту мира и своей страны, передавать ее в поэзии.