Приглашаем посетить сайт

Луков Вл. А.: Французская литература от истоков до начала новейшего периода. XVIII век.
Кребийон-старший

Кребийон-старший

Кребийон, или Кребийон-старший (Crébillon, наст. имя и фам. — Проспер Жолио; Joliot) (13. 01. 1674 — 17. 06. 1762) — французский драматург. Член Французской Академии (1731). В самом начале XVIII века (около 1703 г.) Кребийон начал писать для театра. Его перу принадлежат трагедии «Идоменей» (1705), «Атрей и Тиест» (1707), «Электра» (1708), «Радамист и Зенобия» (1711), «Семирамида» (1713), шедшие на сцене театра «Комеди Франсез», принеся автору славу «первого трагика Франции».

В своих трагедиях Кребийон-старший переосмысливает и проблематику, и комплекс идей, и рационалистичность форм классицизма, вводя культ ужасного. Сам писатель в предисловии к «Атрею и Тиесту» признавал: «Я отчетливо вижу свою неправоту в преувеличенном восприятии трагедии, как действия, переполненного несчастиями, которые полагается представлять зрителям в занимательных картинах». Тем не менее, в трагедии Атрей, негодующий на своего брата Тиеста, во время пира подает ему мясо его собственного сына.

Существенно, что, согласно древнегреческому мифу, Атрей — отец Агамемнона и Менелая, а Тиест — отец Эгисфа, который вместе с Клитемнестрой убил Агамемнона. Иначе говоря, Кребийона-старшего заинтересовало поколение, предшествовавшее поколению героев Троянской войны, того периода, который был уже освоен французами через гомеровские поэмы, и у знаменитых персонажей Гомера и греческих трагиков писатель обнаружил и воспроизвел ужасные истоки, бросающие тень на классическую древность.

«Радамист и Зенобия», в которой Радамист убивает отца своей возлюбленной Зенобии, затем Зенобию и сам кончает с собой, при этом оказывается, что Радамист и Зенобия чудесно спаслись и в Зенобию страстно влюбились отец и младший брат Радамиста, и герой, помышлявший убить отца, погибает от родительской руки.

Итак, культ ужасного, разрушение рационалистической эстетики, критика важных положений классицизма, тяга к фольклору, к экзотике присущи драме и театру уже в начале XVIII века. Все это напоминает предромантизм. Но это лишь предпосылки предромантизма: ведь еще не сложилось Просвещение, а предромантизм — это, прежде всего, реакция на просветительское искусство. Отмеченные черты имеют разную природу. Творчество Кребийона-старшего — это выражение упадка классицизма XVII века, кризиса не просветительского, а картезианского рационализма.

После провала трагедии «Пирр» (1726, пост. в т-ре «Комеди Франсез») Кребийон-старший перестал писать для театра на многие годы, вернувшись к драматургии лишь в середине XVIII века («Катилина», 1748; «Триумвират», 1754). Но слава его была уже в прошлом. Сторонники Просвещения (А. Р. Лесаж, Ж. Ж. Руссо, Г. Э. Лессинг и др.) подвергли трагедии Кребийона-старшего резкой критике.

— «Радамист и Зенобия» в переводе С. И. Висковатова (было дано 14 представлений с декабря 1809 г. по август 1828 г.) и «Атрей и Тиест» (как «Атрей и Фиест») в переводе С. П. Жихарева (2 представления в декабре 1811 г. — январе 1812 г.) и М. П. Сорокина (2 представления в ноябре-декабре 1831 г.).

«ужасных» сцен трагедии «Атрей и Фиест» (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. XIII. С. 41). Через три года Пушкин цитировал ту же пьесу и снова в ироническом ключе в письме В. К. Кюхельбекеру от 1–6 декабря 1825 г. (Там же. С. 247). Однако поразительно, что при ироническом отношении к Кребийону-старшему что-то из его трагедии осталось в памяти Пушкина (можно утверждать, что он не обращался к печатному тексту, так как имевшееся у него двухтомное собрание сочинений Кребийона, вышедшее в Париже в 1821 г., так и осталось неразрезанным).

–3. Р., An X [1802] — 1841; в рус. пер. — Катилина. М., 1783; Радамист и Зенобия. СПб., 1810.

Лит.: Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960. (О Кребийоне — с. 116–117); Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006; Dutrait M. Étude sur la vie et le théâtre de Crébillon. P.; Bordeaux, 1895.