Приглашаем посетить сайт

Луков Вл. А.: Французская литература от истоков до начала новейшего периода. XVIII век.
Удар де Ла Мотт Антуан

Удар де Ла Мотт Антуан

Удар де Ла Мотт (Houdar de La Motte) Антуан (17. 01. 1672, Париж — 26. 12. 1731, там же) — французский писатель, драматург, один из предшественников предромантизма. Оказался вовлеченным в продолжение «спора древних и новых» в начале XVIII века, поводом для чего послужили новые переводы «Илиады» Гомера (стремящегося к точности у Анн Дасье и приблизительного, вольного у Удара де Ла Мотта) и написанные Ударом де Ла Моттом «Размышления о критике» («Réflexions sur la critique», 1715) в защиту своего перевода. Удара де Ла Мотта поддержал своим авторитетом Б. Фонтенель. Здесь сказался тот новый поворот в «споре древних и новых», который примерно в это же время более определенно выявился в Англии, дав толчок к появлению эстетического представления о новизне как важном свойстве произведения, исходной точки сформировавшегося почти век спустя романтического культа новизны (это представление, осмысленное в ходе «спора древних и новых», впервые ввел в эстетику на равных правах с понятиями «прекрасного» и «возвышенного» в 1710-х годах Джозеф Аддисон, называя его «uncommon» — «необычное»).

Как драматург и теоретик театра Антуан Удар де Ламотта подверг трагедию классицизма серьезной критике изнутри. В предисловиях к своим трагедиям «Маккавеи» (1722), «Ромул» (1722), в «Размышлениях о трагедии» ((«Réflexions sur la tragédie», 1730) писатель ратовал за действенность в сюжетике трагедии, против введения ролей «наперсников». Удар де Ламотт отвергал правило трех единств, ссылаясь на опыт оперы (он был автором ряда оперных либретто), выражал желание, чтобы трагедии писались в прозаической форме. Особую известность драматургу принесла трагедия «Инес де Кастро» («Inès de Castro», 1723), с одной стороны, написанной в духе трагедий Ж. Расина, с другой — нарушавшая правила классицизма (заимствованного из трагедии португальского поэта XVI века Антониу Феррейры «Иниш ди Каштру», что противостояло требованию выбора сюжета, рисующего не античность или условный Восток, а средневековье, ясно выраженному Французской Академией в критике «Сида» Пьера Корнеля).

Еще одна вольность по отношению к жанрам классицизма, допущенная писателем, — создание прозаических од («Odes», 1707).

Соч.: Oeuvres: T. 1–10. P., 1754.

Лит.: История французской литературы: В 4 т. М.; Л., 1946. Т. 1; Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006.

Вл. А. Луков