Приглашаем посетить сайт

Луков Вл. А.: Французская литература от истоков до начала новейшего периода. XVIII век.
Вовенарг Люк де Клапье

Вовенарг Люк де Клапье

Вовенарг (Vauvenargues) Люк де Клапье (6. 08. 1715–28. 05. 1747) — французский философ-моралист, развивающий традиции аналитической прозы Паскаля, Ла-рошфуко, Лабрюйера и др.

Вовенарг родился в Эксе в Провансе, в старинной дворянской семье. Получив неполное образование в коллеже Экса, посвятил себя военному поприщу. В 1734 г., в ходе войны за польское наследство, участвовал в итальянской кампании в звании младшего лейтенанта Королевского пехотного полка. С 1736 по 1740 гг. прозябал на рутинной гарнизонной службе в провинциальных городах восточной Франции. В 1741 г. в начале войны за австрийское наследство его полк был направлен в Чехию и участвовал в захвате Праги. Выходя из окружения в суровых зимних условиях, Вовенарг обморозил ноги и в 1743 г. вынужден был подать в отставку в звании капитана.

Попытки стать дипломатом окончились неудачей: оспа обезобразила его лицо и почти лишила зрения. С 1745 г. Вовенарг ведет уединенный образ жизни, избирательно изучая философию и эстетику (Монтеня, Паскаля, Ларошфуко) и встречаясь с узким кругом друзей-единомышленников: д’Аржанталем, Мирабо, Мармонтелем и Вольтером, который проникся к своему ревностному ученику не только искренней симпатией, но и неподдельным уважением.

Привычка ежедневно заносить на бумагу свободные, не скованные жанровыми ограничениями размышления о природе человеческого разума, науке и литературе вызвала к жизни небольшой эпистемологический трактат под названием «Введение в познание человеческого разума» (1746), за которым последовали «Фрагменты», «Критические размышления о некоторых писателях, исправленные и значительно дополненные», «Размышления и максимы» и др.

Небольшое по объему наследие Вовенарга представляет собой живой отклик вдумчивого и талантливого самоучки на самые принципиальные вопросы века Просвещения.

Так, центральная для XVIII века проблема соотношения эмпирической и спекулятивной философии решается Вовенаргом в направлении сенсуализма.

В споре о прогрессе Вовенарг, комментируя знаменитую «Басню о пчелах» (1714) Бернарда Мандевиля, признает созидательную роль эгоистической частной инициативы, однако указывает и на благотворное воздействие охранительных законов, основоположений разума и добродетели. Утилитаризм подчиняется у Вовенарга требованиям не выгоды, а морали.

В посмертно опубликованных «Диалогах мертвых» Вовенарг сталкивает в споре североамериканского индейца с португальцем, вкладывая в уста дикаря гурона предвосхищающие руссоизм мысли о развращающем влиянии искусств на естественную нравственность.

Приняв участие в дискуссии о романе 1730-х годов, Вовенарг не поддерживает призывов наложить на него запрет, но ждет от нового неканонического жанра такого вымысла, в котором в иносказательной форме перед читателем возникал бы «образ живой и страстной истины».

Обращаясь к спору «о древних и новых», Вовенарг видит уязвимость «новых», проводящих в лице Б. де Фонтенеля прямую аналогию между техническим прогрессом и совершенствованием художественных форм.

Сопоставляя творчество Корнеля и Расина, Вовенарг критикует Корнеля за барочные преувеличения и превозносит безупречный вкус Расина, составивший славу французского классического театра.

его характера, а из совокупности присущих ему свойств.

Соч.: Œuvres complètes: In 2 vol. P.: Hachette, 1968 (préface et notes de H. Bonnier); в рус. пер. — Вовенарг Л. де К. Размышления и максимы. Л.: Наука, 1988.

Лит.: Жирмунская Н. А. Вовенарг и его размышления // Вовенарг Л. де К. Размышления и максимы. Л.: Наука, 1988; Lanson G. Le Marquis de Vauvenargues. P., 1930; Souchon P. Vauvenargues philosophe de la gloire. P., 1947.

А. П. Бондарев