АЛЬФЬЕРИ
После реформы комического театра в Италии XVIII века встала на очередь проблема реформы трагического театра, оставшаяся неразрешенной в первой половине XVIII века, так как деятельность Метастазио была связана с музыкальным театром.
Главной причиной отставания трагического театра от комического являлась общая отсталость итальянской буржуазии, в мировоззрении которой отсутствовал героический пафос борьбы за свободу, являющийся обязательной предпосылкой для возникновения гражданской политической трагедии. Между тем именно такой трагедии требовало крепнущее политическое сознание передовой части итальянского общества.
На дело обновления трагедии в Италии отрицательно влияло господство оперного театра, за которым в течение долгого времени была закреплена трагическая тематика. Не случайно именно Метастазио получил от современников прозвание «итальянского Софокла».
актерам, привыкшим к сценическим традициям комедии дель арте и не имевшим никаких навыков исполнения трагедий. Трагический поэт конца XVIII века Малио жаловался еще в 1790 году на отсутствие в Риме публичного театра, исполняющего трагедии, вследствие чего трагические поэты буквально не знают, куда нести сочиняемые ими трагедии.
Итальянцы объясняли слабость своего трагического театра также отсутствием надлежащей поддержки этому театру со стороны просвещенных меценатов. Однако никакая инициатива меценатов не могла кардинально помочь делу обновления трагического театра. Это видно хотя бы из следующего факта. В 1770 году пармский герцог Фердинанд организовал ежегодные конкурсы трагических поэтов. Авторы лучших трагедий должны были премироваться, причем установлено было по две премии в год. Результаты этого конкурса были довольно плачевны. Он вызвал только количественный рост драматургической продукции, качество же ее оставалось весьма низким. В 1775 году комитет, рассматривавший трагедии, поступившие на конкурс, вынужден был сложить с себя полномочия ввиду полного отсутствия пьес, которые можно было бы премировать. Однако, вследствие иронии судьбы, в том же году появилась первая трагедия Альфьери «Клеопатра», не попавшая в поле зрения организаторов конкурса.
На фоне чудовищного бесплодия итальянского трагического театра появление знаменитого трагического поэта Витторио Альфьери должно было произвести на современников впечатление настоящего чуда. Действительно, в отличие от Гольдони, имевшего многочисленных предшественников, Альфьери пришлось созидать итальянскую трагедию гражданского содержания почти на пустом месте.
Время появления Альфьери было предопределено той предреволюционной обстановкой, которая сложилась во всей Европе на грани 70-х и 80-х годов XVIII века. Из Франции неслись в Италию все более страстные призывы к свободе и равенству, все более яростные нападки на деспотизм, и радикальная часть итальянской буржуазии не могла оставаться к ним равнодушной. На театр падала ответственная задача — вести политическую агитацию и пропаганду. Но вести ее приемами комедии было невозможно. Обществу нужен был гражданский, политический пафос, создать который были бессильны комедия и мещанская драма. Только гремящий рупор трагедии мог доносить До сознания людей зрелую и насыщенную революционную мысль. Только трагедия могла поднять общественное настроение на ту высоту, где звучит подлинный глагол революционной страсти. Именно такую трагедию как трибуну революционных идей и создал в Италии Альфьери.
Витторио Альфьери (1749—1803) происходил из ного пьемонтского аристократического рода, носившего графский титул. Он родился в городке Асти, рано потерял отца и получил весьма небрежное воспитание. Учился он в Турине, в местной академии, которую окончил в 1766 году. Следуя аристократическим традициям, он поступил на военную службу. Но так как Альфьери страстно ненавидел всякого рода подчинение, то он вскоре оставил военную службу и отправился путешествовать. В течение шести лет он исколесил всю Европу. Вернувшись в Турин в 1772 году, он завязал литературные и театральные связи и решил попытать счастье на поприще драматургии. Три года спустя он поставил в Туринском театре Кариньяно «Клеопатру», первый плод своей трагедийной музы, который он сам оценивал очень скромно. К его удивлению, пьеса имела успех.
Работая над созданием своей первой трагедии, Альфьери убедился, что ему не хватает исторических знаний, а также хорошего владения итальянским литературным языком. Он начал усиленно пополнять недочеты своего образования. Знакомство с трудами Вольтера и Монтескье, Макиавелли и Руссо помогло Альфьери оформить одушевлявшие его идеи политической свободы и независимости Италии. Ему пришлось серьезно заняться изучением итальянского языка, которого он почти не знал, потому что пьемонтская аристократия говорила почти исключительно по-французски. Чтобы бороться с галлицизмами, которыми пестрела его речь, Альфьери около десяти лет прожил в Тоскане, изучая великих итальянских классиков — Данте, Петрарку, Боккаччо. В итоге язык его трагедий был несколько искусственный, нарочито литературный, слегка архаичный.
разъезжал по Италии. Стремясь быть абсолютно независимым, Альфьери передал все свое недвижимое имущество в Пьемонте сестре, которая обязалась выплачивать ему пожизненно определенную ренту. С этого времени он жил почти исключительно во Флоренции, в Риме и за границей.
В 1777 году Альфьери познакомился во Флоренции с Луизой Стольберг, графиней Альбани, женой последнего представителя изгнанной английской династии Стюартов — Карла-Эдуарда. Длительная связь с нею заставила Альфьери покинуть Италию (1785) и последовать за графиней Альбани сначала в Эльзас, а потом в Париж. Здесь Альфьери познакомился с Гольдони и с рядом французских литераторов, бывавших в салоне графини Альбани. в том числе с идейно весьма близким ему трагическим поэтом Мари-Жозефом Шенье, будущим вождем французского революционного классицизма.
Застигнутый революцией в Париже, республиканец Аль-фьеои сначала переживал победное ликование, вызванное пер выми успехами революции, и разделял пламенные восторги французов. Но такое настроение держалось у него недолго. Революция углублялась, выходили наружу социальные и политические противоречия, обострялась классовая борьба в городе и деревне. Альфьери растерялся. Он увидел, что многое в революции совсем не отвечает его политическим идеалам аристократа-республиканца. Альфьери смущало то, что во Франции все более активно действовал революционный народ. Этот народ вмешивался в дела, которые, по мнению Альфьери, были выше его понимания. И вот в свободолюбивом пьемонтском дворянине стали рождаться чувства, враждебные народу. Эти чувства усилились после того, как в 1792 году была установлена якобинская диктатура и начался террор. Альфьери панически бежал вместе с графиней Альбани из Парижа, превращенного революцией в кипящий котел.
своей родины. Народ в этой схеме занимал очень видное место, но это был отвлеченный народ, представление о котором было почерпнуто Альфьери у Плутарха и у Монтескье, не тот, который с оружием в руках боролся против пережитков феодализма, не останавливаясь перед кровавыми насилиями, перед сожжением помещичьих усадеб и замков. Действия живого, голодного, ожесточенного социальным и политическим гневом народа, господство плебейской стихии — все это было глубоко противно аристократу Альфьери.
дии Альфьери были напечатаны, их читали и восторгались в них именно гимнами свободе и филиппиками против монархии. А поэт, написавший их, сочинял теперь эпиграммы против народа, стихи против революции, публицистические статьи против Франции, где революция все более углублялась. Все эти стихи и прозу—плоды озлобления и классовой паники — Альфьери собрал воедино и выпустил в виде книги «Ненавистник Франции» («II Misogallo», 1799). Это был ядовитый памфлет на Французскую революцию, проникнутый дикой ненавистью аристократа к парижской «черни». Пропитывающий эту книгу шовинистический душок по отношению к французам несколько сближает Альфьери с Гоцци. В эти же последние годы жизни Альфьери написал несколько комедий-памфлетов в стиле Аристофана и закончил составление своих мемуаров, отличающихся крайним субъективизмом повествования. Эти мемуары, озаглавленные «Жизнь Витторио Альфьери из Асти, написанная им самим», увидели свет в 1802 году.
Итак, Альфьери был по своему характеру и образу мыслей типичным аристократом, страдавшим всеми предрассудками своего класса и с ненавистью взиравшим на восхождение буржуазии. Но в то же время Альфьери ненавидел деспотизм, прославлял политическую свободу и проводил во всех своих трагедиях тираноборческие идеи. Он принадлежал по своему происхождению к пьемонтскому дворянству, стремившемуся возглавить на севере Италии освободительное движение против австрийских властей. Аристократ-республиканец, он противопоставлял во всех своих пьесах свободных людей людям, рожденным рабами. Любимыми героями Альфьери были аристократы, борющиеся за народную свободу, против тирании, но рассчитывающие подарить народу эту свободу из своих рук. Свобода в понимании Альфьери была свободой для избранных. Таким образом, свободолюбивые, тираноборческие настроения Альфьери носили отчетливый аристократический характер.
В своих философских воззрениях Альфьери стоял на позициях догматического рационализма. Его идеалом являлась свободная человеческая личность, подчиняющая свою волю велениям разума и руководимая крайне развитым чувством долга. Такие установки, естественно, толкали Альфьери на путь классицизма. Но классицизм Альфьери был не монархическим, а республиканским, просветительским классицизмом. Несмотря на свои аристократические предрассудки, Альфьери воспринял многие гражданские идеалы французских просветителей. Из трагических поэтов Франции он был ближе всего к М. -Ж. Шенье.
Политические воззрения Альфьери были отмечены большой противоречивостью. С одной стороны, в трагедии «Брут Старший», посвященной Вашингтону, он приветствовал американскую революцию. С другой стороны, свою трагедию «Агис» он посвятил памяти английского короля Карла I, «павшего жертвой несправедливого парламента». Итак, Альфьери то выступал за народ против монархии, то защищал монархию против народа. Будучи сторонником некоей абстрактной демократии, он в то же время восхищался английской конституцией и склонялся к тому, чтобы видеть в конституционной монархии наилучший общественный строй. Весьма существенна в его политических воззрениях горячо исповедуемая им идея национального воссоединения Италии, как единственного средства спасения раздробленной страны. Эта идея побудила Альфьери посвятить свою последнюю по времени написания трагедию «Брут Младший» «итальянскому народу, свободному ».
Свои эстетические взгляды Альфьери весьма четко выразил в трактате «О государе и литературе» (1778—1786). Основная мысль этого трактата сводится к утверждению вреда для литературы покровительства со стороны монархов. По мнению Альфьери, истинная литература может процветать только у вполне свободного народа. Главной задачей литературы, по мнению Альфьери, является пробуждение в людях чувства добродетели и внушение им любви к свободе. Но из всех видов литературы лучше всего достигает означенных целей поэзия, и особенно поэзия драматическая. Она научает человека познавать разумом свои права и способности, осознание которых освобождает человека от рабства и делает его свободным В этом — высокое, священное, почти божественное воздействие, которое оказывает поэзия на людей.
Драматургическое наследие Альфьери составляет 21 трагедия, из которых он сам полностью признал и издал только 19. В это число не вошли его первая трагедия «Клеопатра» и «Альцеста». Только шесть трагедий написаны на оригинальные сюжеты. Остальные разрабатывают античные мифологические и исторические темы, многократно обработанные другими авторами. Альфьери любит говорить, что оригинальность драматурга проявляется не в сюжете, а в обработке этого сюжета.
Наиболее обширной группой среди трагедий Альфьери являются трагедии на античные темы. Они в свою очередь распадаются на трагедии мифологические и исторические, греческие и римские. К трагедиям из греческой мифологии относятся «Полиник», «Антигона», «Агамемнон», «Орест», «Альцеста», «Мирра» и «Меропа». Далее идут две трагедии из истории Греции: «Тимолеон» — история коринфского полководца, боровшегося против своего брата, узурпировавшего власть в городе, и «Агис», изображающая гибель спартанского царя, поднявшего борьбу против спартанских олигархов. К трагедиям из римской истории относятся «Клеопатра», «Виргиния», «Софонисба», «Октавия» (история несчастной первой жены Нерона) и два «Брута» — «Брут Старший» и «Брут Младший», или, как их называют в Италии, «Брут I» и «Брут II», как бы подчеркивая этим, что Бруты — это династия борцов за свободу, играющая ведущую роль как в эпоху зарождения римской республики («Брут Старший»), так и в эпоху ее гибели («Брут Младший»).
— «Саул»; это любимейшая пьеса Альфьери, ставшая одной из популярнейших у итальянских актеров вследствие исключительного мастерства обрисовки ее центрального образа Среди исторических трагедий весьма популярен также «Филипп», предвосхитивший трагедию Шиллера «Дон-Карлос». К историческим трагедиям относятся также «Розамунда», драматизирующая эпизод из лангобар декой старины; «Мария Стюарт», воспроизводящая некоторые моменты из жизни шотландской королевы; «Заговор Пацци» и «Дон Гарсиа», рисующие эпизоды из истории дома Медичи. Совсем особняком среди трагедий Альфьери стоит библейская пьеса «Авель» — произведение гибридного жанра, названного Альфьери «траме-логедией» (сочетание мелодрамы и трагедии), отражающее веяния сентиментализма.
«Клеопатра», «Филипп», «Розамунда», «Софонисба», «Октавия»; 2) трагедии свободы: «Виргиния», «Заговор Пацци», «Тимолеон», «Агис», «Брут Старший», «Брут Младший»; 3) трагедии о королевском тщеславии, рисующие борьбу за трон: «Полиник», «Агамемнон», «Дон Гарсиа», «Мария Стюарт»; 4) трагедии семейных чувств, рисующие домашние конфликты: «Орест», «Антигона», «Меропа», «Альцеста»; 5) трагедии внутренней борьбы: «Мирра», «Саул». Классификация эта яв-ляетдя, разумеется, совершенно условной.
В «трагедиях любви» любовь изображается всегда в конфликте с общественно-политическими мотивами, но все же остается движущей силой трагедии. Наиболее известна из трагедий этой группы трагедия «Филипп» (1776). Хотя в сюжетном отношении трагедия Альфьери гораздо беднее трагедии Шиллера, она гораздо ближе ее к исторической действительности, на что указывал уже В. Г. Белинский. В центре пьесы стоит изображение любви инфанта Карлоса к супруге своего отца Филиппа II Изабелле. Однако главный интерес трагедии заключается в обрисовке короля Филиппа. Это—лучший из созданных Альфьери образов коронованных тиранов. Он напоминает образ императора Тиверия в изображении римского историка Тацита. Альфьери мастерски обрисовал подозрительность и страх, окружающие королевский дворец, молчаливую злобу Филиппа, всю создаваемую им вокруг себя атмосферу подлости и обмана. Несмотря на скупую, лаконичную манеру письма Альфьери, в созданном им образе Филиппа есть много общего с манерой Шекспира и прежде всего — энергия и мощность, с которой Альфьери схватывает и передает человеческие характеры.
«трагедий свободы» наиболее ярко отражает общественно-политическое сознание поэта. Одной из лучших трагедий этого цикла, рисующих восстание против деспотической власти, является «Виргиния». Это настоящая политическая трагедия, от которой веет дыханием республиканского Рима, его гражданских доблестей. Сюжет ее заимствован из рассказа историка Тита Ливия об изгнании из Рима децемвиров. В трагедии изображена история плебейской девушки Виргинии, преследуемой влюбленным в нее децемвиром Аппием Клавдием и убиваемой собственным отцом Виргинией, который таким образом хочет'ее спасти от угрожающего ей позора. Эта история из частной жизни одной римской семьи является как бы прологом к государственному перевороту, совершаемому в Риме возмущенным народом. Именно это обстоятельство и придает истории Виргинии острополитический характер. Альфьери написал эту пьесу с огромным мастерством. Его трагедия является лучшей из многочисленных драматических обработок данного сюжета в новое время.
Другими блестящими образцами «трагедий свободы» являются оба «Брута», при написании которых Альфьери вдохновлялся трагедиями Вольтера «Брут» и «Смерть Цезаря».
«Бруте Старшем» Альфьери события разворачиваются в такой последовательности: царь Тарквиний, изгнанный римским народом, вступил в союз с врагами Рима, чтобы восстановить свою власть. Консул Брут, которому принадлежит власть в городе, созывает на Форум патрициев и плебеев, убеждая их перед лицом опасности забыть свои политические разногласия и объединиться на защиту родины. Его агитация имеет успех. Однако не дремлют и враги: агенты Тарквиния организуют в Риме заговор против республики, к которому примыкают сыновья Брута. Узнав об измене сыновей, Брут испытывает чисто корнелевский конфликт между отцовским чувством и гражданским долгом. Побеждает долг гражданина. Брут передает дело о заговоре на разрешение гражданам, и народ выносит смертный приговор всем, кроме его сыновей. Но Брут решительно протестует против этого и требует смерти для сыновей, изменивших родине. Совершается казнь, во время которой Брут просит завязать ему глаза, чтобы не видеть смерти сыновей. Теперь народ величает его «отцом Рима», но из его уст вырывается отчаянный крик: «Я несчастнейших из смертных!»
Аналогичная ситуация положена в основу «Брута Младшего». Республиканский Рим в агонии. Цезарь собирается возложить на себя императорскую корону. Против него устроен заговор во главе с Брутом, которого Альфьери, ра'ди остроты конфликта, сделал сыном Цезаря. Организуя заговор, Брут не знал об этом. Когда же он услышал от Цезаря, что тот его отец и намерен сделать его своим наследником, Брут ответил, ему: «Будь гражданином, и ты найдешь во мне сына». Но Цезарь не отка
Таковы рисуемые Альфьери образы идеальных граждан, для оторых выше всего на свете свобода и закон и которые по-королевски умеют принести личное чувство в жертву гражданскому долгу. Показом таких образов Альфьери стремился пере воспитать итальянское дворянство, погрязшее в тине мещанского бытия и озабоченное только своими маленькими личными делами. Он ставил перед театром несравненно более высокую задачу, чем все предшествовавшие ему итальянские драматурги. «Люди должны посещать театр,— говорил он,— чтобы научиться стать сильными, великодушными и свободными, чтобы проникнуться уважением к истинной добродетели, ненавистью к насилию, любовью к родине и сознанием своих прав». Естественно поэтому, что «трагедии свободы» Альфьери (в особенности «Виргиния» и оба «Брута») стали популярнейшими пьесами в годы итальянской революции и в годы национально-освободительного движения XIX века (т. н. Рисорджименто).
Альфьери был восторженным почитателем античной древности, которая казалась ему миром подлинно трагических страстей и образов. Поэтому именно на античные темы написаны все его лучшие трагедии. Правда, Альфьери не пренебрегал также и другим сюжетным материалом, который он заимствовал то из Библии («Саул»), то из истории Италии («Заговор Пацци», «Дон Гарсиа»), то из истории других стран («Филипп», «Мария Стюарт»). Но все же он считал такие темы менее трагическими, чем темы, взятые из античного мира. Из античных источников он особенно ценил Плутарха, который являлся его настольной книгой.
гой логической структурой. Действие развивается в них все время вокруг единого идейного стержня. Число персонажей строго ограничено. Внешнее действие сведено до минимума, отброшены все боковые линии, детали, эпизоды, уводящие в сторону и затеняющие основной конфликт. Этот последний подчеркивается контрастным противопоставлением света и мрака, тирании и свободы. Выводимые Альфьери образы тиранов и тираноборцев крайне монолитны и однообразны, лишены психологической детализации. Это приближает Альфьери к французской классицистской трагедии. Он придерживается также ее формальной структуры: соблюдает правило трех единств, начинает действие в момент его апогея и кризиса, близкий к катастрофе. Но в то же время он пишет трагедию белым стихом, уничтожает наперсников и заставляет героев изливать свои мысли и переживания в длинных монологах, которые встречались очень редко во французской трагедии.
в виде прозаического диалога. И, наконец, он окончательно отделывал его в стихотворной форме, безжалостно отбрасывая все лишнее, ненужное для развертывания основной темы. Альфьери больше всех других драматургов нового времени добивался от своих пьес максимальной краткости и лаконичности. Он по многу раз пересматривал свои пьесы с целью их сокращения. Так, трагедию «Филипп» он перерабатывал шесть раз в течение тринадцати лет (1776—1789).
Итогом такой работы явилась некоторая суховатость трагедий Альфьери. Язык его трагедий имеет более ораторский, чем поэтический характер, в его произведениях отсутствуют стилистические украшения. Альфьери был врагом мерной гармоничности, присущей французским трагедиям с их однообразным александрийским стихом, рассчитанным на напевную декламацию. Словесная фактура трагедий Альфьери отличалась шероховатостью. Он вносил в свои диалоги и монологи резкие перерывы и выкрики, лаконичные вопросы и ответы, подчеркивания отдельных слов и выражений, значительных в смысловом отношении. Он всеми способами стремился разбить плавную текучесть стихотворной речи, неуместную в трагедии, имеющей целью изображение борьбы человеческих страстей.
Несмотря на крайнюю лаконичность и отсутствие всяких внешних эффектов, трагедии Альфьери весьма сценичны. Хотя Альфьери творил вдалеке от сцены, требования ее он учитывал каким-то инстинктом. Его трагедии за малыми исключениями дают превосходный материал для актера. А такие роли, как Мирра и Виргиния, Орест и Саул, были всегда украшением репертуара лучших итальянских трагиков в течение всего XIX столетия. Однако трагедии Альфьери завоевывали сцену очень медленно. На первых порах его произведения, как и весь трагический репертуар предшествующих Альфьери драматургов, исполнялись только кружками великосветских любителей и холодно принимались публикой, воспитанной на нежной, изысканно мелодичной драматургии Метастазио. Имеются сведения, что аристократические зрители, расхоложенные грубоватой жесткостью трагедий Альфьери, покидали представления после первого или второго акта. Настоящее понимание Альфьери и его почитание как первого трагического поэта Италии пришло только в годы итальянской революции, когда его пьесы легли в основу якобинского репертуара.
Но Альфьери мало радовало, что теперь с каждым годом множилось количество его пьес, поставленных итальянскими театрами. Сначала он хмуро и без всякого удовольствия следил за их успехом. Он был недоволен тем, что его пьесы поддерживают революционные настроения в Италии. Постепенно, однако, заговорило авторское самолюбие, и он стал проявлять интерес к постановкам своих трагедий. Этот интерес особенно усилился в последние годы его жизни. Современник рассказывает, что Альфьери приходил на репетиции своих пьес во флорентийских театрах закутанный в свой легендарный, известный всей Италии красный плащ, высокий, стройный и красивый, несмотря на преклонный возраст. Он садился в каком-нибудь темном углу, следил за игрой артистов и, если ему что-нибудь не нравилось, посылал своего секретаря передать актеру свои замечания, а подчас, если что-нибудь казалось ему совсем плохо,— то и весьма резкую критику. Зато, если игра актера нравилась ему, он проникался к нему большими симпатиями. Особенно любил он талантливых актеров Моррокези и Бланеса. Смерть помешала Альфьери ближе подойти к практической работе итальянского театра.