Приглашаем посетить сайт

Мокульский С. История западноевропейского театра , т. 2.
Драматургия Гёте в период "Бури и натиска"

ДРАМАТУРГИЯ ГЁТЕ В ПЕРИОД „БУРИ И НАТИСКА"

Белинский писал; «... Гёте, как художник, как поэт был вполне сыном своей страны, своего века, вполне выразил собою если не все, то многие из существеннейших сторон современ­ной ему действительности».

Творчество Гёте было насыщено передовыми просветитель­скими идеями. На протяжении своей литературной деятельно­сти, длившейся свыше шестидесяти лет, писатель прошел боль­шой и сложный путь. Но при всех изменениях, которые за это время произошли в мировоззрении и художественном твор­честве Гёте, основное направление его деятельности, в сущно­сти, не менялось. Патриот, гуманист, просветитель Гёте всю свою жизнь посвятил служению народу. Как истинный сын XVIII века, Гёте глубоко впитал осно­вы просветительской материалистической философии. «Гёте не­охотно имел дело с «богом», —писал Энгельс; — от этого слова ему становилось не по себе; только человеческое было его сти­хией, и эта человечность, это освобождение искусства от оков религии как раз и составляет величие Гёте. В этом отношении с ним не могут сравниться ни древние, ни Шекспир. Но эту совершенную человечность, это преодоление религиозного дуа­лизма может постигнуть во всем его историческом значении лишь тот, кому не чужда другая сторона немецкого националь­ного развития — философия. То, что Гёте мог высказать лишь непосредственно, т. е. в известном смысле, конечно, «пророче­ски», получило развитие и обоснование в новейшей немецкой философии».

Материалистическое миросозерцание великого немецкого поэта отмечал также Белинский, писавший, что творчество Гёте характеризуется «его стремлением ко всему простому, ясному, определенному, здешнему, земному, действительному, реальному, положительному; его страстным сочувствием приро­де, которое не только отразилось пантеистическим миросозер­цанием в его поэзии, но еще и выразилось с его стороны великими услугами в области естествознания, как науки».

великого писателя.

«В сущности диалектика, — сказал Гегель, — не что иное, как упорядоченный и методически развитый дух противоречия, прирожденный всякому человеку; этот дар обнаруживается ве­ликим образом в различении правильного от ложного».

«Да, — сказал Гёте, — если бы только таким умственным искусством и умелостью не злоупотребляли столь часто и не прилагали к тому, чтоб ложное представить правдивым».

«Это, конечно, случается, — возразил Гегель, — но только у умственно больных людей»,

«Я стою, — сказал Гёте, — за изучение природы, не допу­скающее такой болезни. При этом мы имеем дело с бесконеч­ной и вечной правдой, и всякий, кто не совсем чисто и честно производит наблюдения и делает из них заключение, выбрасы­вается вон, как негодный. И я уверен, что многие диалектиче­ские болезни могли бы получить благодетельное исцеление в изучении природы».

­зрительности, Гёте был сторонником опытного изучения приро­ды и считал, что наука должна строить свои выводы на основе изучения фактов реальной действительности. И именно потому, что Гёте-мыслитель исходил из жизни, в его творчестве так сильно ощущение непосредственной реальности и вместе с тем так много стихийно диалектических решений. Но если матери­ализм Гёте был осознанным, то элементы диалектики, прису­щие ему, не оформились в четкую систему воззрений.

Любовь ко всему реальному определила и основы художест­венного метода Гёте. Творчество Гёте принадлежит к числу величайших образцов реализма. Он сам говорил о себе: «Вооб­ще я как поэт никогда не стремился к воплощению какой-либо абстракции. Я собирал внутри себя впечатления, ­лять и развивать эти образы и впечатления и при помощи живого воображения проявлять их, дабы и другие, читая или слушая изображенное, получали те же самые впечат­ления».

Гёте понимал реализм не как натуралистическое копирова­ние действительности, а как художественное воспроизведение «е. Его творчество характеризуется стремлением к максимально широкому универсальному охвату явлений реального мира и вместе с тем к обнаружению средствами искусства движущих причин ее сложного процесса. В особенности же его творчество •отличается пластический завершенностью и рельефностью об­разов и характеров. «Величайшая заслуга Гёте, — писал Генрих Гейне, — заключается именно в законченности всего, что он изображает. Здесь нет частей более сильных, в то время как другие — слабы, здесь нет того, что одна сторона выписана до конца, а другая еле намечена, здесь нет замешательства, нет обычного литературного балласта, нет пристрастия к разроз­ненным подробностям. Всякое действующее лицо его романов и драм, когда бы оно ни выступало, он разрабатывает так, как будто это главный герой. Так оно у Гомера, так и у Шек­спира».

Однако далеко не все равноценно в творчестве Гёте. Белин­ский высоко ценил немецкого писателя и вместе с тем справед­ливо указывал, что «немного в мире поэтов написали столько великого и бессмертного, как Гёте, и ни один из мировых поэтов не написал столько разного балласту и разных пустя­ков, как Гёте...». Причину этого следует искать не в недостат­ке художественного дарования Гёте, а в двойственности его ми­ровоззрения, в противоречиях социальных позиций,обусловлен­ных противоречиями немецкой действительности того времени.

«Гёте, — писал Энгельс, — в своих произведениях двояко относится к немецкому обществу своего времени. То он враж­дебен ему; оно противно ему, и он пытается бежать от него, как в «Ифигении» и вообще во время путешествия по Италии; он восстает против него, как Гёц, Прометей и Фауст, осыпает его горькими насмешками Мефистофеля. То он, напротив, сбли­жается с ним, «приноравливается» к нему, как в большинстве своих стихотворений из цикла «Кроткие ксении» и во многих прозаических произведениях, восхваляет его, как в «Маскарад­ных шествиях», даже защищает его от напирающего на него исторического движения, особенно во всех произведениях, где он касается французской революции... Его темперамент, его энергия, все его духовные стремления толкали его к практиче­ской жизни, а практическая жизнь, с которой он сталкивался, была жалка. Перед этой дилеммой — существовать в жизнен­ной среде, которую он должен был презирать и все же быть прикованным к ней как к единственной, в которой он мог дей­ствовать, — перед этой дилеммой Гёте находился постоянно, и, чем старше он становился, тем все больше могучий поэт, de guerre lasse, уступал место заурядному веймарскому министру. Мы упрекаем Гёте не за то, что он не был либерален, как это делают Берне и Менцель, а за то, что временами он мог быть даже филистером; мы упрекаем его и не за то, что он не был способен на энтузиазм во имя немецкой свободы, а за то, что он филистерскому страху перед всяким современным великим историческим движением приносил в жертву свое, иной раз пробивавшееся, более правильное эстетическое чутье; не за то, что он был придворным, а за то, что в то время, когда Напо­леон чистил огромные авгиевы конюшни Германии, он мог с торжественной серьезностью заниматься ничтожнейшими де­лами и menus plaisirs одного из ничтожнейших немецких крохотных дворов».

Характеристика Гёте, данная Энгельсом, составляет основу нашей оценки его творчества. Двойственность и противоречия, о которых говорит Энгельс, проявляются на протяжении всей литературной деятельности великого писателя, и всюду, где побеждало филистерство Гёте, терпел поражение и Гёте-художник. Однако не эти поражения составляют главное в творчестве Гёте, а те его произведения, в которых он как народный писатель и гуманист-просветитель выражал наиболее передовые идеи своего времени.

­жуазную легенду о Гёте-олимпийце, будто бы не интересовав­шемся судьбами своего народа. На протяжении всей своей жизни Гёте находился в самом центре духовной жизни Герма­нии и проявлял горячую заинтересованность в событиях своего времени. Правда, как отмечал Энгельс, Гёте далеко не всегда реагировал на события современной политической жизни с передовых позиций. Но даже при всех своих ошибках и отступ­лениях Гёте всегда глубоко волновался вопросами, имевшими значение для судьбы немецкого народа.

­менника, историка Людена о беседе с Гёте в 1813 году. Гёте сказал ему: «Может быть, вы думаете, что мне чужды великие идеи свободы, народа, отечества? Эти идеи — часть нашего су­щества. От них никто не может уйти».

Творчество Гёте было многообразно. Поэт, художник, музы­кант, ученый, политический деятель — в каждой из этих сфер деятельности проявилось дарование Гёте. Но прежде всего и больше всего Гёте был писателем, поэтом. Его литературная деятельность также поражает своей универсальностью. Лири­ческие стихотворения и эпические поэмы, баллады и сатиры, рассказы и романы, трагедии и комедии, фарсы и оперные либретто, работы по эстетике и критические рецензии — таков перечень жанров, охваченных Гёте на протяжении его литера­турной деятельности, и в каждом жанре им были созданы образцовые произведения, шедевры данной формы литератур­ного творчества.

С первых шагов творчества и до последних дней драмати­ческое искусство неизменно привлекало к себе Гёте. Им было создано большое количество драматических произведений раз­личных жанров. Но наряду со значительными драматическими произведениями, вошедшими в фонд мировой драматургии, Гёте написал немало вещей, недостойных его таланта. Однако в лучших своих драмах Гёте создает конфликты, полные глубокого значения, характеры, обрисованные с большой полнотой и силой, наполняя содержание большими социально-историче­скими обобщениями и значительными философско-этическими идеями. Весьма важным достоинством ряда драм Гёте является их высокая поэтичность. Иоганн-Вольфганг Гёте (1749—1832) родился во Франк­фурте-на-Майне, вольном торговом городе, в семье зажиточного бюргера. Отец Гёте по положению был франкфуртским «патри­цием», городским адвокатом, носившим титул «имперского совет­ника». С материнской стороны Гёте также происходил из бюр­герской среды. Мать поэта была дочерью городского старшины. Она была на двадцать один год моложе его отца.

степень доктора прав. Однако он мало интересовался правом и увлекался естественны­ми науками. Гёте очень рано начал писать. В пятнадцать лет он уже написал целый том в несколько сот страниц.

­дцати годам он написал две комедии — «Каприз влюбленного» (1768) и «Совиновники» (1769). Кроме того, сохранились не­большие отрывки задуманной им трагедии «Валтасар» и коме­дии «Зерцало добродетели».

Наиболее значительное из этих произведений — «Совиновни­ки» — представляет собой бюргерскую комедию, написан­ную под влиянием просветительской драматургии и, в част­ности, Лессинга. В ней получила ясное. выражение ненависть Гёте к окружавшему его мелочному филистерству. Действие комедии разыгрывается в гостинице, хозяин которой отличается крайним любопытством. Его дрчь Софья замужем за Зелле-ром, грубым пьяницей и картежником. В гостинице останавли­вается прежний возлюбленный Софъи Альцеет. Кульминацион­ный пункт комедии наступает тогда, когда ночью в комнату Альцеста с разными целями один за другим приходят: Зеллер, чтобы украсть у Альцеста деньги, нужные ему для уплаты карточного долга; хозяин, чтобы прочитать письмо, полученное Альцестом; Софья — на свидание к Альцесту. Комедия заканчивается разоблачением вины каждого из персонажей и их взаимным прощением. В целом картина, нарисованная Гёте, свидетельствует о безрадостности окружавшей его мещанской среды, которой поэт тяготился. Сам Гёте, характеризуя впо­следствии эту раннюю пьесу, отмечал «ее веселый шутов­ской характер», но, хотя она «забавляет в деталях», по его мнению, «резко выраженные противозаконные поступки оскор­бляют эстетическое и моральное чувство». Ни один из персона­жей не обладает высокими душевными качествами, они мелки и ничтожны, как типичные пошлые немецкие бюргеры. Внеш няя занимательность фабулы, построенной на смешных совпа­дениях и случайностях, не искупает отсутствия в пьесе сколько-нибудь значительной идеи.

С переездом Гёте в Страсбург, в 1770 году, начинается один из важнейших периодов его жизни. Гёте знакомится с Герде-ром, который вводит его в круг идей движения «бури и на­тиска». Под влиянием Гердера Гёте решительно порывает с классицизмом, элементы которого еще очень значительны в «Совиновниках» и некоторых других его ранних произведениях, написанных согласно правилам «трех единств». Гердер открывает перед Гёте мир народного творчества, и молодой поэт с жад­ностью приникает к этому роднику. В это же время Гёте зна­комится с пьесами Шекспира: «Первая же страница Шекспира, которую я прочел, покорила меня на всю жизнь, а, одолев пер­вую его вещь, я стоял, как слепорожденный, которому чудо­творная рука вдруг даровала зрение».

«бури и натиска».

Наиболее значительным драматическим произведением этого периода творчества Гёте является историческая драма «Гёц фон Берлихинген» (1773). Это произведение существует в трех редакциях. Первый вариант, написанный Гёте в 1771 году, не встретил полного одобрения Гердера, с мнением которого Гёте очень считался, и молодой драматург переработал пьесу. Вто­рой вариант, изданный в 1773 году, представляет собой за­конченное художественное произведение. Наконец, имеется так­же переработка пьесы для сцены, напечатанная впервые после смерти Гёте в 1832 году.

«Гёц фон Берлихинген» важен не только как одно из наи­более совершенных выражений мировоззрения и художествен­ного метода молодого Гёте, но и как произведение, в котором поставлены и отражены важнейшие проблемы немецкой общест­венной жизни. Это первая немецкая художественная историче­ская драма. Аналогичные произведения предшественников Гёте, в том числе и исторические драмы Клопштока, кажутся жалки­ми и робкими попытками, по сравнению с поистине титаниче­ским созданием Гёте. Этой пьесой Гёте сделал значительный шаг вперед по сравнению со всеми своими предшественниками, включая даже и Лессинга. Он вывел драму за узкие рамки семейно-бытового конфликта, перенеся действие на почву об­щественной жизни целого народа. Перед читателем и зрителем раскрывается широкая картина национальной жизни. Показана борьба различных сословий, столкнувшихся в непримиримом конфликте. Действие происходит то во дворце крупного феодала, то в замке рыцаря, в городе, деревне, трактире, на боль­шой дороге. Церковные прелаты, дворяне, бюргеры, монахи, крестьяне — широк и необъятен диапазон грандиозной драмы Гёте, в которой перед нами встает вся Германия начала XVI века. Картина, созданная Гёте, поражает своим реализмом. Действие отличается динамичностью.

Основную линию сюжета составляет история рыцаря Гот-фрида (Гёца) фон Берлихингена, по прозвищу «Железная рука». (Он потерял в боях одну руку и носил кованную из железа руку.) Смелый Гёц сражается только за правду и спра­ведливость. Узнав о каком-нибудь насилии над бедными и без­защитными, он карает их обидчиков. Враги Гёца берут его в плен и сохраняют ему жизнь при условии, что рыцарь более не покинет своего замка и не будет сражаться. Но, когда к Гёцу являются восставшие крестьяне, прося его стать во главе их, он нарушает данное слово и бросается со всем свойственным ему пылом в борьбу, зная, однако, что она заранее обречена на неудачу. Снова попав в плен, Гёц умирает, до конца оста­ваясь непримиримым врагом всякой несправедливости.

на сторону врагов Гёца, крупных феодалов, лагерь которых возглавляют епископ Бам-бергский и Адельгейда.

Судьбы отдельных лиц, в том числе и главного героя, не­разрывно связаны с напряженной борьбой, происходящей в стране. Каждый захвачен бурным ходом событий. Пламя гражданской войны носится по городам, замкам и деревням Германии.

Уже в этой ранней драме Гёте сказывается важнейшая осо­бенность его метода в изображении прошлого, о которой гово­рилось выше: представители борющихся между собой лагерей более или менее ясно сознают свои цели. Крупные феодалы, мелкие рыцари, бюргеры, крестьяне — представители каждого сословия четко выражают свою позицию по отношению друг к Другу.

­му Германии, интерес к народной жизни, образ могучего ге­роя, изображение борьбы страстей, любовь к природе — эти и Другие черты драмы вытекали непосредственно из программы движения «бури и натиска».

«Гёце фон Берлихингене» изображены события одного из наиболее знаменательных периодов немецкой истории — перио­да Реформации и Великой крестьянской войны (XVI в.). Вни мание Гёте привлекла одна из наиболее революционных эпох в истории немецкого народа. Это было непосредственно связа­но с центральной проблемой той эпохи, когда жил и творил Гёте.

«Гёц фон Берлихинген» — историческая трагедия на тему о революции. С подлинно шекспировским реализмом Гёте вос­создает картину эпохи, отражая почти все ее существенные стороны. Глубоко знаменательно, что, в отличие от историков, видевших в утверждении протестантской религии основное со­держание данного периода, Гёте не считает реформацию цент­ральным событием эпохи. В «Гёце фон Берлихингене» ей уде­лено третьестепенное место. В центре драмы — противоречия различных сословий, классовая борьба.

Сущность трагедии — в глубоко драматическом конфликте больших социальных сил, среди которых личность Гёца оказы­вается лишь одной из равнодействующих ,в конфликте, где столкнулись противоречия всех социальных слоев. В соответ­ствии со штюрмерским идеалом сильной личности Гёте несом­ненно стремился к возвеличению образа главного героя драмы. Однако чутье художника-реалиста подсказало ему, что Гёц от­нюдь не может один определять все действие. Как ни титани-чен этот герой, и он зависит от социальной обстановки своего времени.

Несомненно, что Гёте проводил известную аналогию между XVI веком и своим временем. В автобиографии «Поэзия и правда» Гёте впоследствии писал, что, создавая драму, он хотел показать «сурового и благомыслящего человека, умевше­го постоять за себя в эпоху общественной анархии». Таким героем он и изобразил Гёца, который отличается от реально существовавшего исторического Гёца фон Берлихингена. Судя по запискам самого Гёца, которые послужили материалом для Гёте, это был типичный мелкий рыцарь XVI века, своевольни­чавший, совершавший грабительские набеги и отнюдь не отли­чавшийся той нравственной возвышенностью, какой он обла­дает в драме Гёте.

­вительно благородный человек, действующий по убеждению, а не из корысти (в Отличие от исторического Гёца), он одушев­лен стремлением к справедливости и мечтает о гармоническом социальном порядке. В этом смысле Гёц является носителем идеалов самого Гёте, он предстает как выразитель лучших, пе­редовых стремлений немецких людей конца XVIII века. Для самого Гёте величие Гёца заключалось в том, что он действо­вал как революционер, активно вторгаясь в общественную борьбу своего времени, стремясь на деле осуществить свои идеалы. В этом смысле Энгельс и говорит о том, что образ Гёца представлял собой «дань уважения памяти мятежника».

Но это лишь одна сторона данного образа. Другая сторона раскрывается при рассмотрении фигуры Гёца в конкретных усло­виях социально-политической борьбы его эпохи.

­ми эпохи крестьянской войны и реформации были крупные феодалы и крестьянство. Таково было центральное противоре­чие эпохи. Гёте, реалистически отразивший основные моменты социальной истории начала XVI века, показал обе эти силы. Среда крупных феодалов представлена в пьесе Бамбергским епископом и его окружением. Вместе с тем Гёте вывел на сцену и восставших крестьян. Между этими двумя полюсами общества той эпохи колеблются представители других классовых сил, выведенные в драме. В частности, Гёте с замечательным реа­лизмом показал слабость и трусость немецкого бюргерства; в пьесе Гёте эти черты бюргеров проявляются в той враждеб­ной и предательской роли, которую богатые горожане играют по отношению к восставшим крестьянам.

Рыцарь Гёц — убежденный противник крупных феодалов. Гёте здесь правильно отразил одно из частных противоречий эпохи Великой крестьянской войны: оппозицию мелкого рыцарства феодальной знати. Но это не главное противоречие. Основным было противоречие между крестьянством и крупными феода­лами. Мелкое рыцарство, пользуясь всеобщей анархией, надея­лось отстоять свои привилегии и политическую независимость, заодно укрепив и свои экономические позиции. Отсюда актив­ность этой социальной группы, получившая высшее выражение в восстании Франца фон Зикингена. В сущности то были героические, но бесплодные попытки гибнущего феодального сословия отстоять себя от натиска сил, грозивших смести его с исторической сцены. В этих условиях представители рыцар­ства отождествляли свою борьбу с борьбой за право и справед­ливость вообще, что придавало внешне прогрессивный облик их движению. Но ничто уже не могло спасти этот класс.

«гибель преж­них классов, например рыцарства, могла давать содержание Для грандиозных трагических произведений искусства». Такой трагедией является «Гёц фон Берлихинген». Гёц восстает против крупных феодалов, субъективно полагая, что борется за справедливость. Однако, как указал Маркс, объективно дви­жение мелкого рыцарства имело другой смысл, ибо за его «лозунгами единства и свободы все еще скрывается мечта о старой империи и кулачном праве». Между тем дни этого со­словия были уже сочтены историей, и борьба мелкого рыцарства могла иметь только трагический конец. Вот почему подлинный Гёц вовсе не столь величественный герой. На фоне борьбы больших социальных сил того времени исторический Гёц дей­ствительно выглядит «жалким субъектом», как назвал его Маркс. Это отнюдь не означает, что Гёте совершил ошибку, по­ставив образ Гёца в центре драмы. Как указывал Маркс, «Гёте был прав, избрав его героем», так как в Гёце воплощена траги­ческая «противоположность рыцарства с императором и князь­ями в ее адекватной форме».

­роические усилия, не могло возродить своего былого могуще­ства. Второй силой эпохи Великой крестьянской войны, имевшей трагическую судьбу, была плебейско-мюнцеровская оппозиция феодализму, это наиболее демократическое движе­ние в тогдашнем обществе. Но условия для победы демократи­ческих сил тогда еще не созрели, и поэтому их героическое восстание также было обречено на трагическую гибель. Есть, однако, существенная разница между судьбой этих двух со­циальных сил и их трагедиями. Трагедия Гёца и мелкого рыцарства — это трагедия полной исторической обреченности и бесперспективности, тогда как трагедия Мюнцера была траге­дией борцов, вышедших на историческую арену задолго до того, как созрели условия для их победы. Из этих двух тра­гических конфликтов эпохи Гёте выбрал сюжетом своей драмы первый. Это определялось тем, что Гёте была нужна коллизия, в которой герой, подобно ему и его сверстникам, был во вражде с господствующим классом и вместе с тем оказывался непонятым народом. Именно так понимали свою ситуацию штюрмеры XVIII века. В этом аспекте и рассматривал Гёте судьбу Гёца.

Было бы неправомерно упрекать Гёте за то, что он не избрал сюжетом трагедию Мюнцера. Уже одно то, что судьбы народа, крестьянских масс, вопрос об отношении к ним занимают столь значительное место в пьесе, являлось крупным шагом вперед в развитии драматического искусства XVIII века. Народ в драме Гёте изображен с подлинно шекспировской живостью и действенностью. Подобного реализма мы не встретим во всей драматургии между эпохой Шекспира и Лопе де Вега и временем, когда появилась пьеса Гёте. Во всей просветительской драматургии нет пьесы, которую можно было бы поставить ря­дом с трагедией Гёте по глубине реалистического изображения исторических событий и социальной борьбы. С большой силой показывал Гёте ненависть крестьян к их феодальным притесни­телям. Вместе с тем драма реалистически раскрывает и слабые стороны крестьянского движения — его раздробленность, отсут­ствие единого руководства, ясной программы и продуманного плана действий. Наряду с трагедией Гёца в драме есть и намеки на трагическую судьбу народного крестьянского движе­ния. Однако в центре все же остается трагедия Гёца, трагедия мелкого рыцарства.

Гёц не понимает в полной мере смысла борьбы крестьян. Он, однако, принимает их предложение стать во главе восста­ния, если они откажутся «от всех злодеяний» и будут «вести себя как честные люди». Как объясняет один из друзей героя Лерзе, Гёц фон Берлихинген «стал предводителем разнуздан­ной черни, чтобы остановить ее безумие и спасти людей и достояние их». Но Гёц очень быстро убеждается в том, что ему не обуздать народную стихию, и он решает порвать с мятеж­никами. Таким образом, Гёц по существу оказывается в траги­ческом одиночестве. Он враждебен миру крупных феодалов, но не находит общего языка и с народом. В этом пункте рас­крывается и сущность трагедии, которую переживали предста­вители буржуазно-демократической мысли того времени, в том числе и Гёте. Они также видели всю несправедливость феодального строя и хотели бороться против нее, но для этого у них не было сил, им не на кого было опереться, в частности они не могли рассчитывать на поддержку народа. Вот почему ситуа­ция героя трагедии была близка и понятна Гёте и его едино­мышленникам.

— это друг Гёца рыцарь Франц фон Вейслинген. Различие между ними составляет существен­ный момент в идейном содержании драмы. Трагическое поло­жение Гёца отнюдь не обусловлено субъективной двойствен­ностью. Гёц — натура цельная. Но при всем этом объективное положение вещей делает его позицию двойственной и противо­речивой. Его трагедия вытекает, следовательно, из объектив­ных социальных условий. В отличие от этого Вейслинген не обладает внутренней цельностью. Нет у него и идеала, какой есть у Гёца. Вейслинген — эгоист, человек, который живет для себя; он лишен воли, целеустремленности и весь находится во власти своих страстей. Сердце и разум Вейслингена в разладе.

Он больше слушается голоса обманчивых чувств, которые тоже у него не едины. То его влечет к себе кроткая и добрая Мария, сестра Гёца, то он становится рабом жестокой и властолюби­вой красавицы Адельгейды. Можно говорить о том, что в обра­зе Вейслингена Гёте подвергает критике слабые и отрицатель­ные стороны штюрмерской идеологии: индивидуализм и чрез­мерную апологию чувств. Как бы возвращаясь к основным этическим принципам просветительства, Гёте требует от чело­века прежде всего духовной гармонии, целеустремленности и сильной воли. Но это не есть, с другой стороны, апология воли вообще. Кроме Гёца в пьесе есть еще один персонаж, наделен­ный сильной волей, это — демоническая красавица Адельгей-да. Воля ей служит лишь для того, чтобы добиваться своих личных корыстных целей. Хитрая и коварная, она не останавливается ни перед чем. Она типичная представительница злоб­ного и жестокого сословия феодалов. В противоположность ей, Гёц не только человек сильной воли, но и борец за справедли­вость, лишенный корыстных побуждений.

­цу и, умирая, произносит речь, едва ли уместную в устах чело­века XVI века, а тем более «рыцаря с железной рукой». Пред­смертный монолог Гёца полон глубокого поэтического симво­лизма, в котором отразились философские взгляды Гёте, мате­риалиста и пантеиста. Смерть для Гёца не вознесение на небо и не падение в ад, а растворение в природе. Превращаясь в прах, тело человека снова попадает в вечный круговорот ма­терии. Вместе с тем в монологе Гёца выражено и трагическое со­знание героя, что свободу можно обрести только в смерти. В этом утверждении явно отразилось то чувство бесперспектив­ности, которое владело штюрмерами в условиях, когда не было предпосылок для достижения реальной свободы от феодального гнета.

И, наконец, финал пьесы связывал трагедию Гёца с совре­менностью Гёте. «Приходит время обмана, ему дана полная свобода. Негодяи будут править с хитростью, и честный прпа-дется в их сети». В этих словах Гёца Гёте дал оценку своему времени. И все же при всем трагизме ситуации, изобра­женной Гёте, при всей трагичности судьбы главного героя, это произведение нельзя назвать пессимистическим. Драма завер­шается боевым призывом следовать примеру Гёца и активно бороться за справедливость. «Горе веку, отвергнувшему тебя!» — говорит сестра Гёца Мария, и ей вторит жена героя: «Горе потомству, если оно тебя не оценит!»

­но Этому соответствует язык действующих лиц, живой, пере­дающий все оттенки мыслей и чувств героев.

Увлеченный вольной композицией шекспировской драмы, Гёте, однако, в какой-то степени «перешекспирил» самого Шекспира. Пьеса распадается на очень большое количество эпизодов, иногда совсем небольших. Частая перемена действия сделала затруднительной постановку на сцене варианта 1773 го­да. В настоящем виде пьеса представляет собой скорее драму для чтения, чем текст, пригодный к непосредственному сцени­ческому воплощению. Поэтому уже при жизни Гёте, пьеса обычно ставилась в специально созданных сценических вариан­тах. Необходимость переработки текста применительно к усло­виям сцены признавал и сам Гёте, создавший сценический ва­риант этой драмы.

Следующее драматическое произведение Гёте — трагедия «Клавихо» (1774) — значительно уступает по своим идейным и художественным качествам «Гёцу фон Берлихингену», хотя на первый взгляд оно как будто было ближе к современности, чем драма о XVI веке. Сюжет «Клавихо» был заимствован из «Мемуаров» Бомарше. Внимание Гёте привлек эпизод, в кото­ром Бомарше описывает, как он поехал в Мадрид заступаться за свою сестру Марию, так как ее жених Клавихо отказался от нее.

«Мемуары» Бомарше, как известно, представляют собой один из наиболее злободневных публицистических документов предреволюционной литературы во Франции. Рассказ Бомарше об его злоключениях, Описание борьбы, которую он вел против несправедливости тогдашнего социального строя и отдельных его представителей, впадали в общее русло обличительной ан­тифеодальной литературы просветителей. Пьеса Гёте, однако, лишена той политической остроты, которая была присуща «Ме­муарам» будущего автора «Женитьбы Фигаро».

«Клавихо» представляет собой возвращение к семейно-бы-товой тематике и нравоучительной манере буржуазно-просвети­тельной драмы. Сохранив общие контуры истории, рассказан­ной Бомарше, Гёте, однако, по-своему осмыслил сюжет. Герой пьесы Клавихо во многом напоминает Вейслингена (из «Гёца фон Берлихингена»). Он так же неустойчив в своих чувствах и привязанностях, как тот. Человек, в сущности, не плохой, он, однако, легко поддается влиянию других. От брака с Марией он отказывается из соображений карьеры. Клавихо, по-види­мому, и является трагическим героем пьесы. Но в нем нет ни­чего подлинно трагического, ибо ему недостает характера, целе­устремленности.

Клавихо не негодяй, хотя он и бросает Марию; он просто слабый человек, не умеющий постоять за себя по-настоящему, отстоять свою личность и достоинство в неблагоприятных об­щественных условиях. Крайним воплощением буржуазного эго­изма является в пьесе приятель Клавихо — Карлос, развиваю­щий философию, призванную оправдать самую низменную жи­тейскую практику. Он утверждает: «... Незаурядные люди тем и незаурядны, что их обязанности не совпадают с обязанно­стями обыкновенных ничтожных людей». Подобного рода взгляды Гёте решительно осуждает, и в его критике буржуаз­ного эгоизма заключается положительное зерно пьесы. Одна­ко, если Гёте дал достаточно выразительную критику того, что он отвергал, то свою положительную точку зрения он выразил в форме, мельчившей его прогрессивные идеи. Выразителем прогрессивной идеи пьесы, ее положительным героем является Бомарше. Образ Бомарше был идеализирован Гёте: французский писатель показан не таким, каким мы его знаем по его биографии. В пьесе Бомарше выступает как носи­тель принципов нравственности и гуманности. Однако в обра­зе Бомарше нет той черты, которая помогла историческому Бо­марше, являвшемуся отнюдь не идеальной личностью, стать фигурой действительно прогрессивного общественного значе­ния. Живой Бомарше из каждого случая, когда он считал себя обиженным, создавал дело общественного значения, свои лич­ные обиды он отождествлял с обидами всех, кто страдал от гнета несправедливого общественного строя. Вот почему под­линный Бомарше, при всем своем практицизме и заботах о карьере и доходе, объективно играл роль передового борца про­тив феодализма даже и тогда, когда он боролся только за свои частные интересы. Именно этой черты- недостает Бомарше в пьесе Гёте. В «Клавихо» Бомарше борется только за честь своей сестры. Он выступает как хранитель Семейной доброде­тели, он действует лишь во имя спасения чести своей семьи. Гёте по-бюргерски измельчил тему, которая могла бы приобре­сти большой социальный смысл. И это впоследствии доказал сам живой Бомарше. Когда десять лет спустя после появления «Клавихо» Бомарше сумел обнародовать «Женитьбу Фига­ро», то он в своей пьесе, в сущности, поставил ту же тему, тему борьбы простого человека за свое личное достоинство и за честь своей семьи. Но Бомарше сумел поднять эту тему до вы­сот большого реализма, придав глубокий социальный смысл борьбе плебея Фигаро против аристократа Альмавивы. У Гёте же «Клавихо», в сущности, сбивается на семейно-бытовую мело­драму.

Еще меньше достоинств имеет трагедия «Стелла» (1776). Сюжет этой трагедии также подсказан реальным фактом. Тол­чок к созданию этого произведения Гёте получил, познакомив­шись с историей любви английского писателя Джонатана Сви­фта к двум женщинам, которых он называл поэтическими име­нами Стеллы и Ванессы. В пьесе Гёте представлена аналогичная ситуация: Фернандо любим двумя женщинами — Стеллой и Цецилией. Случай сводит их вместе и делает необходимым разрешение этой запутанной ситуации. Выход из положения находит Стелла, которая кончает с собой, чтобы не препятст­вовать счастью любимого человека с другой женщиной.

Ситуация, изображенная в этой трагедии, напоминает ос­новной узел отношений в знаменитом романе Гёте «Страдания молодого Вертера», написанном примерно в одно время со «Стеллой». Как известно, роман произвел огромное впечатле ние на общество изображением трагедии молодого бюргера, не находящего ни счастья в личной жизни, ни удовлетворения на общественном поприще. В отличие от романа в «Стелле» нет и намека на социальный конфликт. Еще в большей степени, чем в «Клавихо», поле действий здесь сужено, и вся история приобретает характер некоего исключительного случая из частной жизни.

«Вертером» «Стеллу» роднит как раз то, что и в романе было наиболее слабой чертой, — слезливая сентиментальность. В известном смысле Гёте здесь сделал шаг назад даже по срав­нению с «Клавихо». В «Стелле» царит стихия чувств, не уме­ряемых разумом. В данном отношении это типично штюрмерское произведение, которое, в сущности, ближе к произведе­ниям Клингера, чем к «Гёцу фон Берлихингену» Гёте.

Надо отдать должное Гёте, что подобного рода настроения недолго владели им. В 1777 году Гёте написал драматическую шутку «Торжество чувствительности». Писатель здесь как бы сводил счеты с самим собой и с другими литераторами, отдав­шими дань крайностям сентиментализма. Гёте осмеивает здесь аффектированную чувствительность. Герой пьесы принц Оро-наро, нежный и чувствительный юноша, влюблен в Мандандану, жену короля Андрозомо. Для того чтобы всегда иметь воз­ле себя образ любимой женщины, он заказывает себе куклу, в точности похожую на нее. В эту «тряпичную невесту» симво­лически зашиты «Новая Элоиза», «Вертер» и некоторые дру­гие модные в ту эпоху сентиментальные романы. Принц не рас­стается с куклой, слагает в ее честь стихи, и в конце концов влюбляется в нее настолько, что, когда живая Мандандана ока­зывается свободной и принц может на ней жениться, он пред­почитает сохранить верность своей кукле. Эта пародия на сентиментализм была написана Гёте уже после того, как он ото-щел от движения «бури и натиска».

К первому периоду творчества Гёте относится также ряд фрагментов незавершенных пьес, интересных как показатель идейных и художественных исканий молодого писателя. В 1772 году Гёте задумал написать трагедию «Магомет», от которой сохранились лишь два отрывка. В «Поэзии и правде» Гёте раскрыл сущность замысла этого произведения. Оно дол­жно было показать столкновение выдающейся личности с ме­лочностью и пошлостью окружающего общества, которое заставляет героя в конце концов отступиться от своих высоких намерений.

­ным,— это трагедия «Прометей». Сохранившиеся фрагменты характеризуются также бунтарскими штюрмерскими мотивами и свидетельствуют о стремлении Гёте к созданию монументаль­ных драматических произведений.

­ют в своей основе образ героя-борца, ставящего перед собой большие общественные задачи. Служение человечеству, борьба за высокие идеалы истины и справедливости составляют па­фос произведений молодого Гёте, бросающего вызов миру зла и насилия.

Вместе с тем в его раннем драматическом творчестве очень значительны трагические мотивы, социальный смысл которых был объяснен выше.

Бесперспективность борьбы заставила Гёте серьезно заду­маться над путями своей дальнейшей жизни и творчества. По временам он приходил в отчаяние от невозможности осущест­вить свои идеалы в условиях убогой немецкой действительно­сти. Один за другим писатели «бури и натиска» отходили от борьбы, отказывались от творчества. Некоторые из них, как Клингер и Ленц, покинули родину. И Гёте тоже отказался от бунта; он протянул руку примирения тому самому обществу, с которым столь смело враждовал. Гёте сблизился с властителем одного из многочисленных маленьких немецких государств гер­цогом Карлом-Августом Саксен-Веймарским, стал его другом, придворным и министром. Это было огромной уступкой писате­ля убожеству немецкой действительности. Однако Гёте не от­казался от своих идеалов, он стал искать новых путей для их осуществления. Но, прежде чем он их нашел, прошло много времени.