Приглашаем посетить сайт

Мокульский С. История западноевропейского театра , т. 2.
Расцвет реалистической комедии (1750 -1789)

РАСЦВЕТ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ (1750 -1789)

Новый период, начинающийся с середины XVIII века и длившийся до начала первой буржуазной революции во Фран­ции, ознаменовался наивысшими достижениями в области дра­матического искусства в Англии XVIII века. Именно в это время создавал свои замечательные комедии крупнейший ан­глийский драматург этого столетия Шеридан.

В начале рассматриваемого периода происходит борьба между двумя течениями в драме. С одной стороны, выступают продол­жатели традиций сентиментальной комедии и мещанской траге­дии, по существу идеализировавшие в своих произведениях бур­жуазное общество. Им противостоят писатели, отстаивающие традиции социально-критической драмы. Их поприщем была в основном комедия. Сторонники «веселой», или, как ее иначе на­зывали, «чистой комедии» боролись за право реалистически изо­бражать пороки господствующих классов.

Одним из наиболее активных представителей сатирической линии в комедии был Семуэль Фут (1720—1777). Плодовитый драматург и талантливый актер, Фут славился способностью точно и смешно имитировать своих современников. Пьесы, которые он писал, в большинстве своем являлись фарсами, где Фут исполнял главные роли. При этом каждый раз, изо­бражая тот или другой персонаж, Фут комически имитиро­вал кого-либо из известных в обществе лиц. Даже ампутация ноги не помешала ему продолжать работу на сцене. Правда, это заставило его вводить в каждый новый фарс какого-нибудь пер­сонажа на костылях.

­деленных лиц подало современникам повод назвать Фута «английским Аристофаном». Это было явным преувеличением, ибо фарсы Фута в большинстве своем довольно поверхностны и затрагивают по преимуществу отдельные частные случаи, не пре­тендуя на широкие реалистические обобщения. Из большого числа фарсов Фута, касавшихся отдельных сто­рон английской политической жизни, наибольшую популярность приобрел «Мэр Гаррата» (1764). Поводом для создания этого ! фарса послужил тот факт, что в английской деревне Гаррат, не входившей в состав избирательного округа и не имевшей пред­ставительства в парламенте, жители во время очередных парла­ментских выборов самочинно устраивали у себя выборы мэра. Фут использовал это для того, чтобы изобразить выборы мэра в Гаррате пародией на парламентские выборы. Он очень забавно осмеял методы политической коррупции, показав их в мизерных масштабах маленькой деревушки.

Фарс «Набоб» (1772) отразил появление в среде буржуазии нового слоя богачей, нажившихся на колониальном грабеже Индии. Центральный персонаж пьесы — сэр Метью Майт, слу­жа в Ост-Индской компании, невероятно разбогател, возвра­тился в Англию, посредством подкупа стал членом парламента, занялся спекуляциями и стал давать взятки судье для того, что­бы избежать преследования за свои темные дела. Грубый и без­душный, он отличается безнравственностью и, собираясь же­ниться на дочери почтенного джентльмена, в то же время зани­мается устройством тайного гарема, для которого привез себе из Индии трех евнухов в качестве охраны. Выпады Фута против директоров и служащих Ост-Индской компании были связаны. с тем, что бесстыдный грабеж Индии уже вызывал возмущение всех порядочных людей. Постановка этого фарса явилась как бы прологом к знаменитому процессу генерал-губернатора Индии Уоррена Гастингса, который в следующем году был отдан под суд за свои злоупотребления.

Один из последних фарсов Фута «Поездка в Кале» (1776) был направлен против герцогини Кингстон, принадлежавшей к числу знатнейших представительниц придворного общества. Фут вывел ее под именем леди Китти Крокодил, выставив перед всем светом на осмеяние недостойное поведение этой дамы. Это при­вело к кампании в печати, которую она организовала против Фута, и к судебному делу, в котором он предстал по обвинению в клевете. Суд оправдал Фута, но бесконечные дрязги и непри­ятности, связанные с этой историей, преждевременно свели его в могилу. Значительно большее общественное и художественное зна­чение имела деятельность поэта, доаматурга, критика и романи­ста Оливера Гольдсмита (1728—1774). Демократическая направ­ленность характеризовала все творчество Гольдсмита. В своем знаменитом романе «Векфильдский священник» (1766) и в поэме «Покинутая деревня» (1770) Гольдсмит дал реалистическую кар­тину обнищания английской деревни. Описывая страдания Народных масс, он вместе с тем обвинял господствующие классы за их жадность и корыстолюбие. В своих произведениях Гольдсмит неизменно выступал с критикой дворянства и крупной буржуазии, угнетающих народ.

Драматургия Гольдсмита лишена той остроты социальной критики, которая характеризует его роман и поэму. Но, хотя и в ослабленном виде, эта тенденция все же определяет его коме­дийное творчество.

Прежде всего Гольдсмит дал бой буржуазно-апологетической драматургии в области теоретической. В своем «Опыте о театре, или Сравнении веселой и сентиментальной комедии» (1772) он выступил с утверждением, что сама основа жанра сентименталь­ной комедии противоестественна. Комедия должна вызывать смех, а не слезы. «Эти комедии, — пишет он, — в последнее вре­мя имеют большой успех, возможно, благодаря своей новизне, а также благодаря тому, что они льстят излюбленным слабостям каждого человека. В этих пьесах почти все персонажи хороши и чрезвычайно благородны; щедрой рукой раздают они на сцене свои жестяные деньги; и, если им не хватает юмора, зато они обладают огромным запасом сентиментальности и чувствитель­ности. Если оказывается, что у них есть недостатки или слабости, то зрителя научают аплодировать им, принимая во внимание доброту их сердца. Таким образом, вместо того чтобы осуждать неразумие, его восхваляют, и комедия стремится к тому, чтобы возбудить наши чувства, не обладая способностью быть подлин­но патетической».

­гии. Он не видит ничего героического и возвышенного в обык­новенных средних буржуа, которых эти комедии выводят на сце­ну в качестве положительных персонажей. Он с удовольствием повторяет шутку Вольтера, назвавшего произведения буржуаз­ной драмы «трагедиями лавочников».

Сентиментальной и нравоучительной драматургии Гольдсмит противопоставляет «веселую комедию». Не отказываясь от зада­чи просветительского идейного воздействия на зрителей, Гольд­смит отвергает навязчивое морализаторство и выдвигает на пер­вый план реалистическое изображение нравов, сочетающееся со здоровым юмором.

­лей старого патриархального уклада. В его комедиях это были добродушные мелкие землевладельцы, сквайры и джентльмены «старой веселой Англии». Они выступают в комедиях Гольд­смита как представители естественной морали и человечности.

В комедии «Добронравный человек» (в русском переводе «Добрячок»; 1768) Гольдсмит выводит в качестве героя моло­дого Гонивуда, который верит во всеобщую доброту. Его наив­ной верой пользуются проходимцы и представители власти, что­бы обобрать его и посадить в тюрьму. Дядя Гонивуда, трез­вый и рассудительный джентльме'н, тщетно пытается раскрыть своему племяннику глаза на истинное положение вещей в этом обществе. Гольдсмит осмеивает здесь буржуазно-сентименталь­ные представления о современном обществе. В конце концов молодой Гонивуд признается в своих заблуждениях; «Теперь я вижу ясно мои ошибки. Тщеславие побуждало меня потрафлять всем из опасения обидеть некоторых. Я был неправ, поддержи­вая неразумие из страха заслужить неодобрение глупцов. Отны­не я буду жалеть лишь тех, кто этого в самом деле достоин, дру­жить только с порядочными людьми и любить лишь ту, которая научила меня, что такое подлинное счастье».

«Добрячок» — резкая критика ложной сентиментальности. Комедия представляла собой попытку намекнуть на жизненные противоречия и показать отдельные пороки современной жизни. Но даже и эти робкие попытки были встречены в штыки цензу­рой. Одну из самых острых сатирических сцен — появление бей­лифа (полицейского) в доме Гонивуда—автору пришлось исключить из сценического варианта пьесы. Она увидела свет только в печатном издании.

«Она смиряется, чтобы победить, или Ошибки одной ночи» (в русском переводе — «Ночь ошибок»). Перед зрителем раскрывается картина сельской жизни, сохраняющей черты ста­рого патриархального быта. Действие происходит в доме сельско­го джентльмена мистера Гардкестля. Сюда приезжает свататься к дочери Гардкестля Кэт юноша из Лондона — мистер Марло. На пути его перехватывает пасынок Гардкестля, Тони Лемкин, балагур и гуляка, который убеждает его в том, что дом Гард­кестля — это постоялый двор. Марло приезжает туда и ведет себя соответственным образом. Человек вообще робкий, он об­ращается с мнимым хозяином гостиницы и с его семьей высоко­мерно и дерзко. В то же время в светском обществе он всегда очень робок. Проведав об этой разнице в поведении Марло, Кэт Гардкестль принимает решение выдать себя за служанку, иначе говоря — «она смиряется, чтобы победить», то есть чтобы завоевать сердце Марло.

— порождение искусственной городской цивилизации. Следствием этого является то, что он утратил естест­венность в обращении с людьми. Со светскими женщинами он робок, с деревенской девушкой — нагл. Но, попав в среду про­стых, «естественных» людей, он в конце концов «исправляется». Эта комедия неоднократно и с большим успехом ставилась и ставится в советских театрах.

Джордж Кольман старший (1732—1794) также выступил поборником «веселой комедии». В его «Полли Тоником» (1760) героиней является мещаночка, начитавшаяся сентиментальных ро­манов и подражающая героиням Ричардсона и других подобных авторов. «Ревнивая жена» (1761) явилась инсценировкой неко­торых эпизодов романа Фильдинга «Том Джонс». «Тайный брак» (1786), написанный Кольманом совместно с Гарриком, навеян мотивами серии гравюр художника-реалиста Хогарта «Модный брак», уступает в сатирической остроте творениям зна­менитого художника.