Приглашаем посетить сайт

Мокульский С. История западноевропейского театра , т. 2.
Развитие актерского искусства.

РАЗВИТИЕ АКТЕРСКОГО ИСКУССТВА

Процесс становления реализма в немецкой драматургии XVIII века получил отражение также в актерском искусстве Германии середины и второй половины XVIII века. При этом на первых порах происходит накопление отдельных реалистических элементов в рамках лейпцигской школы. Затем, под отчетливым влиянием Лессинга, формируется новая реалистическая школа актерского мастерства. Так как основным центром ее деятель­ности являлся Гамбург, эту школу называют Ее главными представителями являются великие актеры-реформато­ры Экгоф и Шредер. Если гамбургская школа являлась школой просветительского реализма в актерском искусстве, то мангеймская школа во главе с актером и режиссером Ифландом характе­ризуется измельчанием реализма, его вырождением в поверх­ностный бытовизм, или «жанризм», который по существу являет­ся первой редакцией натурализма. Этому мещанскому натурализ­му мангеймской ­ском придворном театре и потому именуемый в немецком актер­ском искусстве веймарской школой.

В истории немецкого актерского искусства середины XVIII века решающую роль играли продолжатели реформаторских начинаний Каролины Нейбер из числа воспитанных ею актеров лейпцигской школы. Наиболее видными из этих учеников Ней­бер были Шёнеман и Кох. Иоганн-Фридрих Шёнеман (1704— 1782) был способным комическим актером, прославившимся исполнением ролей Арлекина. В 1740 году, когда Каролина Ней­бер гастролировала в России, Шёнеман отделился от нее и обра­зовал в Люнебурге собственную труппу, в которой начали свою деятельность такие крупные актеры, как Софи Шредер, Экгоф и Аккерман.

Шёнеман был человеком невысокой культуры, но деловитым и Предприимчивым, умевшим привлекать талантливых людей и использовать их плодотворные идеи за отсутствием своих соб­ственных. В репертуарном отношении он шел по стопам Кароли­ны Нейбер и ставил в своем театре классицистские трагедии и комедии, причем обращал внимание на литературное качество переводов с французского и на тщательность постановки спектак­лей. Но Шёнеман был осторожнее Нейбер; он не решался бро­сать, подобно ей, вызов театральным традициям и потому вос­становил в своем театре пользовавшиеся огромным успехом у народа импровизационные спектакли с участием Ганса Вурста.

«главные и государственные действа», комические балеты и арлекинады — все то, от чего с таким трудом отошла Каролина Нейбер. В последних особенно отличался Франц Шух (1716—1763), сам прекрасный импровизатор, с успехом выступавший в роли Арлекина, причем жена Шуха играла роль Коломбины, а Штенцель — старика Ансельма. Это было превосходное актерское трио, о котором с похвалой отзывался Лессинг.

Гораздо ближе к Каролине Нейбер стоял другой ее ученик — Готфрид-Генрих Кох (1703—1775). Он был трагическим акте­ром, работавшим сначала в труппе Нейбер, затем в труппе Шё-немана. В 1750 году он откололся от Шёнемана и создал в Лейп­циге собственную труппу, как бы занявшую место труппы Каро­лины Нейбер. Первое время Кох не брезговал арлекинадами, помогавшими ему заручиться благосклонностью публики, и для этого держал в своей труппе Лепперта, хорошего исполнителя ро­лей Арлекина. Однако арлекинады не являлись специальностью Коха. Его, как и Каролину Нейбер, тянуло к серьезному, траги­ческому репертуару. Сам Кох был трагическим актером и обра­зованным человеком, причастным к литературе и живописи. Как и его наставница Каролина Нейбер, он стремился подчинить театр литературе и боролся за стационирование своей труппы. При этом Коху удалось практически доказать, что большая, серьезная труппа может существовать без всяких разъездов и что оседлое существование выгодно отражается на качестве ра­боты театра.

Однако, переходя к работе в стационарном театре, Кох был вынужден добиваться разнообразия своих спектаклей с целью привлечения зрителя. Арлекинады он попытался заменить интер­медиями итальянского образца, вроде знаменитой «Служанки-госпожи». Успех этих музыкальных фарсов, которые разыгрыва­лись в антрактах больших спектаклей, побудил Коха стимулиро­вать появление оригинальных немецких произведений в этом роде.

Так появился жанр зингшпиля (Singspiel), первым образцом которого является «Черт на свободе» (либретто Вейсе, музыка Штандфуса, 1752). Огромный успех музыкального фарса, переделанного с английского, положил начало длительному гос­подству «зингшпиля» на немецкой сцене.

Специфической особенностью раннего зингшпиля, в отличие от итальянской оперы-буфф, было то, что он исполнялся не оперными, а драматическими актерами. Вокальные номера зинг-шпилей отличались простотой музыкальной фактуры, что уве­личивало их доходчивость до зрителя и порождало распростра­нение этих песен в быту. Исполнение зингшпилей способствовало развитию синтетической актерской техники. С момента появления зингшпиля всякий драматический актер в Германии должен был уметь петь и танцевать.

­жательницей лейпцигской школы с присущей ей напевностью ре­чи и балетной грацией движений. Такими же изысканными мане­рами отличался первый трагический актер труппы Брюкнер. В исполнении трагических ролей господствовал манерный тон. Внешним символом трагического стиля являлся носовой платок, постоянно мелькавший в руках героев и героинь.

Со всеми названными актерами и руководителями театров был в большей или меньшей степени связан знаменитый Экгоф, основоположник национального реалистического направления в актерском искусстве Германии, близкий по своим творческим установкам к великому немецкому просветителю Лессингу.

—1778) прошел большой и сложный путь от классицизма к реализму. Он родился в Гамбурге в семье бедного ремесленника. Никакого образования он не получил и был настоящим самоучкой. В ранней молодости он служил пис­цом в Шверине у одного адвоката, обладавшего большой библио­текой. Он пристрастился к чтению пьес, которые развили у него интерес к театру, внушив ему желание идти на сцену. Это жела­ние он осуществил в Гамбурге вместе с Софи Шредер, будущей знаменитой трагической актрисой, которой он передал свою страсть к театру. Они вступили в 1740 году в формировавшую­ся труппу Шёнемана, причем дебютировали в «Митридате» Расина, где Софи Шредер исполнила роль Монимы, Экгоф — Кси-фареса, а Митридата играл известный комедийный актер Аккерман. В следующем году Софи Шредер вместе с Аккерманом уш­ла из труппы Шёнемана по материальным соображениям, Экгоф же остался в труппе и проработал в ней целых семнадцать лет (1740—1757) — срок, почти беспримерный у немецких актеров того времени, часто переходивших из труппы в труппу.

Экгоф не обладал выигрышной сценической внешностью, в особенности для исполнения трагических ролей: он был мал ростом, невзрачен, сутуловат; первое впечатление, производимое им, было неблагоприятным. Но это впечатление рассеивалось, как только он выходил на сцену. Экгоф покорял зрителей преж­де всего своим голосом — необычайно звучным, ярким, велико­лепно разработанным. Богатство голосовых оттенков дополня­лось у Экгофа богатством мимики, которой помогали его необыкновенно выразительные глаза. Следует отметить широкий актерский диапазон Экгофа: он был актером одновременно траги­ческим и комическим; в трагических ролях он поражал благород­ством своего облика, в комических — заразительным юмором и комическим темпераментом. В течение нескольких лет Экгоф стал одним из авторитет­нейших актеров Германии, которого современники наградили по­четным прозвищем «отца немецкого актерского искусства». Он отличался среди своих товарищей большой серьезностью, совер­шенно исключительно добросовестным отношением к работе, редкостной деловитостью и работоспособностью. Это был актер, у которого интеллект преобладал над другими сторонами его актерской натуры.

По своему художественному направлению Экгоф первона­чально примыкал к лейпцигской школе, воспринявшей целый ряд приемов французского классицизма. Тяготение к классициз­му проявлялось у Экгофа в некоторой напевности декламации. Связь Экгофа с лейпцигской школой проявлялась также в так называемых «живописных жестах». Тем не менее, став зрелым художником, Экгоф повел решительную борьбу со штампами французской трагедийной декламации, ее псалмодирующей читкой и искусственной манерой скандировать стихи. По свиде­тельству Ифланда, ему удалось в конце жизни совершенно осво­бодиться от натянутой искусственной декламации; сохраняя на­певность речи при исполнении драм Дидро и Лессинга, Экгоф наполнял ее живым чувством и страстью.

­чение, что Экгоф редко полностью вживался в образ. Актер Ге-наст сообщает о нем: «Казалось, что в трагических ролях он пе­реживает гораздо больше, чем страдающий человек испытывает в действительности. Но он обманывал зрителя своим искусством, и даже тогда, когда в особенно трогательных ситуациях у него обнаруживалось более сильное чувство, он всегда осознавал себя и управлял своим исполнением».

Итак, Экгоф следовал в своей работе той системе, которую пропагандировал Дидро. Тот же Генаст рассказывает, что од­нажды Экгоф забыл текст своей роли и, совершенно не умея им­провизировать, потерялся, вышел из роли и стал ругать суфлера за то, что тот не подсказал ему текста. Все это разрушило на­строение у зрителей, но Экгоф сумел восстановить его первой же произнесенной им фразой, которая растрогала зрителей до слез. Этот случай проливает свет на творческий метод Экгофа, который был актером большого технического мастерства.

Но самой важной особенностью художественного метода Экгофа было его стремление к простоте и ненависть к фальши­вому актерскому пафосу. Вот как характеризовал работу Экгофа берлинский критик-просветитель Николаи: «Он отвергал всякую театральную мишуру декламации, выступающей на ходулях, и стремился быть верным природе. Он ввел в трагедию простой тон, равно присущий достоинству и нежности [...] Он первый ввел в комедию естественный, непринужденный, разговорный тон, ко­торый господствует в обыденной жизни воспитанных людей».

Подобно Каролине Нейбер, Экгоф был охвачен мыслью о ре­форме актерского искусства. Но, в отличие от Нейбер, он осу­ществлял эту реформу, так сказать, не сверху, а снизу, работая с самими актерами. Он повел борьбу за поднятие культурного уровня и сознательности немецких актеров, за осознание ими своих художественных задач, за улучшение их художественной подготовки. С этой целью он создал так называемую «Акаде­мию актерского искусства» (1753).

Задачей академии являлось изучение «грамматики» сцениче­ского искусства, осознание законов, лежащих в его основе. Эк­гоф создал свою академию из актеров труппы Шёнемана, кото­рого он заинтересовал своим начинанием, предоставив ему по­четный титул президента академии. Сам Экгоф скромно взял на себя функции вице-президента и первого лектора. Ему принадле­жала инициатива в организации различных собеседований, до­кладов и занятий академии. Он же составил ее статут, состояв­ший из двадцати четырех пунктов, в которых был впервые сфор­мулирован ряд положений, вошедших впоследствии в практику всякого хорошо организованного театра. Так, например, в статуте указывалось на необходимость изучения актером не только своей роли, но и всей пьесы в целом, устанавливалась необходимость репетиций для нахождения общего тона и для согласования ра­боты отдельных исполнителей.

­занностью согласовывать индивидуальные устремления отдель­ных исполнителей. Таким лицом должен был быть режиссер, до тех пор отсутствовавший в немецком театре. Сам Экгоф был пер­вым немецким режиссером; он работал, однако, еще недостаточно систематично, потому что зависел от Шёнемана, устремления которого подчас расходились с его собственными.

Созданная Экгофом академия занималась в первую очередь обсуждением репертуара, отбором пьес, распределением ролей и проведением репетиций, которые являлись новостью в практике немецкого театра. Обсуждались также вопросы монтировки спек­таклей, пересматривался репертуар с целью исключения из него устаревших пьес, вносились коррективы в постановку и испол-. нение старых пьес и т. д. На всех членов труппы, даже не состояв­ших в академии, возлагалось обязательство исправлять признан­ные большинством недостатки и оказывать поддержку принци­палу в случае неподчинения ему кого-либо из актеров. Наряду с художественными вопросами в академии обсуждались также вопросы производственно-бытового характера, связанные с пове­дением отдельных членов труппы. К сожалению, на этой почве в труппе начались раздоры и интриги, которые явились причиной того, что Экгоф вышел из состава академии, а оставшийся на посту президента Шёнеман был не в силах удержать ее от гибели. Несмотря на то, что академия просуществовала всего три­надцать месяцев, она сделала очень полезное дело. Будучи хоро­шим театральным практиком, Шёнеман понял всю пользу, какую живой театр может извлечь из провозглашенных Экгофом прин­ципов; среди этих принципов особенно важное значение имели принцип актерского ансамбля и принцип режиссуры, согласовы­вающей работу отдельных исполнителей. Стремясь к тому, чтобы эти начинания Экгофа проводились в жизнь после распада ака­демии, Шёнеман поручил Экгофу художественное руководство труппой. В качестве художественного руководителя Экгоф про­должал собирать актеров и работать с ними, репетируя спек­такли. Он с огромным энтузиазмом отдавался этой работе.

Именно Экгоф определял в течение многих лет художествен­ное лицо труппы Шёнемана. По его инициативе основу реперту­ара этой труппы составляли пьесы французских драматургов (Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера, Реньяра, Мариво, Детуша, Лашоссе), а также комедии Гольдони и Гольберга. Из немецких драматургов он ставил пьесы Э. Шлегеля, Геллерта, Вейсе и дру­гих. Начав с классицистской трагедии и комедии, Экгоф в 50-годах все более склонялся к мещанской драме. С особым успе­хом он поставил «Игрока» Мура и «Мисс Сару Сампсон» Лессинга.

В 1757 году Экгоф ушел из труппы Шёнемана, будучи недо­волен беспринципной линией поведения Шёнемана по отношению к собственному театральному предприятию. Устав от борьбы с Шёнеманом, увольнявшим нужных актеров и шедшим по линии наименьшего сопротивления в области репертуара, Экгоф рас­стался с ним. Его уход был равносилен смертельному удару труппе Шёнемана, которая в конце того же 1757 года распалась. Уйдя от Шёнемана, Экгоф перешел к Францу Шуху, кото­рый постарался, заполучив Экгофа, перестроить свою работу, пе­рейдя к исполнению литературных драм. Но недолго Шуху уда­лось выдержать принятые на себя трудные обязательства. При­вычка к исполнению импровизированных фарсов возобладала, а это сделало работу в труппе Шуха неприемлемой для Экгофа. Потому он охотно откликнулся на призыв актеров распавшейся труппы Шёнемана и, возвратившись в Гамбург, стал во главе труппы. Однако Экгоф недолго оставался на этом посту. Вскоре он уступил свое место Коху, который возглавил бывшую труппу Шёнемана в Любеке весной 1758 года и руководил ею в течение тех шести лет, которые она проработала в Гамбурге. Так Экгоф очутился под началом Коха и первое время активно поддержи­вал все его новаторские начинания.

Вскоре, однако, между Экгофом и Кохом начались разногла­сия принципиального характера. Дело в том, что, несмотря на ряд положительных моментов в деятельности Коха, все его твор­чество в целом являлось шагом назад по сравнению с установкой Экгофа на реалистическую перестройку немецкого сценического искусства. Приверженность условным принципам лейпцигской школы мешала Коху стать последовательным борцом за реализм. Коха тяготила авторитетность Экгофа, раздражало влияние по­следнего на актеров. Мало-помалу Кох начал отступать от своих прежних новаторских установок. Если в прошлом он вел борьбу за литературную драму, то теперь в Гамбурге он начал умалять роль серьезного репертуара. Он уснащал все постановки трагедий и мещанских драм буффонными интермедиями, имевшими боль­шой успех у широкой публики. Он ставил эффектные балетные спектакли, а также зингшпили, из которых особенно большой успех имел «Веселый сапожник» (1759). Все это было далеко от основной задачи — борьбы за реализм, — которую ставил перед собой Экгоф. Естественно, что расхождения между Кохом и Экго­фом все более обострялись и закончились полным разрывом. В 1764 году Экгоф вышел из труппы Коха и вступил в труппу своего старого товарища Аккермана. Уход Экгофа был для Коха столь же «роковым», как в свое время для Шёнемана: вскоре после этого Кох завершил свою гамбургскую антрепризу и пере­нес деятельность в Лейпциг, очистив место для антрепризы Аккермана, в которой снова занял ведущее место Экгоф.

—1771) был превосходным комиче­ским актером, отличавшимся большой свежестью, непосредствен­ностью, умением окрашивать создаваемые им образы в яркие на­циональные тона. Впервые получив известность в труппе Шёне­мана в 1740—1741 годах, он ушел из нее вместе с Софи Шредер, которая вскоре стала его женой. Они разъезжали сначала по Германии, затем работали в течение пяти лет (1747—1752) в Рос­сии. Все скопленные им в России деньги Аккерман вложил в по­стройку большого театра в Кенигсберге (1755). Однако начало Семилетней войны заставило Аккермана бежать из Кенигсберга. В течение ряда лет Аккерман играл на юге Германии и в Швей­царии, пока наконец в 1764 году он не обосновался в Гамбурге, заняв место Коха. Здесь он снова вложил крупные средства в постройку нового театра. Он собрал большую труппу, возглавля­емую Экгофом. Вместе с Экгофом Аккерман начал энергичную борьбу за правдивость актерской игры, против штампов лейпциг­ской школы. Годы совместной работы Экгофа и Аккермана были годами высшего расцвета таланта Экгофа, его наибольшей зре­лости как актера и режиссера-реалиста. По словам современника, писателя Николаи, «этот великий человек полностью преобразо­вал Гамбургский театр и привлек в него значительное количест­во превосходных актеров. Это дало гамбургской сцене огромные преимущества перед другими сценами Германии».

Но, хотя Аккерман был совершенно единодушен с Экг хром в вопросах сценического искусства и в своей собственной актерской практике больше всего искал «близости к природе», однако как театральный предприниматель он не мог не зависеть от сборов, а это иногда вступало в противоречие с принципиальной програм­мой перестройки театра. Именно в погоне за сборами Аккерман ставил наряду с драматическими спектаклями также оперно-ба-летные, в которых проявлял свое дарование талантливый пасы­нок Аккермана Фридрих-Людвиг Шредер. Но постановка опер-но-балетных спектаклей обходилась очень дорого и заводила Аккермана в долги. Испытывая финансовые затруднения, Аккерман начал бросаться из стороны в сторону. Он дошел до того, что при­гласил для исполнения буффонных интермедий в своем театре одну итальянскую труппу. Но и этот аттракцион не помог Аккерману, дела которого шли все хуже и хуже.

Весной 1767 года Аккерман потерпел крах. Однако благодаря стараниям драматурга Лёвена, зятя Шёнемана, труппа Аккерма­на не распалась, а, напротив, составила основное ядро труппы Гамбургского Национального театра, организованного Лёвеном в том же году на средства двенадцати гамбургских купцов. Как известно, с этим театром была ближайшим образом связана театрально-организационная и театрально-критическая работа Лессинга.

Гамбургский Национальный театр был начинанием совершен­но нового типа по сравнению с предшествовавшими ему театра­ми Нейбер, Шёнемана, Коха и Аккермана. Он. отличался от всех этих театров, во-первых, своей борьбой за национальный репертуар и, во-вторых, проведенной в нем попыткой отделить финансовую сторону от художественной, чтобы прибыли и убыт­ки театра не отражались ни на репертуаре, ни на работе актеров. Добиться такого положения можно было, только отказавшись от антрепризы. Но устранение антрепризы требовало помощи бога­тых меценатов, готовых нести неизбежные в подобном деле убыт­ки. Такими меценатами явились двенадцать гамбургских купцов, которые выделили из своей среды трех лиц для хозяйственного руководства театром. Новое руководство сняло у Аккермана в аренду театральное помещение со всем инвентарем, декорациями и костюмами. Сам Аккерман вошел в труппу Гамбургского Национального театра в качестве актера, директором же театра стал Лёвен, принявший на себя руководство его постановочной частью.

Уже за полгода до открытия театра Лёвен выступил в пе­чати с извещением об организуемом им новом театре. Он очер­тил новые задачи, стоящие перед организаторами театра, и перечислил все намечаемые новой дирекцией мероприятия. Среди этих новых начинаний отметим обязательства дирекции поднимать культуру актеров, организовав для них чтение лек­ций о сценическом искусстве, заботиться о чистоте их нравов, а также материально обеспечивать членов труппы, что являлось для Германии совершенно новым и необычным. Беспримерным в летописях немецкого театра XVIII века было приглашение в театр на постоянную работу собственного критика, обязавше­гося подвергать анализу все спектакли театра. Имя Лессинга придало новому театру большой авторитет; его прямота, беспри­страстность и принципиальность говорили о том, что ни на ка­кие штатные славословия театр рассчитывать не сможет. Но Лёвен шел на это, правильно рассудив, что проницательная критика будет залогом роста здорового театрального кол­лектива.

­нальный театр, были преувеличенными. Конкретная практика театра не оправдала этих надежд. Главным пороком Гамбург­ского театра было отсутствие в нем полноценного художествен­ного руководителя. Лёвен не был таким руководителем, потому что не пользовался авторитетом у актеров. Что касается Лес­синга, то он не имел отношения к непосредственному руковод­ству театром, а его критические замечания об игре ведущих актеров настолько обижали последних, что ему пришлось вскоре отказаться от оценки их работы, сосредоточившись исключительно на анализе репертуара.

Художественное лицо Гамбургского Национального театра определялось его репертуаром, который стоял на достаточной художественной высоте. Значительное место в этом репертуаре занимали крупнейшие произведения немецкой и французской Драматургии. 'При этом отчетливо преобладали пьесы класси-Цистского направления. Впрочем, ни одной пьесы Расина з Гамбурге не было представлено, из Корнеля была поставлена только «Родогуна», из Кино — только комедия «Мать-кокетка». Зато весьма широко была представлена драматургия Вольтера («Заира», «Магомет», «Меропа», «Семирамида», «Нанина», Шотландка», «Женщина, которая права»). Большое место в репертуаре Гамбургского театра занимали Реньяр, Детуш,

Мариво, Нивель де Лашоссе, Дидро, Гольдони. Английская драма отсутствовала совершенно, несмотря на интерес к ней са­мого Лессинга. Пьесы Шекспира («Ричард III», «Ромео и Джульетта») шли только в переделках Вейсе, имевших очень мало общего с великим английским оригиналом. Из пьес Лес­синга шли «Вольнодумец». «Клад», «Женоненавистник», «Мисс Сара Сампсон» и «Минна фон Барнгельм», постановка которой 28 сентября 1767 года явилась крупнейшим событием в истории этого театра. В роли Тельгейма выступил Экгоф, который, не­смотря на некоторое несоответствие своих внешних данных этой роли, создал замечательный образ, пронизанный большим бла­городством, теплотой и искренностью.

В лице Экгофа Лессинг нашел артиста, полностью разделяв­шего его эстетические взгляды, страстного и энергичного борца за национальное искусство. Экгоф смело порывал с рутиной клас­сицизма и закладывал основу просветительского реализма в актерском искусстве Германии.

Мекур на роли субре-гок, София Бек—-травести), однако один Экгоф до конца понимал Лессинга и полностью удовлетворял его своей актер­ской работой. «Этот актер,— писал Лессинг,— может создать какую угодно роль; даже в самой ничтожной роли мы видим в нем великого актера и жалеем, что не можем видеть его в одно и то же время во всех остальных ролях. Отличительная черта его таланта состоит в искусстве произносить нравственные сен­тенции и общие места,— эти скучные тирады, к которым при­бегает поэт в затруднительных случаях,— с таким достоин­ством, с такой задушевностью, что самые избитые истины получают у него новизну и значение, самая сухая материя — занимательность и жизнь». Все, что написано в «Гамбургской драматургии» об актерском искусстве, в точности соответствует актерской практике Экгофа и в значительной степени навеяно Лессингу его творчеством.

­ковании драматургии Лессинга имело место не в Гамбургском театре, а в герцогском театре в Веймаре, где играла в 1772 году труппа Зейлера во главе с Экгофом. Экгоф исполнил здесь роль Одоардо Галотти, создав незабываемый образ. Когда видевший его в этой роли критик Николаи выразил Экгофу свое восхи­щение глубиной его исполнения, Экгоф ответил: «Когда автор так глубоко погружается в море человеческих мыслей и стра­стей, тогда актер должен следовать за ним, пока он его не найдет. Это, конечно, трудно и сложно. Лишь немногие авторы задают актеру такую трудную задачу, как Лессинг. Всех их очень легко найти, ибо они плавают на поверхности, как древес­ная кора».

Эти слова крупнейшего немецкого актера, исключительно тесно связанного с Лессингом, объясняют ценность лессинговских пьес для поднятия культуры немецкого актерства.

Несмотря на безусловную новизну Гамбургского Нацио­нального театра и содержательность его репертуара, театру не удалось завоевать широкой популярности у гамбургского зри­теля. Дело в том, что репертуар театра был чересчур серьезен-для местного бюргерства, отличавшегося филистерскими вку­сами и искавшего в театре только развлечения Между тем в Гамбургском театре постановки пустых, бессодержательных фарсов (вроде «Гувернантки» Курца) встречались совсем редко, отсутствовали любимые мещанской публикой арлекинады и ба­леты, наконец, наблюдалась тенденция выдвигать националь­ную драматургию за счет французской, тогда как гамбургские бюргеры увлекались как раз французскими пьесами. В резуль­тате сборы в Гамбургском театре начали стремительно падать. Это побудило финансовых руководителей театра восстановить в репертуаре балеты и арлекинады. Сборы временно повыси­лись, но затем снова упали. Тогда дирекция решилась на край­нюю меру: она отступила от принципа стационарности и пере­вела труппу на зимние месяцы в Ганновер, то есть поступила так, как делали обычно антрепренеры, разъезжавшие из города в город в поисках сборов. Ничто не помогало. Театр с каждым месяцем все больше залезал в долги. Дирекция перестала вы­плачивать арендную плату, она начала расплачиваться с акте­рами театральными билетами. В предчувствии конца Лёвен сложил с себя обязанности директора, передав их Экгофу, но это ничему не помогло. В ноябре 1768 года Гамбургский Нацио­нальный театр перестал существовать. На закрытии его шли трагедия Вейсе «Ричард III» и матросский балет.

Труппа театра распалась на две части. Большая часть труп­пы во главе с Аккерманом отправилась в Ганновер, где она в марте 1769 года окончательно перешла в руки Аккермана, возобновившего свою антрепренерскую деятельность. Меньшая часть труппы во главе с Экгофом сохранила связь с купцом -Зейлером, являвшимся хозяйственным руководителем Гамбург­ского Национального театра, и пустилась в странствования по Германии; Экгоф работал с этой труппой до 1775 года, когда он был назначен руководителем придворного театра в Готе. На этом посту великий актер оставался до конца своей жизни; он умер 16 июля 1778 года.

Распад Гамбургского Национального театра произвел на Лессинга гнетущее впечатление. Он дал волю своей горечи в последней главе «Гамбургской драматургии», в которой писал: «Сладостная мечта основать национальный театр здесь в Гамбурге разлетелась в прах, и, насколько я изучил здешний край, он именно такой, в котором подобная мечта осуществится очень поздно». Лессинг хорошо уяснил себе причины краха Гамбургского театра. «Пришла же в голову наивная мысль основать для немцев национальный театр, в то время как мы, немцы, не являемся еще нацией!» — восклицал он, подчеркивая отсутствие сознания национального единства в немецком бюр­герстве, свидетельствующее о его политической и культурной отсталости. Это немецкое убожество по существу и явилось при­чиной неудачи такого монументального предприятия, как Гамбургский Национальный театр. Естественно охлаждение к делу театральной реформы, охватившее Лессинга после распада гам­бургской антрепризы. Однако не прошло и трех лет с момента этой театральной катастрофы, как Гамбургский театр перешел в руки Шредера, которому удалось блестяще завершить дело, начатое в Гамбургском Национальном театре — дело рекон­струкции немецкого сценического искусства.

—1816), прозванный «ве­ликим Шредером», был крупнейшим немецким актером XVIII века, оставившим позади себя даже таких выдающихся актеров-новаторов, как Каролина Нейбер и Экгоф. Он концен­трировал в своей деятельности весь разнообразный театраль­ный опыт, накопленный в Германии за полтора века, и прошел путь от площадного акробата до выдающегося трагического актера, режиссера и драматурга. В его творческой биографии, как в зеркале, отражаются все пути и перепутья немецкого театра второй половины XVIII века.

Ф. -Л. Шредер был сыном берлинского органиста и трагиче­ской актрисы Софи Шредер. Он впервые выступил на сиене в С. -Петербурге в возрасте трех лет, исполняя аллегорическую роль Невинности в прологе парадного спектакля. В 1752 году он возвратился вместе с матерью и отчимом Аккерманом в Германию, продолжая исполнять в труппе Аккермана детские роли. В конце 1756 года, в момент бегства труппы Аккермана из Кенигсберга, он был оставлен своим отчимом в закрытом пансионе, откуда его вскоре исключили за невзнос платы за учение. Оставшись в бедственном положении буквально на улице, маленький Шредер голодал и нищенствовал, пока не на­шел пристанища в семье английского акробата Стюарта, кото­рый разгадал его способности и принял в нем участие. Он об­учил мальчика своему искусству, а жена его обучила Шредера английскому языку и познакомила с произведениями Шекспира. Шредер стал выступать в балетах и пантомимах, причем бы­стро совершенствовал свое мастерство.

По окончании военных действий в Восточной Пруссии Шредер отправляется по вызову Аккермана в Южную Герма­нию, для чего пешком пересекает всю страну, зарабатывая себе на жизнь выступлениями в качестве акробата или фокусника. Соединившись с труппой Аккермана, он вступил в оппозицию к литературному репертуару, являвшемуся основным в этом театре. Шредера прежде всего увлекала акробатика, танцы и импровизация. Он был неподражаем как танцовщик, виртуозно владевший акробатикой. Но так как ходовые балеты давали мало простора его мастерству, то он начал сам сочинять балеты, в которых мог проявить свой талант. В 1762 году восемнадца­тилетний Шредер впервые выступает в роли балетмейстера, ставя в Майнце балет «Кража яблок, или Сбор фруктов», в ко­тором он танцует главную роль, построенную на головоломных прыжках и трюках.

С этого времени Аккерман поручает Шредеру руководство балетной частью своей труппы. В течение шестнадцати лет (1762—1778) Шредер сочиняет и ставит около семидесяти балетов, обошедших все немецкие театры и успешно конкури­ровавших с французскими балетами. При этом юный Шредер зачастую сочиняет не только либретто и танцы, но и музыку. Кроме того, Аккерман использует своего пасынка также в каче­стве исполнителя импровизированных комедий в итальянском духе. Молодой Шредер был великолепным импровизатором, на редкость находчивым и изобретательным. Он был неистощим по части изобретения забавных трюков, для которых он исполь­зовал свое мастерство акробата и танцовщика.

Мало-помалу Шредер переходит от импровизационных вы­ступлений в маске Арлекина к исполнению ролей слуг в коме­диях Гольдони и Гольберга. Здесь Шредер тоже находит широ­кие возможности применения своих навыков актера-импровиза­тора. Он успешно исполняет роль Труффальдино в «Слуге двух господ» Гольдони, которую до него играли исключительно итальянские актеры. Как комедийный актер, Шредер находился под влиянием Аккермана, создавшего на немецкой сцене целую галлерею мольеровских образов (Оргон, Гарпагон, Сганарель и другие), а также комических персонажей в пьесах Лессинга, Гольдони и Гольберга. Пример Аккермана, насыщавшего свою игру бытовыми деталями, удерживал Шредера от чрезмерного Увлечения буффонадой итальянского образца.

Огромное воздействие имело на него также мастерство Экгофа, который сначала отталкивал его своей невзрачной наруж­ностью, угловатостью и полным отсутствием балетной грации. Однако мало-помалу Шредер поддался обаянию таланта Экгофа и понял, какое огромное значение в искусстве актера имеет духовная сторона. Под влиянием Экгофа у Шредера по­явилось желание попробовать себя в трагических ролях. Так Шредер постепенно овладевал различными областями актер­ского искусства, идя от акробатики и танцев к высокой лите­ратурной драме.

Вместе с труппой Аккермана Шредер принял участие в Гамбургском Национальном театре и был свидетелем его краха, в результате которого Аккерман снова восстановил свою антре­призу. Стареющий Аккерман начал приучать своего пасынка к делу театрального руководства. Первые шаги Шредера иа этом поприще были не очень удачны: он был чересчур горяч, прямолинеен и несдержан. В конце концов Шредер оставил за собой только руководство балетной частью труппы, драматиче­ская же часть осталась в руках самого Аккермана. Но Аккер­ман вскоре умер, после чего, мать Шредера окончательно переда­ла ведение дела Шредеру (1771).

Девятилетняя работа Шредера, в Гамбурге, которую назы­вают его «первой гамбургской антрепризой» (1771—1780), мо­жет быть названа началом новой эры в истории немецкого театра. За эти девять лет Шредеру удалось довести до конца реконструкцию немецкого театра. Свою реформаторскую работу он проделывал медленно, осторожно, но в то же время необы­чайно настойчиво и систематично, по строгому, заранее обдуманному плану.

Во главу угла своей реформы Шредер положил работу по перевоспитанию актерского коллектива. Восприняв идею Экго­фа о необходимости систематической работы с актерами над пьесой, он стремился к тому, чтобы актер изучил не только свою роль, но и всю пьесу, постигая малейшие оттенки творче­ского замысла драматурга. С этой целью он знакомил актеров с проблемами литературного стиля и стихосложения и развивал у них сознательное отношение к тому драматическому произве­дению, которое они должны исполнять. Для этого он вводил предварительные читки пьес и организовывал систематические репетиции, а подчас проходил с отдельными исполнителями их роли.

­шинство выдающихся немецких актеров конца XVIII века вышло из школы Шредера. Венцом его педагогических достижений явилось создание замечательного трагического актера Иоганна-Франца Брокмана (1745—1812). Когда молодой Брок-ман впервые пришел к Шредеру в 1771 году, он произвел на всех весьма неблагоприятное впечатление своим слезливым то­ном, манерными движениями и провинциальным говором. Шре­дер решил перевоспитать Брокмана, так как угадал в кем боль­шое трагическое дарование. Он стал проходить с ним все роли, постепенно переводя его от комедии к мещанской драме, а от нее — к трагедии. После двух лет систематической работы Брокман стал неузнаваем, а еще через три года он создал себе огромную славу превосходным исполнением роли Гамлета.

Наряду с воспитанием актера Шредер занимался также вос­питанием зрителя, приучая его к новому репертуару и новому методу актерского исполнения. Шредер хорошо знал консерва­тивные вкусы немецкого бюргерского зрителя, искавшего в театре только развлечения и враждебно настроенного ко всяким новшествам. Он знал приверженность этого зрителя к опере, балету и арлекинадам и не считал возможным отбрасывать эти жанры. Он не рубил с плеча, подобно Каролине Нейбер, а пы­тался постепенно отучать зрителя от его старых привычек.

В репертуар каждой большой труппы в Германии входили не только драмы, но также оперы, балеты и пантомимы. А так как подлинно синтетических актеров было немного, то дирек­тору театра приходилось иметь у себя актеров разных жанров и специальностей, по мере возможности используя в этих раз­личных жанрах одних и тех же артистов. Актеры, игравшие в пьесах разных жанров, были совершенно лишены возможности серьезно работать над порученными им ролями, потому что им приходилось еженедельно разучивать по три-четыре новые роли и, кроме того, еще готовить новые арии и танцевальные номера.

В таких условиях невозможно было провести никакую театральную реформу. Но Шредер нашел выход из этого труд­ного положения. Он начал с того, что отделил в 1773 году Драму от оперы и балета, отведя для спектаклей каждого жанра разные дни недели. Затем, постепенно увеличивая количество Драматических спектаклей за счет оперных и балетных, он при­шел к тому, что опера и балет стали даваться только по одному Разу в неделю. При этом для оперно-балетных спектаклей при­влекались актеры других трупп (например, итальянской труп­пы Николини). Это позволило Шредеру по мере дальнейшего Укрепления драматических спектаклей совершенно ликвидиро­вать оперно-балетные спектакли (1778).

и Лессинг. Но если Каролина Нейбер насаждала классицистскую трагедию, а Лес-' синг мещанскую драму, то Шредер ориентировался на новое те­чение — на драматургию «бури и натиска». На подмостках театра Шредера ставились пьесы молодого Гёте, Ленца и Клингера, которых ему приходилось защищать от нападок кон­сервативной критики. Шредер предпринимал шаги к пополне­нию репертуара немецкого театра новыми пьесами. В 1775 году он объявил конкурс на написание лучшей пьесы. Однако драматургия «бури и натиска» была слишком мало доходчивой до широкого зрителя, чтобы на ней можно было целиком построить репертуар большого стационарного театра. Потому в поисках героического репертуара, могущего быть противопоставленным французской классицистской трагедии, Шредер обратился к Шекспиру, которого и утвердил на немецкой сцене.

­ского театра. Это было то новое слово, которое произнес этот неутомимый новатор, связанный с самыми передовыми тече­ниями немецкой культуры второй половины XVIII века. За­слуга Шредера заключается в том, что он первый понял значе­ние Шекспира для немецкого театра и сделал попытку прочно утвердить его на немецкой сцене. До Шредера к Шекспиру подходили только с узколитературной стороны. Шредеру при­ходилось преодолевать широко распространенный в его время предрассудок, что пьесы Шекспира, по выражению Гердера, «не приспособлены для живого представления и являются лишь обломками колоссов или пирамид, которые вызывают у каж­дого удивление, но которых никто не понимает». Нужна была огромная энергия Шредера, чтобы разрушить это заблуждение и утвердить Шекспира в репертуаре немецкого театра. Даже Лессинг, который уже в 1759 году сказал, что драматургия Шекспира должна стать исходным моментом для образования немецкой национальной драмы, не сумел добиться включения пьес Шекспира в репертуар Гамбургского Национального те­атра. Только Шредер начал планомерную борьбу за сцениче­ское освоение шекспировской драматургии.

В своем понимании Шекспира Шредер вдохновлялся теоре­тическими установками немецких писателей, видевших в Шекспире союзника в проводимой ими борьбе против культа «бездушного» разума за культ чувства и «сердечного воображе­ния». Такое понимание Шекспира обусловило и необходимость переработки текста шекспировских пьес самим Шредером и на­хождение своеобразного стиля их режиссерской интерпретации. Серия шекспировских постановок Шредера в Гамбургском театре началась постановкой «Гамлета» с Брокманом в заглав­ной роли. Дата премьеры «Гамлета» — 20 сентября 1776 года — должна быть отмечена как одно из значительнейших событий в летописях немецкого театра XVIII века. Трагедия Шекспира имела невиданный в Германии успех. Современный критик от­мечает после третьего спектакля, что «на трех успешно следо­вавших один за другим представлениях «Гамлета» в Гамбурге публика в театре была каждый раз так внимательна, так увле­чена, что казалось, будто она была лишь одним лицом с одной парой глаз, одной парой рук, — столь единодушны были тишина, оцепенение, изумление, плач и аплодисменты». И шекспиров­ский Гамлет, и исполнитель его роли Брокман стали героями дня. Созданный Брокманом образ задумчивого, печального дат­ского принца покорил всю интеллигенцию Германии, в особен­ности после того как Брокман двенадцать раз исполнил роль Гамлета во время гастролей в Берлине в труппе Дёббелина в 1777 году. Его исполнение положило начало той «гамлетовской лихорадке», которая охватила немецкое общество конца XVIII века. После постановки Шредера «Гамлет» стал модной пьесой, не сходившей с репертуара всех тридцати тогдашних немецких театров.

Как же истолковывал роль Гамлета ее первый исполнитель в «немецком театре — Брокман, создавший целую эпоху в Герма­нии своей интерпретацией образа датского принца? Он превра­щал шекспировского героя в чувствительного бюргерского юношу в духе гётевского Вертера. Его Гамлет был замкнутым, скрытным, мечтательным и меланхоличным. Весь образ Гамлета Брокман выдерживал в последовательно сентиментальном духе. Брокман подчеркивал в целом ряде мест своей роли скорбное уныние Гамлета, его слезливость, заставлявшую его часто раз­ражаться рыданиями, прижимая к глазам висевший у него за поясом громадный носовой платок. Все позы Гамлета, зафикси­рованные в серии гравюр Д. Ходовецкого к этому спектаклю, выражают его бессилие и покорность судьбе, отсутствие у него мужественности и твердости. Правда, иногда Гамлетом овла­девала твердость и решительность (например, в момент, когда Горацио сообщает ему о появлении призрака); но таких момен­тов у Брокмана было немного, и он то и дело возвращался к меланхолии, которая сменялась то горечью и гневом, то иро­нией и сарказмом. Эти вспышки иронии дисгармонировали с основным сентиментально-меланхолическим тоном исполнения Брокмана. После долгих поисков Брокман нашел форму сочета­ния этих противоположных моментов — решительности и без­волия; при этом у него побеждала пассивность Гамлета.

После «Гамлета» Шредер поставил «Отелло» (1776), «Вене­цианского купца» (1777), «Меру за меру» (1777), «Короля Лира» (1778), «Ричарда II» (1778), «Генриха IV» (1778) и «Макбета» (1779). Кроме того. Шредер показал еще в пере­делках комедии Шекспира — «Комедия ошибок» (1777) и «Много шума из ничего» (1779). Постановки шекспировских пьес побудили самого Шредера взяться за исполнение ролей трагических героев, которых он до того не играл. Он сыграл роли Гамлета (в очередь с Брокманом), Лира, Макбета, Яго, Шейлока и справился с ними блестяще. Он считал своей мис­сией пропаганду Шекспира и стремился каждую поставленную им шекспировскую пьесу довести до сознания широких слоев зри­телей. Когда «Генрих IV» на премьере был несколько холод­но встречен зрителями, Шредер обратился к публике со сцены с речью, в которой сказал: «В надежде, что это мастер­ское произведение Шекспира, изображающее нравы, отличные от наших, будет в дальнейшем лучше понято, спектакль будет завтра повторен».

­зать, что Шредер был ограничен в сценической интерпретации Щекспира и не смог до конца глубоко и верно передать величие его бессмертных произведений.

Все трагедии Шекспира были поставлены Шредером не в стихотворных переводах Борка и Виланда, а в его собственных прозаических переработках. В этих переделках шекспировская напряженность страстей была смягчена, были удалены коми­ческие сцены, как чересчур «грубые», были изменены финалы большинства трагедий. Последнее изменение, наиболее откло­нявшееся от шекспировского оригинального текста, было вве­дено с целью пощадить нервы бюргерского зрителя. При поста­новке «Отелло» Шредер сначала хотел сохранить трагический финал, но это вызвало на премьере такое множество слез, исте­рик и обмороков, что на следующем представлении он выну­жден был оставить Дездемону и Отелло в живых. Такие же оптимистические финалы введены были Шредером в «Гамлете» и в «Короле Лире». В результате Шекспир в постановках Шре­дера оказывался довольно близок мещанской драме, хотя сам Шредер понимал его в духе поэтов «бури и натиска», что, впрочем, тоже односторонне и далеко не исчерпывает всего бо­гатства шекспировской драматургии.

­новках встречаются отступления от структуры шекспировских пьес, вызванные соображениями чисто технического порядка. Так, во всех шекспировских пьесах, поставленных Шредером, разбивка на акты и картины не соответствует оригиналу. Коли­чество актов иногда увеличивается («Гамлет» в переработке Шредера имеет шесть актов), размеры же отдельных актов уменьшаются, картины вымарываются, сводятся, переста­вляются. Главной причиной всех этих отклонений являлась не­обходимость постановки шекспировских пьес на сцене-коробке кулисного типа.

Несмотря на все отступления Шредера от шекспировских оригиналов, несмотря на его многочисленные уступки вкусам и даже предрассудкам немецкого зрителя, предпринятое Шрё-Дером возрождение Шекспира имеет огромное историческое значение.

Постановки Шредера создали целую эпоху в истории не только немецкого, но и европейского театра. Они имели огромный успех не только в Гамбурге, но также в Берлине, Мюнхене, Мангейме и Вене, куда он вывез их после того как в 1780 году кончился срок его аренды Гамбургского театра, и его труппе пришлось снова перейти на бродячее положение. Но разъезды театра Шредера по Германии в 1780—1785 годах были мало похожи на прежние странствования бродячих трупп. Они напоминали скорее триумфальное шествие по Германии вновь обретенного ею большого трагического искусства.

который еще так не­давно был оторван от большой литературы. Теперь задачей драматического театра в Германии стало истолкование поэтиче­ских произведений мирового значения. Это повысило ответ­ственность актерского коллектива и содействовало росту куль­туры немецкого театра в целом. Кроме того, шекспировские по­становки Шредера явились пробным камнем для утверждения в Германии новой отрасли театрального искусства — режис­суры. Если первым немецким режиссером, систематически работавшим с актерами, был Экгоф, то Шредер был первым в Гер­мании режиссером-постановщиком новоевропейского образца, впервые поставившим перед собой задачу нового режиссерского «прочтения» шекспировских пьес.

— Бургтеатра в Вене, который уже в конце XVIII века пользовался большой славой. Годы работы Шредера в Вене (1781—1785) были началом его драматургической деятельности. Сочиняя свои «семейные картины», Шредер делает важное нововведение в оформлении спектаклей, изобретая «павильон», то есть закрытую декорацию комнаты с тремя стенами, дающую возможность соз­давать полную иллюзию домашней обстановки, в которой развер­тывалось действие мещанской драмы. Первая павильонная деко­рация была показана Шредером в 1794 году.

В 1785 году Шредер вторично снял Гамбургский театр и на этот раз держал его двенадцать лет (1785—1797). Однако эта «вторая гамбургская антреприза» была уже менее блестящей вследствие того, что немецкая драматургия этих лет (за исключе­нием ранних драм Шиллера) не создала никаких значительных произведений. Движение «бури и натиска» в эти годы, предшест­вовавшее началу революционных событий во Франции, постепен­но замирало. Поэтому, если во Франции в обстановке предрево­люционного подъема замечается новое возрождение трагедии, то в Германии интерес к трагедии в 80-х годах ослабевает, и не­мецкое бюргерство охладевает даже к вновь обретенному им Шек­спиру. Это побуждает Шредера сосредоточить свое внимание главным образом на постановке мещанских драм, что, однако, не могло дать творческого удовлетворения великому актеру, овла­девшему мощными образами Шекспира. И Шредер по окончании своей второй Гамбургской антрепризы принимает решение поки­нуть сцену. Его прощальный спектакль состоялся в Гамбурге 30 июля 1798 года. А в это время Шиллер, живший в течение двенадцати лет вдали от театра, заканчивал трилогию «Валлен-штейн», которая должна была открыть цикл его веймарских тра­гедий. Шиллер мечтал о том, чтобы именно Шредер воплотил на сцене Веймарского придворного театра роль Валленштейна. На эту мечту поэта намекают следующие слова про\ога к «Валленштейну»:

О, если б слава сих старинных стен

Достойнейших к нам привлекла, сбылась бы

Блистательно б исполнилась надежда!

Но Шредер остался глух к призывам Шиллера.

Прошло еще двенадцать лет. В Германии разразились собы­тия, во время которых Шредер не мог спокойно жить в своей усадьбе Реллингер. В самый разгар наполеоновской эпопеи, когда Гамбург был оккупирован французами, Шредер вернулся на сце­ну ив третий раз взял в аренду Гамбургский театр. Но эта «третья гамбургская антреприза» (1811—1812) была кратковре­менной и неудачной. Прожив более двенадцати лет вдали от пе­редовых кругов немецкого общества, Шредер пытался во втором десятилетии XIX века навязать немецкому зрителю репертуар, который мог интересовать его в 90-х годах XVIII века, теперь же оказался ему чуждым. В итоге Шредеру пришлось вскоре ликвидировать свою третью гамбургскую антрепризу и оконча­тельно оставить театр.

­лизма в актерском искусстве Германии и в окончательном сокру­шении классицизма. Вслед за Экгофом и вместе с ним Шредер явился создателем в немецком актерском ис­кусстве, вдохновленной теоретическими высказываниями и дра­матургической практикой Лессинга. Если лейпцигская школа, созданная Каролиной Нейбер, была школой классицистских акте­ров, то гамбургская школа перенесла в область актерского искусства просветительский реализм ­ров гамбургской школы имел несколько этапов. Так, если в творчестве Экгофа можно найти ряд пережитков классицизма, от которых Экгоф никогда полностью не освободился, то в твор­честве Шредера обнаруживаются связи с драматургией «бури и натиска» с присущим ей индивидуалистическим бунтарством.

Как трагический актер Шредер был выразителем эстетиче­ских тенденций поэтов «бури и натиска». Его актерское творче­ство было сценическим эквивалентом юношеских драм Гёте и Шиллера, пьес Клингера и Ленца, точно так же как творчество Экгофа было сценическим эквивалентом драматургии Лессинга. Шредер подходил к интерпретации шекспировских образов с при­сущим ему бурным темпераментом. Его исполнение было проник­нуто страстностью и мужественностью, столь не свойственными актерам сентиментального направления.

­ца уже после того, как Брокман окончательно выработал и по­всеместно утвердил свой образ Гамлета. Шрёдеровский Гамлет был совершенно лишен сентиментальности, слезливости и мелан­холичности брокмановского Гамлета. Гамлет Шредера был не­измеримо сложнее и глубже, чем Гамлет Брокмана. Шредер пы­тался передать все тончайшие переживания Гамлета, все его слож­ные душевные настроения и побуждения, все столкновения его глубоко чувствующей и страдающей натуры с анализирую­щим разумом.

Так понимая Гамлета, Шредер опередил свою эпоху, тогда как Брокман остался целиком на уровне своего времени, с его вкусами и предрассудками.

­жиссерской интерпретации великой трагедии, созданной в 1776 году для спектакля, в котором роль Гамлета играл Брокман, и по­тому окрашенной в сентиментальные, меланхолические тона. Шредер-актер оказался ближе к подлинному Шекспиру, чем Шредер-режиссер и Шредер-драматург.

Другим замечательным шекспировским образом Шредера был король Лир. В своей драматургической обработке этой тра­гедии Шредер вычеркнул весь первый акт со знаменитой сценой раздела Лиром своего королевства между дочерьми. Такая колос­сальная «вымарка» из трагедии Шекспира объясняется тем, что, по мнению Шредера, Лир представлен здесь вздорным стари­ком, раздающим свое государство в припадке слабоумия. Так понимал эту сцену не один Шредер: патологизм слабоумия Лира изображали многие крупнейшие актеры XIX века (в том числе и знаменитый итальянский актер Росси). Шредер захотел этого избежать и поэтому исключил всю эту сцену. В интерпретации Шредера Лир выступал с самого начала сильным, бодрым, вели­чественным стариком, который отдал свое королевство дочерям для того только, чтобы иметь возможность беспечно пользоваться жизнью. Первую трещину в беззаботном состоянии Лира создает сцена у Гонерильи, завершающаяся взрывом — отец изрекает страшные проклятия всему потомству неблагодарной дочери. Эта сцена исполнялась Шредером с подлинно шекспировской силой. Известен случай, когда одна актриса в венском Бургтеатре отка­залась играть в дальнейшем с Шредером роль Гонерильи, так как опасалась, что изрекаемые им страшные проклятия действи­тельно падут на головы ее детей.

Запомнились отдельные детали исполнения Шредером роли Лира. Так, в момент, когда проявляются первые признаки безу­мия Лира, шут разражался рыданиями и прижимался к Лиру. Произнося слова: «Я хочу тебе проповедовать, насторожись», Лир хочет вскочить на пень, но ему это не удается, и он в изне­можении падает. Вид короля Лира, бродящего по степи с обна­женной головой, производил на зрителей потрясающее впечат­ление.

­стаф. В этой роли поражало прежде всего то, что Шредер ухит­рялся утолщать свое худое тело в пуддинговую массу. При помо­щи грима, искусством которого он владел в полной мере, он из­менял свою наружность до неузнаваемости. Самый характер Фальстафа раскрывался Шредером вполне по-шекспировски, как сочетание жизнерадостности, хвастовства, наглости, трусости, добродушия, чистосердечия и остроумия; это смешение разно­родных качеств подавалось Шредером настолько естественно и обаятельно, что его Фальстаф был с восторгом принят всеми почитателями Шекспира.

­теров трагического жанра. В этом смысле Шредер напоминал Гаррика своим умением объединять возвышенную поэзию с жиз­ненной правдивостью и простотой. Он умел подчеркивать правди­вые человеческие черты во всех высоких характерах (например, в Гамлете, Лире, Одоардо в «Эмилии Галотти») и в отрицательных образах (Макбете, Яго, Маринелли и других).

Свой принцип правдивости, жизненности, естественности Шредер проводил во всех образах, даже если у автора они были лишены этой простоты и отличались риторичностью. Так, роли шиллеровских героев (например, Филиппа в «Дон-Карлосе») он раскрывал теми же приемами, что и роли героев Шекспира. Некоторых шиллеровских ролей, далеких, по его мнению, от жизнен­ной правдивости, он старательно избегал. Таким был для него образ Франца Моора, который он считал «трагической карика­турой».

О своем реалистическом методе Шредер говорил таким обра­зом: «Мне кажется, что я сумею выразить словами и действием все, что хотел сказать поэт, если он был верен природе... Я хочу дать каждой роли то, что ей принадлежит, не больше и не мень­ше. Этим самым каждая из них становится тем, чем не может быть ни одна другая». Драматург и режиссер Тик говорил о ме­тоде работы Шредера: «Каждый шаг, акцент, каждое движение с отчетливой определенностью создавали черту в образе». Это был метод реалистической индивидуализации образа, которая всегда сочеталась с исканием и нахождением типичности.

Помимо отмеченного нами уже единства типического и инди­видуального, реализм Шредера характеризовался синтезирова­нием идеального и естественного, сочетанием в игре актера мощ­ного темпера*ента и страстности с глубиной мысли, с сознатель­ной работой'актера над образом. Все это позволяет признать Шредера вершиной реализма в немецком театре. Вот почему только по отношению к Шредеру в Германии установилось обык­новение прибавлять к его фамилии эпитет «великий».

­разил его величия, как поэт Клопшток, записавший в альбом Шредера в 1781 году следующие примечательные слова: «Шре­дер не сыграл хорошо ни одной роли, так как он всегда был че­ловеком». Это значит, что Шредер в XVIII веке постиг ту вели­кую мысль, которой учил актеров в XX веке К. С. Станислав­ский,— мысль, что быть актером это значит уметь жить, сущест­вовать на сцене. ­кой оценке Шредера Станиславским, который сказал: «Потом является великий Шредер, который ставит вопрос переживания на самую высокую точку, ищет как раз то, что мы ищем».

­ства Германии связан с деятельностью актера и режиссера Иф-ланда, основоположника мангеймской школы. Если гамбургская школа Экгофа и Шредера выросла на основе просветительского реализма Лессинга и штюрмеров во главе с молодым Гёте, то ман-геймская школа реализовала в области актерского творчества эстетические принципы мещанской семейной драмы конца XVIII века. Одним из наиболее видных представителей этого фили­стерского течения в немецкой драматургии XVIII века был Август-Вильгельм Ифланд (1759—1814).

«Мнимый больной» Мольера) оставил неизгладимый след в его памяти. Наряду с театром он испытал в свои юные годы также влияние церкви и одно время помышлял о карьере пастора. Колебания молодого Ифланда между театром и церковью под впечатлением триум­фального успеха гастролей Брокмана закончились победой театра. В 1777 году Ифланд тайно покинул родительский дом и напра­вился в городок Готу, где работал в последние годы своей жизни Экгоф в качестве руководителя местного придворного театра. Старик Экгоф любезно принял юношу и предоставил ему дебют. Дебютировал восемнадцатилетний Ифланд в острохарактерной роли старого еврея в пьесе Энгеля «Бриллиант». Интерес к харак­теристике станет впоследствии типичной чертой для всего направ­ления в области актерского искусства, возглавляемого Ифландом.

Первым наставником Ифланда в области актерского искус­ства был Экгоф. В Готе Ифланд познакомился и подружился с молодыми актерами Беком и Бейлем, которые были такими же энтузиастами театра, как он. Друзья проводили целые ночи в спорах о театре и связали себя клятвой: «если они не смогут до­стигнуть великого, то должны завоевать доброе, оставаться верными правде и презирать шарлатанство».

­ководимый им театр в Готе. В том же году был основан Нацио­нальный театр в Мангейме. Во главе этого театра стоял просве­щенный аристократ Герберт фон Дальберг, который был драма­тургом, режиссером и интендантом театра. Набирая труппу, Дальберг пригласил в Мангейм остатки труппы Гамбургского Национального театра с Зейлером и Фридерикой Гензель. При­гласил он также Ифланда с его друзьями. Ифланд очень не­охотно шел в этот театр, но затем проработал в нем около восем­надцати лет (до 1796 г.), сформировавшись здесь окончательно как актер, режиссер и драматург.

В 1780 году в Мангейме состоялись гастроли Шредера, испол­нившего роли Гамлета и Лира. Ифланд был потрясен, и с этого времени Шредер стал для него крупнейшим авторитетом в об­ласти сценического искусства. Под влиянием гастролей Шредера в репертуар Мангеймского театра были включены пьесы Шекспи­ра. Здесь же были поставлены все три юношеские драмы Шил­лера, что является главной исторической заслугой Мангеймского театра.

—90-х годах XVIII ве­ка на первое место в Германии, оттесняя Гамбургский театр. Своим возвышением театр был обязан Дальбергу, который сумел поставить себя в не зависимое от двора положение. В отличие от Других интендантов он осуществлял не только административное, но и художественное руководство театром. Управление Мангейм-ским театром он организовал на корпоративных началах по образ­цу театра Французской Комедии в Париже и Бургтеатра в Вене. Труппа выбирала главного режиссера и комитет, состоявший из четырех-пяти актеров. Комитет заседал раз в две недели под председательством Дальберга. Он обсуждал репертуар, постано­вочные вопросы, работу актеров, разрешал споры между отдель­ными артистами. Дальберг стремился придать комитету Мангейм-ского театра характер «Академии актерского искусства», осно­ванной Экгофом в труппе Шёнемана. На обсуждение комитета ставились теоретические вопросы, разрабатываемые в виде письменных докладов. Сохранились протоколы заседаний комите­та за годы 1781 —1788; они представляют собой интересный историко-театральный документ, освещающий вопросы внутрен­ней жизни Мангеймского театра.

Дальбергу удалось установить в театре здоровую творческую атмосферу. Здесь успех, достигнутый каждым отдельным акте­ром, рассматривался как общая победа и, наоборот, аплодисмен­ты, которые отдельным актерам удавалось сорвать путем произ­несения эффектных тирад, находили строгое осуждение со сто­роны их товарищей. На заседаниях комитета часто обсуждались спектакли и работа того или иного актера. Пример подавал сам Дальберг, подчеркивавший, что его критические суждения о пьесах и спектаклях вовсе не являются непреложной истиной и выявляют только его личную точку зрения. В заседаниях комитета принимал участие и Ифланд. В протоколе комитета от 11 апреля 1782 года зафиксировано его заявление относитель­но поведения на одном из спектаклей: «Я мешал своим смехом, это следует отметить. Я серьезно обещаю не впадать в эту ошиб­ку, которая больше всего мешает порядку на сцене».

В Мангеймском театре шли пьесы Шекспира и Шиллера, одна­ко не они, а переводные французские комедии и немецкие мещанские драмы составляли основу его репертуара. Популяр­нейшими авторами мещанских драм были Ифланд и Коцебу. Именно их консервативные пьесы, а не революционные драмы молодого Шиллера определяли творческое лицо Мангеймского театра. Это можно иллюстрировать цифрами: с 1781 по 1808 год в Мангеймском театре было поставлено 37 пьес Ифланда (476 спектаклей), 115 пьес Коцебу (1728 спектаклей) и 4 пьесы Шил­лера (всего 28 спектаклей).

актерского искусства, основоположником которой был Ифланд. С самого начала своей работы в Мангейме Ифланд занял выдаю­щееся положение в театре. В первый же сезон он с большим блес­ком сыграл роль Карлоса в «Клавихо» и снискал похвалу Гёте, который никогда не забывал Ифланда и семнадцать лет спустя пригласил его для исполнения роли Эгмонта в Вей­марском театре (1796). Ифланд дважды гастролировал в Вей­маре (1798 и 1811). Ифланд был также близко связан с Шил­лером в пору постановки его юношеских драм на сцене Мангейм­ского театра. Он был первым исполнителем роли Франца Моора, и Шиллер уже тогда предсказал ему блестящее будущее.

В 1792 году Ифланд был избран главным режиссером Ман­геймского театра, причем Дальберг передал ему также свои административные функции. Вскоре отношения между Ифландом и частью труппы стали портиться на политической почве. Дело в том, что Ифланд занял в годы Французской революции леги­тимистские позиции и стал писать пьесы против революции. Это вооружило против Ифланда часть труппы, сочувствовавшую Французской революции, в том числе его старого друга Бейля. Обстановка для работы Ифланда в театре создалась настолько неприятная, что ему пришлось покинуть Мангейм, предваритель­но порвав с Дальбергом.

В 1796 году Ифланд был назначен директором Берлинского придворного театра. Это был первый случай назначения незнат­ного человека и к тому же еще актера на такой высокий пост. Этот факт показывает, как велик был уже в то время авторитет Ифланда в высших аристократических кругах. На этом посту Ифланд оставался до самой смерти. Он проявил в должности ди­ректора театра блестящие организационные способности. Во время французской оккупации Берлина он выказал большую осмотри­тельность и ловкость, сумев сохранить театр в то время, когда он лишился правительственной субсидии.

­нейшие отрасли театральной работы. Он лично вел всю обшир­ную корреспонденцию театра, читал все поступающие в театр пьесы, штудировал роли со своими питомцами, заботился о деко­рациях и костюмах, руководил всеми репетициями, наблюдал за спектаклями и почти ежедневно играл. Кроме того, он регулярно выступал в качестве режиссера-постановщика пьес Шекспира и Шиллера. Некоторые его постановки (например, «Орлеанской де­вы» Шиллера) считались в то время образцовыми. Главное вни­мание в своих спектаклях он уделял исторической точности де­кораций и костюмов в постановках, являясь основоположником так называемой «обстановочной» режиссуры в Германии.

На словах Ифланд выступал против «бытовщины» и стре­мился к «облагораживанию» сценических образов, но это «облаго­раживание» он понимал не так, как понимали его классицисты. Ифланд был против искусственных жестов и других условностей классицистского театра. Его любимым изречением было: «Вер нейшее средство казаться благородным человеком — это быть им на самом деле». Ифланд был сторонником актерского пережи­вания. Он считал, что «искусство без настроения — потуги» и что только естественное чувство дает актеру возможность найти нуж­ные движения и жесты.

Однако сценическая практика Ифланда во многом расходилась с его теорией. В противоположность Шредеру, мещанская драма­тургия которого находилась в противоречии с его актерским творчеством, Ифланд-актер полностью соответствовал Ифланду-драматургу. Он давал такое же прозаическое копирование действительности, сдобренное морализацией.

Внешность Ифланда-актера была мало привлекательна: при­земистая фигура с короткой шеей, широкая, почти четырехуголь­ная голова. Но лицо его было очень выразительно, с гибкой, под­вижной мимикой; особенно выделялись его большие живые глаза, о которых с восторгом говорил Гёте. Голос Ифланда не отли­чался звучностью, но он мастерски владел им, а особая манера речи Ифланда нашла много подражателей. Свои природные не­достатки Ифланд умел скрывать за блестящей техникой. Стрем­ление Ифланда преодолеть недостатки своего голоса и внешности приводило его к некоторой манерности речи и жеста. Многие. критики подчеркивали склонность Ифланда к проповедническому тону, находившую выражение в преувеличенной протяжности го­лоса. Та же манерность отмечалась и в пластической стороне образов Ифланда, который охотно пользовался унаследованными от Экгофа «живописными» жестами.

­бургской школы. В игре Ифланда и других актеров мангеймской школы были элементы классицизма. Они выражались в стремле­нии Ифланда и его соратников к «благородным», великосветским манерам, которыми они, однако, наделяли не только аристокра­тов, но и бюргеров.

­вой стилевой чертой было наличие в его исполнении мелких быто­вых деталей. При этом Ифланду удавалось схватить не внутрен­ние, а внешние черты характера. Введя при первом исполнении роли известную деталь, носившую зачастую случайный характер, он старательно сохранял ее при всех дальнейших повторениях этой роли. По словам Тика, «он показывал нам вместо страстей от­дельные черты, которые он замечал у одержимых страстями, на­пример, как тот >или иной гневный проявлял свой гнев вместо изображения гнева». Сторонники Ифланда восхищались его мастерством в исполь­зовании сценических деталей, не замечая того, что эти детали иногда даже не были связаны между собой и не давали зрителю ощущения цельного образа. В этом отношении Ифланд-актер це­ликом следовал за Ифландом-драматургом, чьи пьесы были тоже переполнены мелкими бытовыми подробностями.

Очень правильное суждение об актерском искусстве Ифлан­да высказал Шиллер в одном из своих писем к Гёте. Он отметил, что Ифланду особенно удавались острохарактерные роли, вроде роли глухого аптекаря, в которой он создавал впечатление необык­новенной натуральности. «Напротив, в благородных, серьезных и чувствительных ролях я больше поражаюсь его ловкости, понима­нию, расчету и рассудительности, '[...] но я не могу сказать, что он меня собственно восхищает и захватывает в подобных ролях [...]. Поэтому он вряд ли мог бы мне дать поэтическое настроение в трагедии». Шиллер ясно заявляет здесь: область траге­дии Ифланду чужда. Сам Ифланд сознавал свою неспособность играть трагедию, и все же честолюбие заставляло его выступать в этом жанре. При этом он стремился создавать в тра­гедии нечто невиданное, необычное. С этой целью он страшно растягивал стихи, делал длинные искусственные паузы. Так он исполнял роли Франца Моора, Валленштейна, Телля, Шейлока и других.

Образ Шейлока у Ифланда терял свою трагическую силу и превращался в бытовую фигуру с мелкими этнографическими деталями. Современный критик перечисляет некоторые из этих деталей: хождение мелкими шагами по кругу, кружение вокруг себя, когда он внутренне был обеспокоен, косой поклон, комканье шапки, наконец превращение шекспировского стиха в прозу. Бла­годаря этому, говорит критик, «мы получили столько юмористиче­ских шуток, столько чисто еврейских слов и оборотов речи, что мы на это никак не могли рассчитывать». Надо ли говорить, что этот Шейлок с еврейскими «юмористическими шутками» не имеет ничего общего с трагическим образом, созданным Шекспиром.

­мился смягчить юношескую дерзость и гнев Шиллера, проявляв­шиеся при создании этого страшного, сатанинского образа. Иф­ланд добился большой жизненности и натуральности образа Франца за счет снижения его трагической силы. При этом он вызывал отвращение у зрителя к Францу внешними приемами, всячески подчеркивал его физическое уродство. Он играл Франца в рыжем парике, с серым цветом лица, вялыми губами и тусклыми глазами. Мелкий, трус­ливый эгоист и лицемер, он вызывал у зрителя чувство гадливости, отвра­щения, презрения. Совсем иначе будет впоследствии трактовать роль Франца великий актер-романтик Людвиг Девриент.

Игра Ифланда была всегда тонко продумана до мельчайщих деталей. Даже во время пауз он подроб­нейшим образом разраба­тывал все свое поведение на сцене. Его упрекали в том, что он своей немой игрой зачастую отвлекал внимание зрителей от парт­неров. Современники пря­мо говорили об актерском тщеславии Ифланда, кото­рое сильно развилось у него во время его актер­ских поездок. Некоторые немецкие историки театра даже признавали Ифланда родоначальником столь ха­рактерного для немецкого буржуазного театра «вир-туозничества», премьерства. Однако упреки эти Ифлан-дом не заслужены. Отме­ченные особенности в игре Ифланда были вызваны его стремлением всегда, на протяжении всего своего пребывания на сцене, жить в образе — стремлением, вырастающим из борьбы с традициями классици-стского театра и в этом смысле имеющим прогрессивный, реа­листический характер,

­да полного осуществления. Ему всегда была свойственна тенден­ция к измельчанию сценического рисунка, к мозаичному, дроб­ному построению образа. Реализм вырождался у Ифланда в жан­ризм, бытовизм, «натурализм» (по тогдашней терминологии).

Его искусство по существу являлось отходом от большого реа­листического стиля Шредера. Актерское искусство Ифланда может быть легко изучено на основании оставшейся после него иконографии. Сохранилось око­ло пятисот рисунков и гравюр, запечатлевших игру Ифланда в различных ролях. Кроме того, Ифланд оставил свое подробное жизнеописание («Моя театральная карьера», 1805) и ряд теоретических ра­бот по театру («Фрагменты о лицедействе», 1785; «Теория актерского искусства», 1815), в которых он дал развер­нутое обоснование бытового реализма в актерской игре.

Он показал немецким актерам образец вдумчивой аналитической работы над ролью, подчеркнул значение сценической детали, научил технике разработки внешне­го рисунка роли.

В начале XIX века все актеры Германии находились под исключительным влиянием школы Ифланда, для ко­торой Шиллер считал характерным «предрасположение к излюб ленной натуральности» и приближение речи к разговорному тону. Перейдя из Мангейма на работу в Берлин, Ифланд перенес в сто­лицу Пруссии те стилистические особенности актерского исполне­ния, которые до того были закреплены за мангеймской сценической школой. Это и побуждает нас говорить о них как об особенностях школы Ифланда.

­ланда, в противовес Шредеру, основоположником реалистическо­го актерского искусства нового времени. В этом была своя логика, ибо Ифланду удалось создать те нормы, которые оказа­лись вполне по плечу буржуазным актерам Германии XIX и XX веков. До самых последних лет существовало в Германии обыкновение передавать от поколения к поколению драгоцен­ную реликвию — — самому выдающемуся не­мецкому драматическому актеру данного периода.