Приглашаем посетить сайт

Обломиевский. Литература французской революции.
3. Комедия и драма в годы революции, параграф 3.

3

На втором этапе классицистской комедии во Франции у Реньяра, Детуша, Лесажа ее регрессивное развитие, ее буржуазное перерождение переплетались с сохранением очень существенных пережитков ее прогрессивных тенденций. На третьем этапе, открывающемся незадолго до революции, прогрессивные и реакционные тенденции оказываются разъединенными, разнесенными по двум прямо противоположным направлениям. Реакционное направление предстает наиболее выразительно у Коллена д'Арлевиля. Прогрессивное направление наиболее рельефное выражение получает у Бомарше.

Что касается Бомарше, то у него прогрессивный, восходящий смысл комедии касается и объекта сатиры, и положительного героя. Очень любопытен, прежде всего, образ всесильного противника всех положительных героев «Женитьбы Фигаро» (1784) — графа Альмавивы. Нельзя упускать из виду, что последний обладает, по сравнению с другими персонажами комедии, подавляющими их правами, держит их всех в руках и как муж, и как хозяин, и как верховный судья провинции. И вот этот всемогущий персонаж изображен совсем по-мольеровски человеком, природные данные которого делают его более слабым, чем все остальные персонажи. Он уступает многим из них по уму и сообразительности. Бомарше рисует его непрерывно одураченным. То его обманывает Фигаро, которого он сам имеет намерение обмануть, то графиня, которой он собирается изменить, то Сюзанна, которую намеревается соблазнить. Он изображен отступающим, обороняющимся, часто оказывается «в смущении» и замешательстве, часто «краснеет», часто бывает «расстроен», когда его уличают в грехах то Сюзанна, то Фигаро, то графиня. Он признается: «Я думал их перехитрить, а они провели меня, как ребенка» («Женитьба Фигаро», fl. V, сц. 19).

Еще более любопытно в «Женитьбе Фигаро», что на месте центрального героя оказывается цирюльник Фигаро, человек, лишенный знатности и состояния, не относящийся, таким образом, ни к буржуазии, ни к дворянству. Вопреки Детушу, всячески ослаблявшему роль слуги, человека из народа, Бомарше делает именно последнего руководителем драматической интриги. Он заставляет вспомнить и здесь о Мольере, о мольеровских слугах, вроде Маскариля, Скапена, Дорины, Туанеты — персонажах, которые вели и организовывали действие. В то же время, в отличие от Мольера, осуществляя в этом отношении большой шаг вперед по сравнению с ним, Бомарше не только поручает Фигаро ведение драматической интриги, но и делает его центральным персонажем произведения, наподобие Криспена в комедии «Криспен, соперник своего господина» и Фронтена в «Тюркаре». Фигаро уже не помощник своего господина — графа Альмавивы, для которого он осуществлял многочисленные проделки в первой комедии Бомарше «Севильский цирюльник» (1775), комедии гораздо более традиционной. Так же как лесажевские персонажи Криспен и Фронтен, Фигаро проявляет во второй комедии Бомарше максимум изобретательности и находчивости для построения своей личной, а не чужой судьбы.

И вместе с тем Бомарше освобождает Фигаро от черт буржуазного перерождения, черт, основательно затемнявших Фронтена и сводившихся к жажде наживы. Он заставляет Фигаро добиваться в первую очередь не состояния, а жены. Цель его желаний не в богатстве, а в Сюзанне. Фигаро совсем не случайно выступает во второй комедии Бомарше, если судить по речам Марселины, прежде всего щедрым человеком, который «не заботится о будущем». По его собственным словам, он не занят «приобретением состояния», предпочитает богатству и славе ремесло странствующего цирюльника и живет именно поэтому «беззаботно».

— хозяин, что он принадлежит к господствующему классу феодального общества, что он выступает в борьбе с Фигаро в качестве помещика, собирающегося воспользоваться феодальным правом «первой ночи». В лице Альмавивы Фигаро имеет дело по существу со всем феодальным строем который оказывается на пути его независимости и счастья. Именно в этом смысле он представляет собой все третье сословие, а не одну буржуазию, выступает на стороне социальных сил Франции, подготавливающих революцию, оказывается в резком расхождении с писателями, тяготеющими накануне революции к охране старого порядка, с писателями типа Коллена д'Арлевиля.

Если «Женитьба Фигаро» Бомарше концентрирует в себе все наиболее прогрессивные элементы классицистской комедии, то комедийный театр Коллена д'Арлевиля, его «Непостоянный» (1786), «Оптимист» (1788) и «Воздушные замки» (1789)3 сводят эти прогрессивные элементы до минимума. Это проявляется прежде всего в том, что у Коллена совершенно исчезает предприимчивый, сообразительный слуга, движущий действие произведения. Слуги, конечно, в его комедиях присутствуют, но совершенно в иной роли, чем у Мольера, Бомарше; Реньяра, Лесажа и отчасти Детуша. Они исполняют волю своих господ, занимающих центральное положение в произведении, и представляют явления «служебного» порядка. Этим совершенно устраняется из комедии Коллена всякая мысль о выдающейся роли людей из народа в жизни. Коллен в этом отношении резко порывает с традициями прежней комедии, пусть начинания его намечались и раньше (например, у Детуша).

в его «Непостоянном», примечателен образ молодого дворянина Флоримона, который всем пресыщен, которому всегда скучно. Флоримон прогоняет своего слугу только потому, что тот ему надоел, уходит с военной службы, из судейского сословия и из церкви (он был и священником) только из-за того, что все ему надоедает, разрывает по тем же причинам брачный договор со своей невестой Леонорой и бросает именно поэтому же свою возлюбленную Элианту, на которой собирался жениться. В «Воздушных замках» мы встречаем аналогичный Флоримону образ молодого дворянина д'Орланжа, такого же бездельника, человека также ничем не занятого, который также всем пресыщен, которому всюду скучно. Но д'Орланжа отличает уже не его непостоянство, а его мечтательность, одержимость фантазиями. Он вечно что-нибудь выдумывает, постоянно воображает какие-либо приключения, якобы с ним случившиеся: то это поездка ко двору, то пленение турками, то женитьба.

Очень примечательно, что оба они, и Флоримон и д'Орланж, являясь объектами осмеяния, одновременно с этим оказываются центральными героями произведения. Флоримон — герой первой комедии, правда, еще сохраняет некоторые черты отрицательного персонажа. К концу произведения он переживает подлинное моральное банкротство. От него отворачиваются и его возлюбленная Элианта, и его родной дядя Долбан. В довершение всего — сестра его друга Вольмона — замужем и он не может поэтому на ней жениться, так что он остается покинутым всеми и по сути дела побежденным. Флоримон к тому же оказывается, в отличие от аналогичных образов Детуша (ср. Клеона или де Тюфьера), неспособен к перестройке, к перевоспитанию. Он не превращается в финале пьесы из отрицательного персонажа в положительный. Коллен, таким образом, не идет на прямое примирение с Флоримоном. Он как бы заявляет своей комедией, что «непостоянных» т. е. дворян, не перевоспитаешь.

или Тюркаре, Альмавиву, не вооружен злой волей, желанием нарушить чужое благополучие, а скорей выглядит как жертва своих природных склонностей, будучи наподобие персонажей Реньяра, таких как Валер или Леандр, не в состоянии от этих склонностей освободиться. Это косвенное смягчение образа Флоримона еще более ясно вырисовывается у д'Орланжа, из образа которого совершенно устранены черты отрицательного персонажа. Его мечтательность интерпретирована как своего рода чудачество. Оно рисуется совершенно безопасным и вполне безвредным. Он оказывается к тому же способен и на добродетельные поступки, уступает, в частности, свою невесту де Флорвилю как только узнает, что она де Флорвиля любит, а сам де Флорвиль имеет на нее больше прав, чем д'Орланж.

Все эти примиренческие тенденции Коллена достигают апогея в его комедии «Оптимист». Здесь обнаруживается до конца, что Коллен, внешне продолжая традицию Реньяра и Детуша, не только смягчает, как они, сатирическую направленность комедии, но и вообще по сути дела отменяет сатирическую тенденцию комедийного жанра. В «Оптимисте» отсутствует одна из основных категорий комедии — сатирическое осмеяние, в нем нет отрицательных персонажей, подлежавших обличению. Центральный герой пьесы — де Пленвиль — обрисован как образец, которому следует подражать, де Моранвиль, жених героини комедии, дочери де Пленвиля,— необыкновенно добродетелен. Ради Бельфора, в которого влюблена героиня, он готов не только отказаться от нее, но и отдать ее жениху свое состояние. Единственный персонаж, в котором сохраняется некоторый комплекс отрицательных качеств, это мать героини — госпожа де Пленвиль. Но и она скорее человек с причудами, человек чрезмерно трезвых, иногда, пожалуй, чересчур скептических взглядов на мир, чем лицо сколько-нибудь порочное и враждебное. Примиренческая, охранительная направленность комедии Коллена сосредоточена в мировоззрении, носителем которого в пьесе является ее герой — де Пленвиль. А он недаром именуется «оптимистом», человеком, который «всем доволен». Его мировоззрение может быть лучше всего охарактеризовано как оправдание существующего и тем самым как полное примирение с ним. Пороки, противоречия, недостатки действительности не случайно представляются Коллену чем-то вообще реально не существующим, иллюзорным. Для произведения, являющегося своего рода итогом более чем полуторавекового развития классицистической комедии, такого рода мировоззрение, поскольку оно является в нем не объектом насмешки, а исходной, основополагающей точкой зрения на мир, ведет по существу не к чему иному, как к отрицанию самого жанра комедии.