Приглашаем посетить сайт

Обломиевский. Литература французской революции.
3. Комедия и драма в годы революции, параграф 7.

7

Если пьесы Карбона де Фленса, Беффруа де Рейньи, Коллена д'Арлевиля и Лэйа составили правое крыло французского бытового театра времен революции, то прогрессивное движение во французском бытовом театре революционных лет было открыто Фабром д'Эглантином. При этом если правое крыло продолжало консервативные тенденции в развитии предреволюционной французской комедии и драмы, то Фабр д'Эглантин опирался в своем творчестве на традиции Мольера и Дидро. В его творчестве своеобразно скрестились два жанровых направления, направление Мольера и (направление Дидро, традиции сатирической комедии с традициями так называемой «мещанской драмы».

Фабр д'Эглантин в отличие от контрреволюционеров или умеренных политических деятелей революции, каковыми являлись Карбон де Фленс, Беффруа де Рейньи, Коллен д'Арлевиль, Лэйа, был революционером, сторонником радикального уничтожения абсолютизма и стал склоняться вправо только в 1793-1794 гг., когда им были уже созданы его комедии.

Первой значительной комедией Фабра д'Эглантина явился его «Самонадеянный, или воображающий себя счастливым», написанный в 1789 г. и поставленный на сцене в феврале 1790 г., т. е. в самом начале революции. Фабр продолжает в этом своем произведении обличительные и сатирические тенденции комедии классицизма. Он тщательно освобождает свою пьесу от примиренческих тенденций, характерных для творчества Детуша, Коллена д'Арлевиля. Он восстанавливает традиции Мольера, Бомарше, отчасти Реньяра и Лесажа. Он направляет своего «Самонадеянного» против остатков и пережитков абсолютистского строя, которому был только что нанесен революцией сокрушающий удар. В центре комедии Фабра, в центре его обличений недаром находится образ Валера д'Артиньяка. Это молодой дворянин, легкомысленный и пустой бездельник, расточитель отцовского богатства. Он воспринимает жизнь как непрерывный поток удовольствий, видит в Париже «место наслаждений», восхищается в нем «роскошью», «блеском», «разнообразием», подчеркивает с восторгом, что в Париже все «бесцельно» («Самонадеянный», д. Ill, сц. 1). Судя по словам его слуги Жермона, Валер истратил за год 40 тысяч экю, которые достались ему от матери. Со своей стороны отец Валера в своем письме к Франвалю сообщает, что сын его расточил 100 тысяч франков и что он занят только «деланием долгов».

Избалованный своим социальным положением, своим дворянским происхождением, тем, что ему в отличие от разночинцев открыты все пути в обществе, доступны любые посты, что он может получить без особых усилий все самые высокие звания, Валер приучается к мысли, что для него все возможно, что он все может получить, что перед ним нет никаких серьезных препятствий. Валера именно поэтому на протяжении всей пьесы не покидает радостное настроение. По словам Жермона, он никогда не бывает грустен, никогда ни в чем не сомневается, всегда уверен в успехе, рассматривает все «только с легкостью» («Самонадеянный», д. 1, сц. 1). Отец замечает про него, что он чересчур «верит в свою звезду», именует его «самонадеянным» (там же, д. 1, сц. З). Старый приятель отца, Франваль, убежден, что Валеру все представляется «удобным, легким и простым» (там же, д. IV, сц. 9). Сам Валер считает свою судьбу счастливой, признает, что она послала ему «больше благ и радостей», чем он даже хотел бы (там же, д. II, сц. 7).

все время принимает желаемое за уже существующее. Ему кажется, например, что Франваль уже считает его своим зятем, что дочь Франваля Люсиль влюблена в него, тогда как на самом деле Люсиль влюблена в графа д'Орсанжа, а Франваль собирается выдать ее замуж за последнего. Разговаривая в акте комедии с Франвалем, Валер воображает, что уже женился на его дочери, что уже сумел согласовать свою жизнь со вкусами и интересами тестя, тогда как Франваль даже еще не подозревает о намерениях Валера. Валер убежден, что его предположения полностью соответствуют действительности, ибо свои гипотезы считает уже осуществленными в жизни, раз они возникли в его сознании. Он рассказывает о своей предположительной дуэли с д'Орсанжем так, будто она уже совершилась. Полагая, что в гостинице, где он живет, без сомнения должен быть большой зал, Валер в деталях разрабатывает программу бала, который он собирается в этом зале устроить, рассказывает о бале так, будто уже развертывается перед его глазами, и сам оказывается в довольно глупом положении, когда обнаруживается, что в гостинице вообще нет большого зала. Уверенность Валера, будто его мысли с легкостью реализуются в объективном мире, усугубляется тем, что Валер погружен в свои мысли, замкнут в себе, оторван от окружающих, не обращает на них должного внимания. Он занят тем, что воображает встречу со своей возлюбленной, размышляет о том, что скажет ей, как споет ей романс, как обратится к ее матери, как та улыбнется ему, и как сама возлюбленная на него взглянет. И вместе с тем Валер не замечает, что именно вокруг него делается, как развертывается направленная против него интрига, в которой участвуют дочь хозяйки гостиницы, граф д'Орсанж, Люсиль. Он вдохновляет д'Орсанжа на любовь, на борьбу за возлюбленную с соперником, на дуэль с ним, не зная только, что эта возлюбленная - Люсиль, а соперник - он сам. В реальной жизни Валер терпит одно поражение за другим - теряет невесту, оказывается побежденным на дуэли, сам способствует сближению своей невесты с соперником, сам содействует своей отправке к отцу, который считает его сумасшедшим и собирается запереть дома. Именно из-за того, что сознание Валера оторвано от действительности, из-за того, что он не видит всего, происходящего вокруг него, что кругозор его скован и ограничен иллюзиями, Валер и производит комическое впечатление, является комедийным персонажем и оказывается к концу пьесы побежденным, выброшенным из жизни.

«перевоспитывались», становились другими, лучшими, то Валер у Фабра оказывается неспособным на внутреннее перерождение. Он полностью изымается из той сферы жизни, в которой до сих пор действовал. В то же время, если комедия Мольера и Бомарше, отчасти Реньяра и Лесажа основывалась на желаниях и замыслах героя, на его выступлении против старозаветного уклада, средневековья, то Детуш и Коллен д'Арлевиль стали на сторону этих архаических форм жизни, на сторону существующего, против лиц, которые собирались поступать вопреки ее законам. Что касается Фабра д'Эглантина, то он также принимает сторону действительности против оторвавшегося от нее героя, оказываясь в этом внешне, на первый взгляд, последователем Детуша и Коллена. Он, однако, не мыслит эту действительность старозаветной. Он, напротив, относит к архаическому укладу самого своего героя, раскрывая его как отрицательное, комическое, достойное осмеяния явление. Он открывает в реальном мире, который окружает героя и в конце концов над ним торжествует, зародыш общественного уклада, который установился после революции, хотя самое действие комедии и относится к дореволюционным временам. Именно такой смысл придает действительности у Фабра образ Франваля - отца девушки, на которой Валер собирался жениться.

Франваль защищает в комедии действительность и ее законы от отколовшихся от нее людей типа Валера. Он обрисован у Фабра как прямая антитеза Валеру. Он в то же время не имеет отношения к положительному персонажу комедии, как он рисовался Лесажу, Реньяру, отчасти Бомарше. Его появление в «Самонадеянном» свидетельствует о том, что произведение Фабра является своеобразным скрещиванием комедии с «мещанской драмой», так как Франваль не принадлежит как персонаж к комедийному жанру. Это персонаж, ближе стоящий к произведениям Дидро, к «Отцу семейства» и к «Побочному сыну». Франваль не занят, как герои Лесажа или Бомарше, устройством своего жизненного пути, своей личной карьеры. Это человек, критерием для которого уже не являются и интересы другого, но тоже отдельного человека, интересы личности, как это было характерно для слуг Мольера и отчасти Реньяра. Критерий для оценки всего, что существует, заключен у Франваля, точно так же как у героев Дидро, в интересах общественного целого. С этой точки зрения он подходит и к проблеме дворянства, которое совсем иначе трактовалось у Детуша, у Коллена д'Арлевиля, видевших в нем необходимую, хотя и не главную, составную часть современного им феодального общества.

«праздного человека, представляющего собой бремя для общества». Он порицает Валера за то, что тот является «человеком без занятий». Он обнаруживает у Валера «гордость», которая постепенно породила в Валере «легкость», и именует ее «глупой». Отсутствие занятий у Валера приводит Франваля в негодование также оттого, что он находит у него «только потребности и претензии». А Франваль полагает, что человеку, чтобы не быть праздным, обязательно следует иметь профессию. Это, по его мнению,- «обязанность, порядок, закон, предписанный обществом». «Какое Вы имеете право уклоняться?» - спрашивает он Валера.

«Третьесословные» установки, обращенные против паразитарного дворянского сословия, ощущаются и в утверждении Франвалем того, что человек, не являющийся ничем, не имеет право на богатство и на почести. Очень характерно, что в пример бездельнику Валеру Франваль в полном соответствии с третьесословной идеологией ставит «ремесленника». Когда Валер заявляет, что всегда готов ко всякой профессии, готов быть всем, чего только ни пожелает, Франваль обращает его внимание на необходимость «основательного знания» того дела, которому он собирается себя посвятить, и приводит ему в образец ремесленника, «с детства обучающего своих сыновей труду», так как они должны будут «исполнять» его в течение всей своей жизни («Самонадеянный», д. IV, сц. 9).