Приглашаем посетить сайт

Обломиевский. Литература французской революции.
4. Андре Шенье и революция, параграф 1

АНДРЕ ШЕНЬЕ и РЕВОЛЮЦИЯ
1

Вопрос о связях Андре Шенье с революцией 1789—1794 годов чрезвычайно сложен и запутан.

Сложен он прежде всего потому, что трудно на первый взгляд соединить начало творческого пути поэта с его концом. А. Шенье начал как представитель движения, приведшего к буржуазной революции, как человек, впитавший в себя традиции Просвещения, традиции Монтескье, Вольтера, Руссо. Его дореволюционное творчество развивалось в антифеодальном русле. Поэт закончил свою жизнь ярым противником якобинского Конвента, реакционером и автором «Ямбов», направленных против всякой революции.

Очень усложнила вопрос о связях А. Шенье с революцией вульгарная социология и ее пережитки, спорадически проявляющиеся до сих пор в нашей литературной науке1 «От Вольтера к А. Шенье», напечатанная в прогрессивном журнале «Пансэ»2. Статья Варлоо не лишена достоинств. Автор справедливо заявляет об А. Шенье, что последний не был мучеником, жертвой или погибшим за «искусство» и «свободу», правильно напоминает, что лишь очень немногие современники поэта знали его стихи, так что люди, осудившие его на казнь, даже не подозревали, что имеют дело с большим поэтом, тем более что осуждение А. Шенье на казнь было произведено не по ошибке, а вытекало из «точных и обоснованных данных». Но при этом Варлоо совершенно произвольно, не удосужившись основательно изучить дореволюционную поэзию Шенье и его публицистику революционных лет, трактует поэта как «политического врага народа», как человека, «всегда полного презрения к черни». Он накрепко связывает А. Шенье с деятельностью политической реакции, возникшей лишь после 1789 г., после того, как было написано большинство стихов поэта. Он забывает или сознательно игнорирует, что большая и значительная часть произведений А. Шенье была им создана до 1789 г. и что в его публицистике 1790— 1791 гг., так же как в оде «Игра в мяч», написанной в 1791 г., преобладали буржуазно-революционные, антифеодальные мотивы.

С другой стороны, западное реакционное литературоведение, спекулируя на том, что поэт погиб по приговору революционных властей, называя его «Орфеем, который был выдан зверям»3, замалчивает связь предреволюционной поэзии А. Шенье с надвигавшейся буржуазной революцией, замалчивает также то, что он был все-таки и в своей оде «Игра в мяч», и в своих статьях 1790—1791 гг. буржуазным революционером. Оно пытается представить, как об этом свидетельствует книга Эмиля Фаге об Андре Шенье4, что он не имеет отношения к предреволюционному движению. Оно скрывает вместе с тем, что революционеры казнили А. Шенье не за его элегии и поэмы, которым он обязан своей славой, и даже не за его стихи первых лет революции, а за то, что он перешел, как показывают его «Ямбы», написанные в 1793—1794 гг. и обращенные против якобинского Конвента, в лагерь реакции, в особенности же за то, что он связался с контрреволюционерами, изменив тем самым своим первоначальным идеалам, став врагом как революции, так и того, за что он сам боролся прежде.

5, сосредоточивают свое внимание на реакционной политической деятельности А. Шенье. Они совершенно не считаются с ним как с большим поэтом и вообще опускают вопрос о его поэзии, основываясь на том, что она стала известна только в 1819 г., когда вышел первый сборник его стихов, современники же поэта, жившие в 80—90-е годы, ее не знали. Литературоведы типа Вальтера отдают по существу всю поэзию Андре Шенье реакционерам.

«Избранным произведениям» А. Шенье. Он наметил правильный путь интерпретации Шенье, поставив его творчество в связь с литературным движением, идейно подготовившим революцию 1789—1794 годов. Однако небольшой размер статьи не позволил автору развернуть всю необходимую аргументацию его тезисов и не дал ему возможности учесть все существенные черты дореволюционной поэзии А. Шенье, особенно его элегий и таких поэм, как «Свобода», «Слепец», «Нищий». По той же причине остались без рассмотрения в работе Блюменфельда и статьи поэта 1790—1792 гг.

В творчестве А. Шенье следует в первую очередь выделить то, что находится на магистрали прогрессивного развития человеческого общества, что было связано с подготовкой буржуазной революции, что сохраняет свое значение до сих пор и делает А. Шенье большим поэтом. Но не менее важно также отчетливое представление о «Ямбах» Шенье, обо всем, что вытекает из связей Шенье с реакцией, из враждебности поэта демократическому характеру буржуазной революции 1789—1794 гг. Необходима, наконец, четкая демонстрация процесса эволюции Шенье, которая бы показала, как совершался самый переход его от революции к реакции, как отразился в сознании поэта ход революционных событий.