Приглашаем посетить сайт

Обломиевский. Литература французской революции.
5. Революционные оды и гимны, параграф 3.

3

Переходя к рассмотрению революционной оды или гимна, создававшегося Руже де Лилем, Э. Лебреном, М. -Ж. Шенье и др., следует прежде всего отметить, что это жанр действенной, активной лирики. Очень существенно в этой связи, что большинство гимнов исполняются, подобно речам оратора, перед огромными массами слушателей. Они строятся, хотя бы поэтому, совершенно иным образом, чем жанры старой дореволюционной лирики. Не размышлениям об отдельных людях или об общественных пороках, не рассуждениям о законах общественной жизни или о законах мироздания посвящаются они.

Малерб, Буало, Вольтер, Гельвеции воспевали человеческий разум, его могущество, его способность подняться над реальностью, осмыслить мир или осудить его. Они не имели в виду человеческое сознание, перестраивающее мир, внушающее человеку определенные импульсы к действию, побуждающие человека к определенным актам. Гельвеции, правда, уже писал о разуме, перестраивающем природу, внешний мир, но и он никогда не думал при этом о катастрофических, революционных переменах в мире. Он не допускал к тому же прямого воздействия на сознание и волю других людей. Поэтому и его лирика оставалась в пределах форм, созданных Буало или Вольтером, и, так же как лирика Буало и Вольтера, оказалась не подходящей в качестве образца для революционной лирики. Не подошла в качестве образца и лирика А. Шенье. Последний, правда, не столько размышлял о существующем, сколько мечтал о будущем и возможном. Но стихи его были по преимуществу созерцательны и исключали всякое действие. Он к тому же не только мечтал о будущем, но и вспоминал и прошедшем, совершенно уходя от реального мира в свое «я».

А вот революционная ода и гимн выдвигают на первый план уже не мечту, не воспоминания, не размышления или рассуждения, а своеобразный ультиматум. Поэт в гимне диктует действительности свои законы, требует от нее коренных изменений. Гимны и революционные оды именно поэтому полны обращений и призывов. Поэт не стоит в позе мыслителя по отношению к миру, он сам действует, обрушивается на противников, поддерживает единомышленников, угрожает и вдохновляет. Так Э. Лебрен в «Первой республиканской оде» призывает народ «подняться», «поразить тиранов», наступающих на Францию, «навсегда освободить берег Сены» (XXI строфа). Поэт заявляет: «Поклянемся над издыхающими телами тиранов, что мы установим свободу» (там же).

Идея, осмысляющая то или иное реальное явление, раскрывающая его внутренний смысл, превращается у авторов революционной оды и гимна в лозунг, который должен реализоваться, воплотиться в действие, лозунг, диктующий поведение, активную защиту нового строя от попыток восстановления дореволюционного прошлого, защиту завоеваний революции, защиту родины от изменников и интервентов. Слово не ограничивается здесь его коммуникативной ролью, функцией рассказа или сообщения, оно не сводится к передаче конкретных состояний или мыслей. Основным является здесь слово-действие, слово-призыв. Революционная ода — это монолог, обращенный к Родине, Разуму, Свободе, Равенству, Братству, Верховному существу, или речь, направленная гражданам Франции, к жителям городов и деревень, к гражданам Рима, к американцам и голландцам. Это разговор с Мирабо и Вольтером (оды М. -Ж. Шенье), с Франклином и Вашингтоном, с римским папой и Марией Антуанеттой (Лебрен в первой и второй республиканских одах). Это беседа поэта с «новым племенем», с «юными республиканцами», которых поэт «вызывает» из грядущего (Лебрен. «Третья республиканская ода», XXII строфа).

требует от них, чтобы они ожили, проснулись, встали во весь рост, сокрушили своих угнетателей и врагов, уничтожили неприятеля, вторгшегося на территорию страны и намеревающегося уничтожить свободу. Так, Руже де Лиль в «Марсельезе» призывает граждан к оружию, к отпору интервентам, требует от них, чтобы они «создавали отряды», чтобы они вышли из неподвижности, «пошли вперед», двинулись на врага3. Так, Лебрен в «Первой республиканской оде» призывает народ «подняться на ноги, навсегда освободить берега Сены» и «поразить тиранов» (XXI строфа)4, а в «Патриотической оде» (XIX строфа) убеждает французских воинов и их «вождей» не беречь, а расточать свою «душу», одержать верх над противником, которого изображает, предвосхищая события, как груду «окровавленных тел»5. Так, М. -Ж. Шенье в «Дифирамбе Федерации» предлагает жителям Рима, чтобы они пробудились и вернули себе древнее великолепие республиканских добродетелей; он зовет встать из могил Гракха, Катона, обоих Брутов (IV—VII строфы).

Руже де Лиля, М. -Ж. Шенье рассматривает себя как часть коллектива, который необходимо только воодушевить на совместные массовые действия, только побудить к определенным актам. Поэт выдвигает свое мнение уже не от себя лично, а от имени своих соотечественников, пользуясь не случайно местоимением «мы» вместо обычного в употреблении поэтов местоимения «я». Он видит в себе элемент огромного целого, взирает на остальную часть этого целого как на своего рода арьергард, как на часть в настоящее время относительно более косную и неподвижную, которую надлежит привести в движение. Очень характерно, что большое количество гимнов кладется на музыку, превращается тем самым в песни и исполняется огромными толпами народа под открытым небом на многолюдных революционных празднествах.

«Патриотической оде», обращается к королям, которым он угрожает войной в ответ на их захватнические действия против Франции, уже не как одиночка, а вместе с другими гражданами страны. Пытаясь внушить королям, чтобы они трепетали при виде республиканского войска, он выступает совместно со своими соотечественниками. То же ощущение нераздельности, слитности с коллективом обнаруживаем мы и в «Марсельезе» Руже де Лиля, и в «Гимне в честь Победы» М. -Ж. Шенье. «Поклянемся уничтожить тиранов и преступления!» — восклицает М. -Ж. Шенье одновременно со своими единомышленниками, он чувствует себя среди них. Что касается Руже. де Лиля, то последний не только обращается в «Марсельезе» к своим гражданам, не только призывает своих соотечественников к созданию отрядов против врага, он произносит призывные слова гимна как бы вместе со своими слушателями, побуждая и их, и самого себя к движению вперед, к наступлению на врага: «Allons, enfants de la patrie... marchons, marchons»6.

Обращение от имени народа, от имени воинов и республиканцев иногда перерастает, как свидетельствует об этом «Песнь выступления» М. -Ж. Шенье, в своеобразную ораторию или полифоническую композицию, где речь ведет уже не только поэт, не только представитель, лидер народных масс. В ней поочередно предоставляется слово независимым от голоса поэта голосам матерей семейств, голосам старцев, голосам детей, девушек, замужних женщин, воинов. То же в «Гимне в честь Победы» М. -Ж. Шенье (голоса мужчин, голоса женщин).

Размышляя над действенным, активным характером революционных од и гимнов, следует учитывать, что этот характер представляет собой дальнейшее развитие и продолжение основных установок дореволюционного классицизма (старого и просветительского). Требования, с которыми лирический герой революционных од и гимнов обращается к внешнему миру, лозунги и призывы, которые должны, по его мнению, реализоваться, воплотиться в действительность, по существу вытекают из основных принципов классицизма, утверждавших величие человека и человеческого разума. Революционные оды и гимны более последовательно развивают эти принципы дореволюционного классицизма по сравнению с одами, сатирами и посланиями Буало, Вольтера, Гельвеция. Они знаменуют собой развитие позитивного аспекта классицистского искусства. Они воплощают в себе основные черты революционного классицизма.