Приглашаем посетить сайт

Обломиевский. Литература французской революции.
5. Революционные оды и гимны, параграф 8.

8

Одной из отличительных особенностей гимна явился его оптимистический пафос, обусловленный не только колоссальным подъемом революционного патриотизма, не только предельным возбуждением народных масс страны, но и успехами французского оружия в 1792 г., победами республиканской армии при Вальми, Жемаппе, героическим освобождением Вердена, взятием Майнца, Шпейера, а также многочисленными военными удачами 1793 г., в свою очередь находившими отражение в революционных одах и гимнах. Оптимистический пафос гимнов выражается прежде всего в убежденности их создателей в конечном торжестве французской нация над противником, в благополучной развязке борьбы народа с королями и интервентами. Руже де Лиль в «Марсельезе» не случайно высказывает твердую уверенность, что война обязательно завершится победой. Она должна привести к тому, что враги «испустят последнее дыхание», должна привести к славе Франции и к «торжеству свободы» (VIII строфа). Та же уверенность в благоприятном исходе борьбы с интервентами ощущается в «Патриотической оде» Лебрена, который предвидит падение «подлых разбойников» под натиском республиканского войска (X строфа).

Оптимистическое настроение пронизывает в одах и гимнах и описания. Поэты воспринимают мир как победу дня над ночью, солнца над тьмою, света над мраком. В своем «Гимне в честь Разума» Руже де Лиль дает образ солнца, разрывающего сумрачные завесы, которыми ночь покрывает вселенную. Солнце поднимается сквозь темноту, его сверкающие стрелы поглощаются, задерживаются плотным мраком, остатками унылых туманов. Но в конце концов солнечный свет все-таки торжествует, он растворяет грубую массу и начинает единовластно царить на самой вершине небес (I строфа)29. Лебрен в «Патриотической оде» сравнивает французский народ, борющийся против интервентов, с солнцем, «светилом, которое нас освещает» и «разгоняет темные тучи» (XII строфа)30.

«Третья республиканская ода», к «сынам», к молодому поколению, «новому племени», «юным республиканцам». Он предлагает им «выйти из грядущего». Их зовет его сердце, в них надежда родины. Поэт считает, что они должны «усвоить» опыт своих отцов, их должно научить «роковое воспоминание о наших бедах». В них должны возродиться и сам поэт, и его современники (XXII строфа).

«Вторую республиканскую оду» Лебрена. Лебрен ставит в оде перед страной задачи, которые обязательно должны получить свое разрешение как только будут окончательно сокрушены интервенты и Франция полностью восторжествует над ними. Основная мысль, которая формулирует эти задачи, заключена в эпиграфе к оде: «Нет справедливой независимости без добродетели». Поэт имеет в виду в этом эпиграфе, что сокрушение старого порядка и победа над интервентами, достижение независимости и свободы еще не составляют всей революции, еще не являются ее конечной целью. «Нужно еще оправдать Победу счастьем народа и суровой добродетелью» (XXII строфа). Свобода, если она хочет стать устойчивой, должна быть подкреплена и поддержана добродетелью (XXI строфа), должна воплотиться в жизнь, войти в нравы. В противном случае народ напрасно разбивает свои цепи — «пороки» нации вскоре снова приведут ее к «оковам». Если народ совсем не добродетелен, он, значит, еще совсем не свободен (XXI строфа).

«пороков»? Поэт видит ее в отсутствии твердых нравственных принципов, во всеобщей развращенности, — этом наследии дореволюционного прошлого, старого режима. Он призывает завоевателей свободы спасти последнюю от «злодеяний ужасной распущенности». «Победителям ли королей подражать тиранам?» — восклицает Лебрен (XXIII строфа). Поэт видит причину пороков также во влиянии все более усиливающейся буржуазной культуры, в преклонении перед золотом, перед обманчивым богатством (XXVII строфа). В богатстве нуждается, по его словам, только раб монархии, лишенный добродетели и свободы. Гордый республиканец защищает, холит бедность (XXIX строфа). «Любите благородную бедность, — убеждает Лебрен своих соотечественников, — ваше сокровище — в свободе, в железе. Короли опираются в своей мстительности на богатство. Покажите им, что железо всегда побеждало золото» (XXX строфа)31. Поэт не случайно вспоминает в этой связи о Церере, о Бахусе, даров которых вполне достаточно для человека. Он имеет в виду плоды природы и человеческого труда, отвергает богатство, собранное чужими руками (XXVIII—XXIX строфы).

А в «Третьей республиканской оде» Лебрена возникают всякого рода пророчества, предвещающие грядущие времена, когда Фемида, т. е. правосудие, «скроет» свой меч (XXV строфа), когда золото не будет более развращать, а на земле не станет ни рабов, ни королей (XXVI строфа). Поэт обращается к грядущим поколениям, к юным головам, покрытым пальмовыми ветвями, которые украсятся еще миртами любви. «Победа и Мир обнимутся навсегда», — обещает он (XXX строфа).

«Дифирамбе Федерации» (1791) поэт возвещает время, когда «вся вселенная станет свободной» (III строфа), в «Гимне на праздник Революции» (1790) он мечтает о временах, когда «тирания будет изгнана из вселенной» (XIII строфа). Следует только отметить, что пророчества М. -Ж. Шенье более ограничены, нежели пророчества Лебрена, и сводятся к завоеванию всемирной политической свободы, не касаясь развращающего влияния золота, т. е. буржуазного богатства. Пророчества М. -Ж. Шенье связаны с первым периодом революции, когда она еще была только буржуазной, в то время как оды Лебрена вырастают из требований якобинской диктатуры, из нужд революции, которая становится буржуазно-демократической.