Приглашаем посетить сайт

Обломиевский. Литература французской революции.
5. Революционные оды и гимны, параграф 9.

9

Анализируя гимны, устанавливая то новое, что отличает их от жанров дореволюционной лирики, считая существенным для них приближение к реалистическому искусству, попытки исторической интерпретации реальных явлений, не следует, однако, игнорировать то, что в гимнах сохраняются в довольно большом количестве пережитки идеалистической эстетики, сохраняется свойственный ей культ человеческого — а временами и сверхчеловеческого — сознания, приоритет идеи над материей, бытием.

О пережитках этих свидетельствует наличие в революционных одах всякого рода абстрактных категорий. Наряду с рассказом о деятельности людей, поднявшихся на защиту завоеваний революции, наряду с пламенными призывами поэта к революционно-патриотическим подвигам, в революционных одах действуют абстрактные понятия Разума, Свободы, Равенства, Братства и т. п. Обобщения, абстрактные понятия и категории, присутствующие в мире революционных од, имеют, правда, своей целью возвеличение, героизацию той борьбы со старым режимом, с феодальными монархиями центральной и восточной Европы, которая изображена в гимнах. Благодаря вовлечению абстрактных категорий в мир гимнов победа французской буржуазии над феодальным строем, над абсолютной монархией, над средневековьем приобретает эпохальный характер, выглядит как всемирный переворот. Она недаром изображается в «Гимне в честь Свободы» Руже де Лиля как победа Равенства над тиранией, в «Гимне в честь Равенства» М. -Ж. Шенье как победа Равенства над Рабством, в «Гимне в честь Разума» Руже де Лиля как торжество Разума над позорными иллюзиями прошлого.

Обобщения и абстрактные понятия раскрываются, с другой стороны, в революционных одах и гимнах как явления сверхчеловеческие, существующие независимо от человеческого сознания и вместе с тем определяющие волю и действия людей. Они изображаются в качестве автономных субъектов действия, персонифицируются, олицетворяются, дают начало движению, порождают его. Они являются носителями определенных замыслов сверхчеловеческого сознания, реальные же люди — лишь исполнителями последних. В обобщениях полагается поэтами источник исторической активности. От них, а не от реальных людей, исходят, согласно представлениям авторов од и гимнов, изменения, совершающиеся в мире. В этом выражается консервативное и даже реакционное начало, содержащееся в гимнах и одах. Это начало связано с идеологией буржуазии, с ее страхом перед возросшей революционной активностью и самодеятельностью народных масс, которые принимают все большее участие в событиях революции, и с конца 1792 г., а особенно в период якобинской диктатуры, становятся подлинным гегемоном революции, превращающейся именно в это время из буржуазной в буржуазно-демократическую.

и «Марсельеза» Руже де Лиля, созданная в 1792 г. Любопытно, что любовь к родине рисуется поэтом в «Марсельезе» как определенное, конкретное чувство человека, не отделенное от его душевной жизни, вовсе не объективированное и не персонифицированное, не олицетворенное. Поэт предлагает любви к родине, чтобы она поддерживала мстительные руки сограждан и в этом смысле соглашается, чтобы она вела воинов. Что касается свободы, то очень важно, что она у Руже де Лиля не просто вдохновляет воинов, не просто направляет их действия, не просто движет ими. Поэт, наоборот, видит в воинах ее защитников, призывает ее сражаться вместе со своими защитниками, зовет ее, чтобы она «прибегла под наши знамена» (VII строфа). Все это ставит свободу и любовь к родине в зависимое, подчиненное отношение к людям.

«Гимне в честь Свободы» (1791) и в «Гимне в честь Разума» (1794). Их в значительно меньшей степени коснулось влияние народного подъема. «Гимн в честь Свободы» был написан Руже де Лилем в то время, когда революция развивалась еще как буржуазная, когда народные массы не вышли еще в ней на передний план. Недаром «Гимн в честь Свободы» исполнялся в Страсбурге по случаю утверждения буржуазной конституции 1791 года. «Гимн в честь Разума» относится к периоду возросшей активности масс, проявлявших в то время, судя по Парижской коммуне и по революционно-демократической диктатуре якобинцев, стремление к независимости от политики буржуазии. «Гимн в честь Разума» недаром был написан Руже де Лилем в тюрьме, куда он был заключен в 1793 г. якобинцами, как «подозрительный», а дальнейший путь поэта привел его к сближению с термидорианцами. Если «Марсельеза» (1792) отражала единство третьего сословия, то в «Гимне в честь Свободы» доминирует прежде всего восторг перед низвержением абсолютизма, но совсем не заметно какого-либо восхищения низами третьего сословия, его рядовыми участниками, а в «Гимне в честь Разума» запечатлен не только антифеодальный подъем третьего сословия, но и страх буржуазии перед активностью народа. Повествование о реальных людях превращается у Руже де Лиля, как показывают «Гимн в честь Свободы» и «Гимн в честь Разума», в рассказ об олицетворенных сущностях и абстракциях. Реальные, земные процессы фигурируют здесь как следствие процессов в мире идей, реальные люди, реальные вещи, реальные события объявляются производным понятий. Для того чтобы отделить от людей, от человеческого сознания, противопоставить людям понятия, идеи, мысли, поэт помещает последние в замкнутый мир, отрешенный от мира людей. Разум (по-французски la raison, т. е. существо женского рода) изображается Руже де Лилем в «Гимне в честь Разума» как «благородная дочь природы» и как «сестра нежного равенства» (III строфа). Священная свобода находится в кругу бессмертных («Гимн в честь Свободы», II строфа).

Понятия разума, свободы, истины, лжи не только превращаются при этом в олицетворения, не только отделяются от реального мира в особую сферу идей. Они, кроме того, для большего их усиления подняты над реальным миром, а особая сфера, в которой они существуют, квалифицируется как сфера высшая. Олицетворенные понятия делаются объектами поклонения, именуются богинями, получают престолы, алтари. Относительно священной свободы Руже де Лиль в «Гимне в честь Свободы» сообщает, что ее «престолы» почитают и уважают ее «дети», т. е. реальные люди, французы. Поэт просит ее, чтобы она «соблаговолила улыбнуться содеянному ею» (II строфа). Разум назван Руже де Лилем в его «Гимне в честь Разума» «покровительствующей богиней». Люди находятся под ее опекой, исполнены уважения к ней (III строфа). «Богиней», которая была в дореволюционные времена унижена, объявляется Руже де Лилем и Истина. Престолы последней были захвачены тогда Ложью. Когда в начале Революции приходит богиня Разума, то «чудовище» — так поэт именует ложь — смиряется и уступает ей свое место (VI строфа).

От богини Разума проистекают с точки зрения Руже де Пиля, судя по его «Гимну в честь Разума», и процессы, возникающие в душе человека. Богиня Разума поражает в душе человека порок, она питает добродетель человека, заставляет течь слезы у жалости, дает юности любовь, а старости, чтобы ее утешить, — дружбу (V строфа). Разум и Свобода у Руже де Пиля — источники и движущие силы Революции. Не о борьбе и победе народа над деспотизмом, не о торжестве раба над господином идет речь в «Гимне в честь Разума»; торжествующий разум поражает здесь предрассудок, разум отмщает гордости за страдания, которые она породила (II строфа), варварские обычаи, троны, тиары, являвшиеся бичами порабощенных народов, рассеиваются дыханием Разума (VIII строфа). Поэт просит божество Разума, чтобы оно продолжило и завершило великие перемены, т. е. революцию, ею начатую. Он умоляет его поддержать и увенчать здание, фундамент которого оно положило (IX строфа).

о том, чтобы она «расстроила мрачные интриги» и «кровожадные замыслы тиранов», вознамерившихся восстановить во Франции старый режим. Он молит ее «погасить разрушительные факелы», т. е. прекратить войну (X строфа). Поэт убежден, как свидетельствует о том его «Гимн в честь Свободы», что французский народ не сам по себе поднялся против старого режима и пылает неустрашимым рвением, сражаясь против его защитников, устремляясь к лучшей судьбе, а только под эгидой Свободы. Его нельзя задержать, нельзя воздвигнуть на его пути какие-либо препятствия, так как им руководят жрецы или прорицатели Свободы (III строфа).

—1794 гг., т. е. также в период возросшей активности народных масс, в период перерастания буржуазной революции в буржуазно-демократическую. В «Гимне в честь Разума» закон, т. е. правопорядок, рожденный революцией, создается для людей Разумом (II строфа). В «Гимне в честь Свободы» М. -Ж. Шенье призывает Свободу стать богиней французов и занять место в храме, ей посвященном (II строфа). «Человек всегда становится победителем, сражаясь под твоими законами», — говорит поэт, обращаясь к Свободе («Гимн в честь Свободы», строфа IV). В «Гимне в честь Равенства» М. -Ж. Шенье перечисляет перемены, которые принесла во Францию революция: свержение нечестивых оков, завоевание прав народов, создание законов, свержение с престола привилегий (IV строфа). И вот все это объявляется делом рук Равенства, которое к тому же уничтожает «обманный блеск лучей тирании» (IX строфа), делает более плодородной землю Республики и более ясными ее небеса (X строфа). Равенство для поэта «единственный кумир свободного народа» (V строфа).

—1794 гг. и другие поэты — Тевено, Т. Руссо, Дюзозуа и др. Дюзозуа в оде «Дар Свободе» характеризует Свободу как богиню французов, призывает ее увенчать их благородный труд (I строфа); по его словам, небо вооружило французов для защиты Свободы (V строфа). В свою очередь Т. Руссо в «Облике королей» требует, чтобы был воздвигнут престол святому Равенству и приветствует Равенство как «богиню-покровительницу» (XVI строфа). В «Клятве в зале Же де пом» Т. Руссо признается, что свобода сделала депутатов Генеральных штатов мстителями, что она «воспламенила» их сердца и «пронизала» их «небесным огнем» (IV— V строфы). Тевено в своей «Революционной оде» расценивает революцию как пришествие Разума, который «осветил ложь и легковерие лучами света» (III строфа) «Божеством» квалифицируется в той же оде и Свобода (строфа VIII).

Размышляя над принципом двупланности, который определяет способ изображения мира в революционных одах и гимнах, нельзя рассматривать олицетворенные сущности и персонифицированные понятия как своеобразное возвращение к доклассицистской концепции мира, к средневековому, религиозному пониманию существующего. Это совсем не отказ от представления о человеке как «мере всех вещей», как первоисточнике действительности. Это, напротив, явные следы классицистического мировоззрения, которое культивировало величие человека, силу человеческого разума, приоритет человеческого сознания, внутреннего мира человека. Другое дело, что эти следы присутствуют в революционных одах и гимнах в полном отрыве от сословного мышления, от установок на неравенство, характерных для эпохи абсолютизма, что они связываются с революционными временами. Если в лирике Руже де Пиля, Э. Лебрена, М. -Ж. Шенье понятия и возносятся над человеком, то это принципы и понятия особого рода, сложившиеся в сознании особой категории людей, принципы, родившиеся в революционном сознании. Очень симптоматично, что в революционных одах и гимнах олицетворяются не какие-либо другие понятия, а именно понятия свободы, равенства, разума, братства, направленные против старого режима, враждебные феодальному порядку, оспаривающие исключительные права короля и привилегированных сословий.