Приглашаем посетить сайт

Обломиевский. Литература французской революции.
6. Революционно-массовые песни, параграф 2.

2

Во многом продолжая установки гимнов и революционных од, во многом совпадая с ними, песня обнаруживает и немало особенностей, свидетельствующих о своеобразии ее предмета и творческого метода, об её отличии от произведений Дезорга, Лебрена, Руже де Пиля, Мари-Жозефа Шенье.

Любопытно в этой связи, что поэты, создававшие песни и одновременно с ними оды и гимны, стояли несколько особняком среди других создателей гимнов и од. Такую позицию занимал, например, Валькур, в гимнах которого значительного слабее, нежели, скажем, у М. -Ж. Шенье, были развиты консервативные, религиозные мотивы. Недаром в «Строфах Верховному существу» Валькура мотив воодушевления человека божеством был совершенно не затронут. Бог только поддерживает французских воинов в их революционной инициативе, тогда как у М. -Ж. Шенье, у Лебрена, у Дезорга и других, подобных им поэтов, революционная активность у человека оказывается обусловлена богом и его волей.

Отличие революционно-массовой песни от гимна и революционной оды в основном проистекало из разрыва создателей песни с поэтикой классицизма и Просвещения, из их отказа от принципа двухпланового изображения мира. Этот принцип определял творческий метод М.Ж. Шенье, Лебрена, Дезорга, отчасти Руже де Лиля, если иметь в виду его «Гимн в честь Свободы» и «Гимн в честь Разума», и был связан с пережитками классицизма, Просвещения, с реликтами идеалистической эстетики. Революционная ода и гимн подчиняли реальные действия и мысли лирического героя, а также картину внешнего мира, который окружал героя, сфере разума, отвлеченных идей, миру Верховного существа. План земного бытия, земных вещей и земных настроений, увенчивался вторым, верхним планом. Образ лирического героя и образы врагов и единомышленников перекрывались в одах и гимнах сферой абстрактных сущностей, как бы просматривались через мир идей.

И вот в песнях этот второй, верхний план оказался снятым, вычеркнутым из образа. Реальный мир раскрывается в них самостоятельно и независимо от сферы идей и божества. В песнях, по сравнению с революционной одой и гимном, сильно возросло внимание автора к внешнему миру. Если создатели оды и гимна действовали методом идеализации, абстрагируясь от реальной действительности, то песня перемещает центр тяжести на изображение материального окружения человека, уже не устраняет из образа эмпирическую полноту и богатство подробностей, присущие действительности, показывает последнюю как бы снизу, глазами трудящихся и неимущих масс. В революционно-массовой песне встает вещный мир, мир прозы, нужды. Образ в песне отражает эмпирические детали, песня заполняет его своеобразным материальным реквизитом. Так, в «Письме одного башмачника к другому» недаром возникает речь о нищете, об отсутствии денег, одежды, хлеба, в песне «Башмачник, добрый патриот» снова упоминается про муку и хлеб. В песне «Парижские героини», которая трактует о голодном бунте 6 октября 1789 г., парижские женщины отправляются в Версаль требовать у короля хлеба. В «Базарной песне» рассказывается о налоге на соль и вино, о мясных блюдах, о жажде, а в песне «Аллилуйя» говорится о все возрастающих ценах на хлеб и о спрятанных сокровищах, которыми забиты несгораемые шкафы богачей.

«Письме одного башмачника к другому» говорится о том, что большие сеньоры и прелаты надменно попирают ногами тех, кто не разъезжает в каретах. В «Путешествиях Красного колпака» речь идет о головном уборе сторонников революции. В «Башмачнике, добром патриоте» в обстановку действия входят половая щетка и сапожный нож, штык и винтовка, а в куплетах «Франсиада» — простыни, солдатские штаны, склады одежды и зерна. В «Песне о котле» фигурируют лакомые явства и блестящие сосуды, ложки и котлы. В «Генгеренгетте» Бонвиля сообщается о сутанах, капюшонах, в песне «Религиозные одежды» (1792) — о сутанах, нагрудниках, рясах, в песне «Башмачник, добрый патриот» поется об обмундировании национального гвардейца. В «Неверующих» Валькура два мира: мир церкви и мир революции сопоставляются друг с другом через вещи — соборы и крепости, колокола и пушки святая вода и ядра.

Конкретизируя изображаемый мир, не опуская при этом его материальной, вещественной наполненности, создатели революционно-массовой песни отражают в ее образах многообразие, сложность, разнохарактерность действительности. Они не ограничивают себя рассказом об эпохальных событиях, но вводят в песнь сообщения о процессах и происшествиях относительно небольшого диапазона и значения. Они наполняют песни рассказами о событиях гораздо менее крупных масштабов, нежели, скажем, взятие Бастилии 14 июля 1789 г. или штурм Тюильри 10 августа 1792 г. Они останавливают свое внимание и на созыве Генеральных Штатов 4 мая 1789 г., и на голодном бунте 6 октября 1789 г., на переезде Людовика XVI из Версаля в Париж, который был совершен в тот же день по требованию народных масс. Они проявляют интерес к бегству короля за границу летом 1791 г. и к его вынужденному возвращению в столицу.

В силу своей склонности к максимальному насыщению художественного образа фактами песни явились откликом и на самые злободневные происшествия: на опубликование 21 октября 1789 г. так называемого «Военного закона», на уничтожение дворянских титулов, на праздник Федерации, отмечавшийся в июне 1790 г., на упразднение монастырей, на учреждение максимума, на введение республиканского календаря, на учреждение принудительного займа для богачей, которые обязались пожертвовать определенные суммы на нужды революции7 этапов, чем по произведениям Лебрена, Мари-Жозефа Шенье, Руже де Пиля.

Отсюда не следует, что эти поэты начисто игнорировали события, совершавшиеся в годы революции в реальном мире. В «Патриотической оде на события 1792 г.» Лебрена рассказывалось о низвержении монархии во время народного восстания 10 августа. Кое-какие фактические сведения мы могли бы получить и из стихотворений М. -Ж. Шенье. Но ода и гимн в первую очередь касались не определенных событий, а ведущих процессов всей эпохи, которые и интерпретировались поэтами как победа равенства над сословными привилегиями, как торжество республики над монархией. Лебрена и М. -Ж. Шенье интересовало не само по себе взятие Бастилии, а крушение абсолютизма, которое последовало за падением крепости. Их внимание привлекали не фактические события народного восстания 10 августа, а низвержение монархии, которое явилось результатом этого восстания. Вырастая из конкретных жизненных фактов, возникая как прямой отклик, как прямая реакция на то или иное событие революции, например на взятие Бастилии или штурм Тюильри, революционная ода и гимн в конечном счете элиминировали из своих образов эти конкретные жизненные факты. Они переводили изображаемое в сферу обобщений и переключали внимание читателей на мысли о торжестве разума над предрассудками, о победе свободы над деспотизмом.

общее через частное и единичное. Конкретные исторические даты и события, к ним относящиеся, самый состав и содержание этих событий, ход и последовательность эпизодов, из которых события складываются, находят свое отображение именно в песнях. Насыщенность революционно-массовых песен фактами реализуется зачастую в них в виде целой системы намеков и ссылок на всем уже известные события, на всем известные их эпизоды и детали. Так, в песнях на взятие Бастилии играют огромную роль всякого рода упоминания о препятствиях, которые чинила развитию революционного движения во Франции в июне 1789 г. «шайка господ», о штурме Бастилии буржуазной милицией, о сопротивлении, которое пытался оказать этому штурму комендант крепости, захваченный в конце концов в плен восставшими и обезглавленный ими.

«этот великий день», взвились «знамена славы»8«Карманьоле» упоминается обо всех основных эпизодах, составлявших восстание 10 августа 1792 г. Здесь говорится и о действиях швейцарских наемников, охранявших короля, и о поведении войск, поддержавших народ против Людовика XVI, и о том, какую решающую роль сыграли в событиях 10 августа «пушкари», т. е. вооруженный народ, и как отличились в схватке со сторонниками короля «санкюлоты из предместий».

Наряду с системой намеков и ссылок на общеизвестные события, с системой лаконических и раздробленных упоминаний и сведений об этих событиях насыщенность песни фактами осуществляется и через более или менее детальный и последовательный рассказ о только что происшедшем, через более или менее связное повествование о совершившемся. Если уже в гимнах и революционных одах, по сравнению с лирикой Просвещения, значительно повысился удельный вес повествовательного момента, то действительно решающее значение приобрел последний в песнях. События, о которых мы узнавали из од и гимнов, в соответствии с общим принципом изображения, свойственным жанру, подчас располагались в пространственно безбрежных и вневременных границах. Это вытекало из абстрагирующей и идеализующей тенденции, которая доминировала в гимнах и одах.

Новаторством песни явилась максимальная конкретизация в ней времени и пространства. Событие, о котором идет речь в песне, не случайно всегда локализуется во времени. Оно имеет определенную дату, относясь или к 4 мая 1789 г., или к 14 июля того же года, или к 20 июня 1791 г., или, наконец, к 10 августа 1792 г. Рассказ о том, когда именно, где именно, в каких именно условиях, с участием каких именно действующих лиц протекало то или иное событие, из каких стадий, этапов оно состояло, в какой последовательности шли один за другим эти этапы, занял в песне главное место. Некоторые песни, впрочем, сочетают эту связность повествования с широтой временного кругозора. Так, в «Песне санкюлотов» Валькура сообщается по сути дела чуть ли не о всем революционном периоде, перед нами проходят и падение Бастилии, и начало интервенции, и измена Дюмурье, и взятие Тюильри, и казнь Людовика XVI, и народное движение против жирондистов, и создание первоначального варианта конституции в Законодательном собрании, и выработка якобинской Конституции в Конвенте. В других песнях связность повествования обращается на единичное событие которое расчленяется поэтом на отдельные эпизоды, придвигаясь вплотную к читателю и раскрываясь крупным планом через подробности и детали. Так в песне «Парижские героини», посвященной событиям 5 и 6 октября 1789 г., рассказывается о том, как в Версаль, резиденцию Людовика XVI, отправилась толпа парижского народа, в которой преобладали женщины, как эта толпа пыталась пробраться к королю, как королевская стража оказала ей сопротивление, как произошло вооруженное столкновение толпы с телохранителями короля и с фландрским полком, поспешившим им на помощь, как были убиты представители народа, как, наконец, было нанесено поражение войскам и они были вынуждены отступить перед натиском народной толпы.