Приглашаем посетить сайт

Обломиевский. Литература французской революции.
7. Лирика Сильвена Марешаля, параграф 1.

7. ЛИРИКА СИЛЬВЕНА МАРЕШАЛЯ *

1

Крупнейшим поэтом первой французской революции был Сильвен Марешаль (1750—1803). Его лирика, правда, возникла задолго до событий 1789—1794 гг., еще в 70-х годах XVIII в. Но в своих оппозиционных тяготениях, предвещавших революцию, уже на ранних своих этапах, хотя, может быть, и не с самого начала, она носила следы воздействий поэзии Просвещения. В 90-х годах лирика Марешаля обогатилась завоеваниями революционных гимнов и од, стала более близкой к творчеству Руже де Пиля, Э. Лебрена, М. -Ж. Шенье, нежели к наследию Вольтера и Гельвеция. Она вместе с тем оказалась тогда же на совершенно иных, более прогрессивных позициях, по сравнению с поэзией революционных гимнов, устранив более основательно, чем последняя, идеалистические реликты старой оды и проникнувшись более глубоко демократической тенденцией. Лирика Марешаля в этом смысле была близка плебейской комедии «реального факта» и массовой революционной песне.

Чтобы разобраться в таком сложном явлении как лирика С. Марешаля, необходимо начать с анализа его ранних стихотворений, написанных им до революции.

Марешаль родился в семье торговца и получил юридическое образование. Адвокатом или нотариусом он, однако, не стал, но работал в течение многих лет библиотекарем мазариниевской библиотеки. И с двадцати лет начал выступать в печати как поэт, драматург, философ, автор моралистических, антирелигиозных и исторических сочинений.

«Библиотека любовников», а впоследствии в значительной своей части перепечатанные в «Анакреонтических песнях и стихах», которые вышли в свет без даты на титульном листе (М. Домманже в своей книге о Сильвене Марешале относит эти песни и стихи к 1788 г.)1«Библиотека любовников», Марешаль воспевает земное бытие, земную красоту, любовную страсть. Поэт удовлетворен своим существованием, поскольку в нем царствует мир, поскольку в его хижину, крытую соломой, не доносится никакой шум извне. Он восторгается своей хижиной как убежищем. Она расположена на берегу спокойного ручья, вдали от города, где «золото вербует сердца», так что на последние «нельзя положиться». Марешаль воспрещает своему привратнику пропускать к нему слепую Фортуну и Мудрость, так как не верит в тщеславие и именует занятия философией, попытку постигнуть смысл существующего, — «ученой скукой». Он опасается, что Фортуна и Мудрость принесут с собой «заботы», прогонят Счастье, Мир и Смех.

Поэзия Марешаля носит в начале 70-х годов идиллический характер, она игнорирует жизненные противоречия, зло, уродство или вернее допускает возможность их существования, только относя его за пределы ближайшего окружения. Марешаль не избегает, правда, и в своих ранних стихах минорного тона, отдает дань мотивам печали и грусти. Поэт говорит о себе как о несчастном, называет себя неудовлетворенным судьбой. Он жалуется на свое одиночество, рассказывает о своем ложе, окропленном слезами, о своей чахнущей юности, о том, что его сердцу чего-то не хватает. И, однако, все эти горести вызваны только неладами в области любви и отношений с возлюбленной. Мир в целом представляется Марешалю лишенным крупных изъянов; несчастья, постигающие поэта, — только случайность, не имеющая корней в действительности, выделяющаяся как своеобразное исключение на фоне всеобщей гармонии. Уже судя по интерпретации любви у раннего Марешаля, ему совершенно чуждо то понимание любви и неудач, с ней связанных, которое было свойственно Андре Шенье, писавшему свои стихи в 80-х годах. А. Шенье связывал эти неудачи с несовершенством тогдашнего общественного строя и являлся в своей поэзии наиболее ярким представителем позднего Просвещения.

пренебрегает активной, новаторской мыслью, культом свободной мысли, который присущ всем поэтам классицизма и Просвещения от Буало до Вольтера, Гельвеция, А. Шенье. Он склоняется, так же как Парни, не столько к сфере идей, сколько к жизни чувств и ощущений, к миру материальных явлений. Отсюда вытекает своеобразный эмпиризм раннего Марешаля. Он ведь не выходит за рамки созерцания, не прорывается к глубинному плану действительности, к ее смыслу.

* В дополнение к этой главе: Ю. Попов. Публицисты Великой Французской революции, С. Киясов. Сильвен Марешаль, К. Добролюбский. Термидор, Г. Черткова. От Бабефа к Буонаротти: движение во имя равенства или заговор равных?, А. Матьез. Термидорианская реакция (часть 1, 2), М. Домманже. Бабеф и заговор Равных, П. Щеголев. Заговор Бабефа, П. Щеголев. После Термидора, И. Эренбург. Заговор Равных, Г. Кунов. Политические кофейни: парижские силуэты времен Великой французской революции, А. Иоаннисян. Коммунистические идеи в годы Великой французской революции, Д. Туган-Барановский. Наполеон и Республиканцы, Х. Момджян. О философских и политических взглядах С. Марешаля, Литература Революции (обзорная словарная статья в энциклопедии), СТРАШНЫЙ СУД НАД КОРОЛЯМИ (пьеса, 1793 г.), Статьи в «Парижских революциях», Ф. Буонарроти. Заговор во имя равенства документы, С. Великовский. Поэты французских революций 1789-1848 гг., А. Олар. Христианство и Великая французская революция, Культ Разума и культ Верховного существа во время Великой французской революции.