Приглашаем посетить сайт

Обломиевский. Литература французской революции.
7. Лирика Сильвена Марешаля, параграф 10.

10

Серьезные изменения, постигающие в годы революции творческий метод Марешаля, вызваны тем, что поэт проникается не только совершенно новым представлением о поведении мудреца в отношении народа, но еще в большей степени усваивает новое представление о самом народе. Это выражается в том, что стихи Марешаля обращены теперь к более обширной аудитории, выходящей за пределы образованных сословий. Поэт не довольствуется тем, что размышляет о народе наедине с самим собой, не ограничивается тем, что беседует о простых людях, как об отсутствующих в данный момент, с другими лицами, с друзьями или спорит о них с идейными противниками.

Он избирает народ в качестве своего собеседника. 115-й фрагмент обращен поэтом к людям, которых «держат в состоянии детства». «Зачем, — спрашивает здесь поэт, — похищают истину у остальных смертных? Что она станет опасным орудием в их руках? Народы, вам известно это? Вас убаюкивают баснями, вас держат в состоянии детства; вас считают неспособными любить Разум и Истину, ваше счастье полагают в заблуждении»14. 124-й фрагмент направляется поэтом к парижскому плебсу, взявшему штурмом Бастилию; 97-й оказывается адресованным земледельцам-арендаторам, людям, занятым тяжелой физической работой.

Совершенно не случайно, что именно в это время, в 90-х годах, в поэзии Марешаля возникает мотив труда, который поднимался в просветительской лирике только у Гельвеция, воспевавшего в «Послании о ремеслах» мир ремесел и противопоставлявшего его злу и грабежу феодализма. Но и Гельвеции все-таки предпочитал рассматривать технику как силу, в первую очередь, созданную человеческим разумом, предпочитал говорить о разуме отвлеченно, хотя уже учитывал воздействие разума на природу при помощи техники, допуская переделку природы носителем разума, и не возлагал все надежды на абстрактную оценку разумом внешнего мира. Он, во всяком случае, не связывал еще тему ремесел, тему покорения природы человеком, тему борьбы человека с природой с образом трудящихся людей, с образом бедняков. Иное дело Марешаль. Человек, по мнению поэта, высказанному им в 71-м фрагменте, обязан обильной жатвой на полях и в виноградниках прежде всего своему труду. Труд объявляется здесь богом земледельца, если последний хочет стать богатым. Не молитвы, не святая вода, а труд помогает человеку в его борьбе с градом, ветрами, тысячами других бедствий — в борьбе человека с природой. Только при помощи труда человек может «приобрести обилие» в своем жилище и предохранить от града и ветра молодые деревца. Чтобы пожелтела трава и почва стала плодородной, нужна пара могучих быков и усилия человека. Те же усилия нужны и для того, чтобы покраснели виноградники.

жизни простой народ. Просветители выдвигали на авансцену поэзии тему разума, оценивающего, оправдывающего или осуждающего мир. Они рассуждали о третьем сословии в целом, если и не сводили свои мысли к апологии буржуазии. Главное для них было в разрыве с традиционалистским мышлением, с привилегированным сословием как своеобразным идеалом. Значение бедняков в глазах Марешаля не ограничивается тем, что они «мирны», «доверчивы», «добродушны», что у них «невинные сердца», что удовольствия, в которых они стараются забыть о своих горестях, «чисты» (97-й фрагмент). Еще более существенно для бедняков, для трудящихся, что на них держится все общественное здание, что благодаря их труду существуют и господствующие сословия. Бедняки, «мирные арендаторы», «легковерные наемники» являются, судя по 97-му фрагменту, «благодушными кормильцами» своих «праздных пастырей»15. Из 116-го фрагмента мы узнаем, что столь же холодные, столь же равнодушные к людям как и их «святые мощи», священники питаются от «плодов пота» своих крестьян Они «поглощают на глазах у голодающих десятину», которую последние вынуждены им выплачивать16.

— создатель культуры. Он «построил великолепные здания», чтобы «поселить в них тиранов» (120-й фрагмент). О народе говорится здесь как о хозяине, который предоставил временное жилище своим гостям. Будучи всеобщим кормильцем, творцом национальной культуры, народ не отличается от мудреца или мыслителя по самой своей природе. Он способен стать полностью подобным мудрецу в своих этических принципах, в своих представлениях о добре и зле, о добродетели и совести. Из 100-го фрагмента мы узнаем про простого пастуха, которого» все считают невежественным. Но пастух этот на самом деле знает достаточно для того, чтобы быть справедливым и добрым, и знает об этом «больше, чем Ньютон».

Еще в конце 70-х годов Марешаль, как об этом свидетельствует 41-й фрагмент, говоря о народе, указывал, что он в глубине своего сердца чувствует добродетель. Теперь в 90-х годах поэт развивает этот тезис, приравнивая пастуха к Ньютону. Мысль эта приобретает теперь в устах поэта свою подлинную весомость и значимость. Он недаром объявляет в 104-м фрагменте дикаря существом «верным нежной дружбе», существом, которому известны «правила гостеприимства». Марешаль подчеркивает, таким образом, в народе уже не его беспомощность, подчиненность, слабость, а напротив, его силу. В 124-м фрагменте поэт рисует народ победителем, стоящим на обломках испепеленной Бастилии17. Над народом в течение двадцати веков тяготело бронзовое иго, но он поднялся, его деспоты обратились в бегство, он вернул себе свои права, отобрав их у врагов, и сам изумлен своему деянию. Поэт призывает народ осознать свою мощь, понять, что он всемогущ, взять все в свои руки18