Приглашаем посетить сайт

Обломиевский. Литература французской революции.
7. Лирика Сильвена Марешаля, параграф 2.

2

Второй этап развития лирики Сильвена Марешаля образуют его стихотворения конца 70-х годов, опубликованные в 1781 г. под названием «Ad majorem gloriam Virtutis»2. Фрагменты моральной поэмы о боге» Марешаль выступает в этих фрагментах уже не подражателем Парни. Он следует здесь другой литературной традиции: переходит от скрытого несогласия с существующим на сторону просветителей, к более прямой оппозиции против абсолютизма. Это обусловливает радикальное изменение творческого метода и жанра, в котором он писал до сих пор, судя по «Библиотеке любовников» и «Анакреонтическим песням». Именно отсюда позиция отрицания и критического разоблачения существующей действительности. Именно отсюда принцип размышления надо всем, что совершается в мире, принцип, выражающийся в вопросах, сомнениях, которые возникают в сознании поэта и составляют исходную основу его стихотворений Возникающие вопросы, поиски ответов на них, самая потребность в размышлении свидетельствуют о недовольстве поэта наличным миром, о несогласии поэта с ним. Он не принимает его как нечто данное, само собой разумеющееся, не подлежащее обсуждению.

Вместе с тем из отсутствия массовой оппозиции во Франции 70-х годов проистекают дополнительные моменты, характеризующие жанр размышления у Марешаля. Жанр размышления, складывавшийся в своих первоначальных очертаниях еще у Буало (он назывался у него сатирой) и позже разработанный Вольтером и Гельвецием (у них он назывался стихотворной речью или посланием), представляет собой у Марешаля раздумье поэта о мире, но поэт рисуется у него, так же как у Буало и Вольтера, одиноким, находящимся в изоляции, в отдалении от других людей. Его идеи и соображения не находят нигде и ни в ком поддержки. Он мыслит, а не видит существующее, ощущает его отдаленность и изображает его в самых общих контурах. Он отвлекается от конкретного, от эмпирических деталей, от непосредственного окружения.

Фрагменты Марешаля, правда, характеризовались наличием в них многочисленных обращений: к богословам, священникам, к королям, властителям, к женщинам, друзьям, народу. Эти обращения свидетельствовали о том, что поэт стремился выйти из одиночества, из изоляции, пытался установить широкие связи с внешним миром. Как и Андре Шенье, он отражал в своем творчестве конца 70-х годов приближение и нарастание революционной ситуации в стране. Обращения не составляли, однако, в поэзии Марешаля конца 70-х годов преобладающей линии. Из 54-х фрагментов его сборника 1781 г. только 24 содержали вообще обращение, в то время как другие 30 представляли собой медитации в чистом виде. К тому же обращения у Марешаля конца 70-х годов чрезвычайно редко содержали прямые требования, адресованные к другим людям, или призывы, вынуждающие последних к новому поведению, к существенным изменениям. Собственно только два из них, 33 и 37 фрагменты — исключения из общего правила. Первый содержал обращение к королям, предлагавшее им вести себя как подобает просвещенным монархам. Во втором имелось обращение к смертным, призывавшее их собраться, вооружиться, сжечь храмы. В большинстве своем фрагменты сборника 1781 г. лишь констатировали существующее положение вещей, лишь противопоставляли это реальное положение выдумкам, иллюзиям, ошибочным представлениям.

И все это, впрочем, не мешало серьезному отличию лирики Марешаля второго периода, проникнутой духом Просвещения, направленной на отрицание существующего, от стихотворений более ранних, в которых вместе с отсутствием просветительских традиций вообще отсутствовала категория отрицания. Стихотворные фрагменты, созданные Марешалем в конце 70-х годов, если сравнивать их с «Библиотекой любовников», носят исключительно мрачный, минорный характер. Поэт говорит в них о «неутешной» земле, о «нелепом» земном шаре (21-й фрагмент). Земля представляется поэту «полями нищеты» (20-й фрагмент). Ничего благополучного, утешительного, никакой идиллии не обнаруживает поэт в действительности. На земле, как свидетельствует об этом 50-й фрагмент, свирепствуют жестокие войны, над ней царствует смерть, предрассудки, голод. Она захлебывается кровью животных (16-й фрагмент). Она напоена кровью несчастных людей. На каждом шагу человека подстерегают жгучее беспокойство и мрачное горе (50-й фрагмент). Пребывание его на земле переполнено опасностями (1-й фрагмент).

Очень важно при этом, что колорит мрака не присущ у Марешаля жизни как таковой. Мир представляется поэту ужасным не сам по себе, а лишь потому, что в нем присутствует социальное неравенство, что в нем сильные угнетают слабых. Марешаль недаром подчеркивает, что прекрасная вселенная превращена в тюрьму (1-й фрагмент). С грустью и возмущением рассказывает поэт в 50-м фрагменте о засилии жестоких победителей, толкающих «невежественный народ» на войны. В 1-м фрагменте он говорит о «наглых взорах преступных богачей». В 16-м фрагменте сообщает, что ему слышится «смех счастливого преступления». Если Марешаль указывает в ряде стихотворений на торжество сильных, победителей, на победу преступления, то, с другой стороны, он демонстрирует в тех же фрагментах «униженных праведников» (1-й фрагмент) или угнетенных людей, живущих в одиноких хижинах (9-й фрагмент). Всюду поэт открывает страждущих (1-й фрагмент). Всюду на глаза ему попадаются люди, которые плачут и никем не утешены (20-й фрагмент). «Несовершенным зданием» именует он все, что окружает его (31-й фрагмент).

«потусторонней» сферы, то поэт объявляет потусторонний мир и бога источником неблагополучия и несчастий, царствующих на земле. И здесь Марешаль делает шаг вперед в сравнении с той оппозицией существующим порядкам, которую проводил в своих стихотворных речах «О человеке» Вольтер. Последний ведь, признавая» что земля находится во власти зла, считал вместе с тем вполне возможным существование добра за пределами земного мира, считал возможным и существование бога как носителя добра («Поэма о лиссабонском землетрясении»). Он шел здесь на явный компромисс с религией, заявляя себя деистом, хотя и оставался непримиримым врагом церкви. И вот в отличие от Вольтера Марешаль не соглашается ни на какой компромисс. Он выступает уже в стихотворениях конца 70-х годов с последовательно атеистических позиций. Он утверждает, что религия санкционирует земное неравенство, земные злодеяния и насилия. Бог допускает существование зла на земле. Его главная вина — соучастие в земных преступлениях.

Но поэт не останавливается на этом. Он не довольствуется признанием того, что бог, не борясь со злом, не уничтожая его, тем самым может способствовать могуществу последнего. Марешаль подвергает сомнению самое существование божества. Наличие в мире зла и господствующее положение последнего на земле служат поэту основным аргументом для отрицания бога.

Наличие зла свидетельствует против бытия бога, — заявляет Марешаль. Ибо очень существенно, что бог не в состоянии уничтожить зло или во всяком случае ограничить его и нейтрализовать. Он тем самым не всесилен, не всемогущ, а именно во всемогуществе божества, в том, что он — первопричина всего, богословы усматривают его основной атрибут, его raison d'être, смысл его существования.

дополнительные формы. Количество несправедливостей возрастает именно от религии, которая вызывает религиозные войны, преследования инакомыслящих, костры и пытки инквизиции.