Приглашаем посетить сайт

Обломиевский. Литература французской революции.
8. Памфлеты Жан-Поля Марата, параграф 1.

8. ПАМФЛЕТЫ ЖАН-ПОЛЯ МАРАТА

1

Рядом с драматургией, поэзией и художественной прозой в годы революции развивается и публицистическая проза. Она находит наиболее отчетливое выражение в памфлетах одного из крупнейших деятелей эпохи — Жан-Поля Марата.

Марат, родившийся в 1743 г. и бывший до революции ученым-физиком и врачом, занимал в революционные годы крайне левую позицию, выступая противником не только прямых реакционеров, сторонников старого режима, но и деятелей «правой» партии, фельянов, защищавших буржуазную монархию, и деятелей «центра», жирондистов, выдвигавших буржуазную республику. Он ратовал не за интересы обуржуазившегося дворянства и крупной буржуазии, а за потребности народных масс, трудящихся. Значительную часть революционных лет (более чем 2 года) Марату пришлось скрываться в подполье и провести в эмиграции, так как политические противники яростно преследовали его, угрожая ему арестом и расправой. На легальной, государственной работе в качестве депутата Конвента ему удалось быть всего один год (1792—1793). Остальное время, если только он не находился в эмиграции, его деятельность сводилась к тому, что он издавал газету «ами дю пепль» (1790—1792), «Журналь де ля Репюблик Франсез» (1792— 1793), газету «Пюблисист де ля Репюблик Франсез» (1793) и печатал в них свои памфлеты (некоторые из них публиковались, кроме того, и в виде отдельных брошюр). В памфлетах и нашло свое главное воплощение дело его жизни.

Паскаля, Лабрюйера, Вольтера, Руссо и др., в «Опытах», «Максимах», «Письмах к провинциалу», «Характерах», в «Рассуждениях», «Трактатах», «Диатрибе доктора Акакия» и др.

Публицистическая проза уже тогда отличалась отсутствием художественного вымысла и вымышленного героя, уже тогда опиралась на наблюдение над жизнью и вместе с тем приближалась к лирике по выдающейся роли в ней автора, творческого субъекта. Сила и значение французской публицистики XVII—XVIII столетий, точно так же как сила и значение французской драматургии XVII—XVIII вв. (Корнель, Расин, Мольер, Вольтер, Дидро, Бомарше и др.) и французской поэзии того же времени (Малерб, Буало, Вольтер, Гельвеции, Андре Шенье) заключались в том, что они продолжали и развивали традиции Ренессанса, направленные против средневекового мышления, подчинявшего все существующее потустороннему, религиозному началу. Именно отсюда у Монтеня, у Ларошфуко такую исключительную роль играло человеческое сознание, перед судом которого представал у них весь реальный мир. Сознание осуждало или оправдывало действительность, осмысляло или объясняло ее. Оно характеризовалось своей автономностью, независимостью от чего бы то ни было лежащего вне его. Оно не допускало ничего доминирующего над ним. Индивидуальное человеческое сознание было исходным и для Монтеня, и для Ларошфуко, и для Вольтера, и для Ж. -Ж. Руссо, так же как исходным пунктом для средневековой литературы в целом являлся бог, а мир и человек — лишь его производными.