Приглашаем посетить сайт

Обломиевский. Литература французской революции.
8. Памфлеты Жан-Поля Марата, параграф 8.

8

Беспокойство за дело революции, сомнения в народе, поскольку он может оказаться не на должной высоте в борьбе за ее продолжение, опасения по поводу возможных махинаций со стороны врага определяют воззрения Марата в отношении ближайшего будущего. Надо иметь в виду, что оно представлялось авторам од и гимнов, создателям комедии «реального факта», «пьесы большого зрелища» и даже авторам революционно-массовых песен вообще гармоничным и лишенным противоречий, поскольку враг к тому времени должен быть побежден. Марат более трезво настроен в отношении ближайшего будущего; нежели гимнописцы, авторы песен и комедиографы. Он по существу уже в 1792 г. предвидит возможность термидорианского переворота, угрозы которого они не допускали и в 1793, и в 1794 гг. Это получается у него так потому, что он не верит в абсолютное единство «третьего сословия», из которого исходят они. Он полагает, что «верхи» этого сословия всегда склонны идти на компромисс со старым порядком и что они в то же время хитрее и могущественнее «низов».

Марат, как уже ранее говорилось, не усматривает единственную причину неудач революции в невежестве народа. Он утверждает столь же существенной ее причиной контрреволюционные настроения верхушки третьего сословия. В памфлете «План революции, неудавшейся народу» он обращает внимание на особую роль верхушки третьего сословия в революции. «Образованные, зажиточные классы» в начале революции, по мысли памфлетиста, были также против абсолютизма и дворянства, как и остальная часть нации. Но затем, когда они «добились доверия народа» и «использовали его силы, чтобы стать на место привилегированных сословий», они резко «повернули против народа». А Марат считает, что «полного уничтожения деспотизма» не может произойти, если «низшие» классы общества, «борются одни с высшими классами»» т. е. с дворянством. Он специально отмечает в «Последнем прощании Друга народа с отечеством» (1791) как основную причину неудачи углубления революции — «настроение различных классов общества, противоположные интересы различных положений», а также «естественный союз врагов свободы», т. е. опять-таки различия внутри антифеодального фронта, расщепленность его на социальные группы с противоположными интересами, тяготение его верхушки к образованию «союза врагов свободы». Только поэтому, учитывая непрочность антифеодального фронта, Марат и самую революцию расценивает лишь как «временный кризис».

Взгляд Марата на ближайшее будущее, взгляд трезвый, хотя и не лишенный сумрачного оттенка, не делает, впрочем концепцию Марата пессимистической. Для позиции Марата очень важно, что он не останавливается на простой констатации факта непросвещенности народа. Памфлетист уверен, что необразованность народа временна, преходяща, что она распространяется лишь на сегодняшний день, что народ со временем перестанет быть невежественным, овладеет знаниями общества и политической жизни, утратит тем самым свою излишнюю доверчивость. Марат стремится через пламенное слово, обращенное к согражданам, преодолеть их политическую незрелость, поднять их политический уровень. Он убежден, что народ «надлежит просветить» и считает, что если французы «обязаны революцией... просветительной деятельности философов», то они будут обязаны ее «торжеством» «ничему другому, как просветительной деятельности патриотических писателей».

Памфлетисту совершенно ясно, что радикальные перемены в общественной жизни начнутся только тогда, когда будет уничтожена непросвещенность народа. «В ходе политической машины не произойдет никаких изменений до тех пор, пока народ не станет достаточно проницателен, чтобы расстраивать замыслы обманывающих его плутов». Свобода и тем самым успех революции, читаем мы в памфлете «Революцию необходимо продолжить» (1791), будут полностью обеспечены только в том случае, если «сформируется общественное мнение». А это сможет произойти, если народ будет «знать свои права и обязанности», если он усвоит «представление о людях и страстях», которые «движут» последними, если он проникнет в замыслы людей и ему станут ясны ловушки, которые расставляют его враги. Народ, если он будет знать свои права, захочет воспользоваться ими. Памфлетист прекрасно понимает решающую роль народа в обществе, в стране. Обращаясь от имени бедняков к «отцам отечества», т. е. к депутатам Национального собрания, иными словами к богачам, он недаром пишет: «Для того чтобы поставить вас на место, нам достаточно оставаться со скрещенными руками; вынужденные тогда сами обслуживать себя и обрабатывать свои поля, вы станете равны нам. Но менее нас многочисленные, сможете ли вы с уверенностью собрать плоды своего труда?». У Марата не возникает сомнений, что неимущие, составляющие 19/20 нации, как только осознают свои права и почувствуют силы, тотчас же станут «хозяевами государства».

«Несправедливых декретах о налогах», что «прогресс просвещения» с необходимостью может привести в один прекрасный день к «разделу земель», причем этот день представляется памфлетисту «менее далеким от нас, чем это предполагают». Он считает к тому же, что подавляющее большинство поймет в конце концов необходимость раздела. Для этого «достаточно даже признака сознания».

различных памфлетах говорит о том, что народу необходимо просвещение, именно потому, что народ не образован, не может как следует узнать своих врагов. И вместе с тем тот же Марат утверждает в «Плане революции, не удавшейся народу», что политическая неопытность и бесхитростность народной массы вечна, что она не подвержена изменениям во времени, что народная масса никогда не станет способна разгадывать хитрости и подкопы. «Политические споры всегда были и будут выше ее понимания, она никогда не будет в состоянии подвергнуть анализу декрет, обнаружить скрытое в нем коварство». И дальше: «Хитрости ловкого, глубокого макиавеллизма от нее ускользают, и это будет всегда так. Ей не хватает и всегда будет не хватать прозорливости, чтобы обнаружить ловушки, расставленные врагами».

Как разрешить это противоречие? Видимо, все дело в том, что Марат, утверждающий недоступность народу политического макиавеллизма, имеет при этом в виду существующий общественный строй, в котором масса остатков и пережитков прошлого. А говоря о неизбежном исчезновении невежества народа, Марат имеет в виду не только рост его просвещенности, но и сам будущий общественный строй, основанный на справедливости, освобожденный от всех пороков и недостатков прошлого, который возникает тогда, когда народ политически просветится, будет обладать знанием своих прав и знать интересы своих врагов. Что касается умения распознавать хитрости, разгадывать ловушки, то оно не понадобится в общественном строе будущего, так как реликты и остатки старого режима, политическое интриганство, хитрость и ловушки сами не вечны.

Как бы то ни было, но задачу своих памфлетов Марат совершенно не случайно видит в том, чтобы «держать постоянно в возбуждении народ», чтобы «будоражить всем головы». Перестать приводить народ в возбуждение можно будет лишь в том случае, если правительство будет «основано на законах действительно справедливых». Из этих замечаний следует, какое значение придает Марат народу и его сознательности, каким решающим обстоятельством является в его глазах сознательность народа.

Памфлеты Марата создают определенное душевное настроение, состояние чувств у читателя. Своими страстными обличениями и грозными предупреждениями об опасности они держат читателя в постоянном напряжении, создают у него постоянное чувство тревоги. Тем не менее они проникнуты глубоким оптимизмом, всегда отвергают всякое состояние безнадежности, всегда намечают выход из создавшегося положения, всегда зовут вперед к преодолению кризиса. Памфлеты Марата отличаются, таким образом, не только своей реалистической трезвостью, не только четким представлением о реальном положении вещей, но и глубокой верой в возможности народа. Опасаясь недооценить силу врага и сколько-нибудь преуменьшить его возможности, Марат одновременно с этим не считает силу врага беспредельной и необоримой. Оттого-то он и уделяет так много места поискам выхода и всякого рода рекомендациям, которые он предлагает нуждающемуся в них народу. В своих памфлетах Марат не только ставит точный диагноз болезни, но и дает советы, как ее устранить.