Приглашаем посетить сайт

Обломиевский. Литература французской революции.
Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги обзору литературного движения первой Французской революции 1789—1794 годов, следует отметить прежде всего, что оно продолжалось всего пять лет, что оно было смято и лишено продолжения в годы термидорианского режима и Директории (1794—1799), что ему был положен конец в годы Консульства и Империи (1799—1814). Начавшаяся в эти пять лет литературная революция, имевшая своей целью радикальную перестройку и преодоление художественной системы классицизма, оказалась до конца не осуществленной. Она возобновилась, была продолжена и по частям реализована лишь в период 20—40-х годов XIX в., когда возникло и победило в литературе романтическое направление, когда сложилось искусство социально-критического реализма.

В первую очередь здесь стоит вспомнить ту радикальную реформу драматургии, которая была произведена в 20-х годах Мериме («Жакерия»), Вите («Баррикады», «Штаты в Блуа», «Смерть Генриха III»), В. Гюго («Кромвель», «Марион Делорм»), а в 30-х годах была продолжена тем же В. Гюго («Король забавляется», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз»), Виньи («Жена маршала д'Анкра») и Мюссе («Лорензаччо») Они преодолели камерную форму классицистической трагедии, создали спектакль, действие которого протекает за пределами дома и комнаты, на улицах и площадях В разрешении жизненной проблемы принимает у них участие сам народ, а не только политические деятели, оторванные или прячущиеся от него. Мериме, Гюго, Вите, Виньи, Мюссе явились в этом отношении продолжателями «пьесы большого зрелища», которая создавалась в годы революции гражданкой Вильнев («Преступления дворянства», «Подлинный друг законов») и Сизо-Дюплесси («Народы и короли»).

Конечно, многое мыслилось и изображалось и Мериме, и Виньи, и Гюго, и Мюссе более глубоко, более тонко и дифференцированно, нежели гражданкой Вильнев и Сизо-Дюплесси. Они создали именно поэтому произведения гораздо более значительные, нежели «Преступления дворянства» и «Народы и короли». Но многое у них прозвучало в то же время гораздо менее смело и остро, чем у гражданки Вильнев и Сизо-Дюплесси, так как они работали не только в атмосфере революционной ситуации 1829—1834 гг., но и в политической обстановке Реставрации и Июльской монархии, т. е. в социальных условиях сложившегося буржуазного общества — во времена гораздо более противоречивые и сложные, нежели время крушения абсолютизма. Только немногим из писателей 20—40-х годов XIX в., например Бальзаку и Стендалю, удалось в понимании и изображении современности полностью подняться над уровнем литературы эпохи революции. И Бальзак, и Стендаль оказались тем не менее также продолжателями того творческого метода, который был намечен в «пьесе большого зрелища» и особенно в памфлетах Марата и в комедии «реального факта».

Творческий метод комедии «реального факта» продолжал традиции «мещанской драмы», развивавшейся с середины XVIII столетия. Комедия «реального факта» продолжала стремление авторов «мещанской драмы» показать жизнь простых, нетитулованных людей, далеких от государственной сферы, где действовали представители привилегированных сословий, дворяне, вельможи и короли. Однако, беря в качестве предмета изображение частной жизни простых людей, комедия «реального факта» давала ее на огромном общественно-политическом фоне, как часть жизни всей страны, охваченной пламенем гражданской войны и активно обороняющейся от нашествия интервентов. Движущие силы действительности располагались в ней за пределами сцены, за границами площадки действия. Она показывала события частной жизни как следствие вторгающихся на авансцену грандиозных социально-исторических процессов, развертывающихся в масштабах всей страны. В этом комедия «реального факта» резко отличалась от «мещанской драмы» с ее формальной камерностью.

Несомненно, что в творческом методе комедии «реального факта» мы имеем дело с зачатком и прообразом того реализма нового типа, социально-критического реализма, который становится, как доказывают «Эжени Гранде», «Музей древностей» и «Крестьяне», «Красное и черное», «Красное и белое» и «Пармский монастырь», мощным орудием познания и изображения действительности в руках великих писателей XIX в. — Бальзака и Стендаля, будучи направленными ими против буржуазного общества. Нужно учитывать при этом, что в отличие от произведений реалистов XIX столетия драматургия 1793—1794 гг., а также памфлеты Марата, отражавшие интересы низов третьего сословия, его наиболее активной и передовой части, направляли огонь своей критики в первую очередь против феодализма.

Литература Революции наметила и тот критический аспект реализма XIX в., который нашел свое полное осуществление у Бальзака и Стендаля, а начал свое существование в «пьесе большого зрелища», в революционно-массовых песнях и в «Страшном суде над королями» С. Марешаля. Этот критический аспект выразился в таком изображении жизни представителей господствующего класса, которое оказалось свободным от всякой идеализации, от всяких прикрас и умолчаний. Литература революции предвосхищает в этом отношении сатирико-реалистические полотна и образы в романах критических реалистов. Правда, последние распространяют свою критику не только на дворянство, но и на буржуазию, знаменуя тем самым определенный шаг вперед в литературном развитии.

Подобное сатирико-реалистическое изображение жизни господствующих классов являлось, впрочем, новаторским не только потому, что давалось с точки зрения народа, трудового люда, человека из низов общества. Очень существенно, что это сатирическое изображение сопровождалось в «пьесе большого зрелища», в комедии «реального факта», в революционно-массовых песнях, в лирических фрагментах и в драматургии Марешаля, в памфлетах Марата появлением образа санкюлота, образа отважного, благородного, уверенного в своих силах народного героя.

— в трагедии — как вершители судеб государства, как движущая сила истории. «В пьесе большого зрелища», в комедии «реального факта», в революционно-массовых Песнях, в творчестве С. Марешаля, в памфлетах Марата вершителем судеб государства, движущей силой исторического процесса, субъектом истории становится народный герой.

поэзии 30-х и 40-х годов. Этих же героев мы встречаем на страницах Бальзака — образы революционеров, представителей будущего — М. Кретьен и Низрон. Однако в прогрессивной литературе XIX в. этот народный герой уже не выступает в авангарде третьего сословия, борющегося против феодализма. Он противопоставлен новому господствующему классу — буржуазии. Он чужд буржуазным карьеристам Империи, Реставрации, Июльской монархии. Он враждебен лавочникам и собственникам, своим современникам.

Если литература Революции в целом находит свое продолжение в творчестве прогрессивных романтиков и социально-критических реалистов, то некоторые ее стороны возрождаются много позже, в лирике Гюго 60-х годов, в его «Возмездии», в творчестве Дюпона и Потье, в поэзии социалистического реализма, у Арагона и Элюара. Именно здесь находят свое развитие принципы активной, действенной лирики, вторгающейся в мир, лирики революционных од и гимнов, революционно-массовых песен. Именно здесь оживают не только образы врага, противника, отрицательного персонажа, которых клеймит позором поэт, но и образы единомышленников автора, которых призывают к действию лозунги поэта.

Литература Революции не является, таким образом, вопреки утверждениям буржуазных литературоведов, какой-то паузой в нормальном литературном развитии. Она вырастает из литературного прошлого, из дореволюционной художественной культуры классицизма, которую она стремится продолжить и преодолеть. Она обращена к будущему, намечает многое созданное в литературе романтизма, социально-критического реализма и реализма социалистического. Именно в этой тесной связанности литературы Революции с дореволюционной и послереволюционной литературой коренится огромная ее значительность. Эту значительность окончательно смогут раскрыть дальнейшие исследования, посвященные ей. Настоящая работа — только начало исследованиям подобного рода.