Приглашаем посетить сайт

А.П.Огурцов Философия науки эпохи Просвещения
Глава 3. Фонтенель и возникновение сциентизма

Глава 3.
Фонтенель и возникновение сциентизма

Бернар Ле Бовье Фонтенель (1657- 1757) - один из выдающихся мыслителей Франции и деятелей Просвещения XVШ в.

Он прожил долгую (всего месяца не дожив до 100 лет) жизнь, а своей многогранной деятельностью как бы связал разные поколения французских мыслителей. "Восходя к Монтеню и Шаррону, Джордано Бруно и Кампанелле, к ученым - вольнодумцам начала XVII в., Фонтенель перебрасывает мост также и к Монтескье (которого он пережил физически), к Вольтеру и Гольбаху и является живой иллюстрацией развития мысли от Ренессанса до революции"1. Биография Фонтенеля может служить одной из лучших иллюстраций сложностей и путей исторического процесса. Он родился в аристократической семье г. Руана, учился в иезуитской школе. После переезда в 1674 г. в Париж он пробует свои силы в литературном творчестве (пишет стихи, пьесы, либретто двух опер), а после возвращения в 1680 г. в Руан все более сосредоточивается на изучении проблем философии и науки.

В 1683 г. появились его "Диалоги мертвых древних и новейших лиц" ("Nouveau dialogues des morts aucienne et modernes"), в которых выражены скептические умонастроения молодого Фонтенеля. Так, в одном из диалогов он проводит мысль о том, что и мораль и наука имеют свои химеры: "Все науки на свете имеют свою химеру, вокруг которой они движутся, но которую они не в силах поймать; однако по пути они обретают другие, весьма полезные знания"2. Разъедающая ирония, скепсис, созвучный скептицизму Монтеня, чувствуется в словах Фонтенеля о том, что "общепринятые мнения могут служить руководством для здравых мыслителей лишь в том случае, если принимать их в обратном смысле" (С. 55). "Если разум находит новые знания, его можно лишь пожалеть. Значит, от природы он очень несовершенен", - говорит Фонте- нель устами Галилея, приписывая ему скептическую оценку разума (С. 53).

Но в этих диалогах уже намечаются те пути, по которым пойдет Фонтенель, а именно пути критики общепризнанных предрассудков. Обсуждая вопрос о причинах заблуждений, Фонтенель подчеркивает, что для Разума единственное средство избежать заблуждений и промахов - "не делать ни шага вперед. Но такое положение для человеческого ума крайне тягостно: ведь он - в движении, он должен идти вперед. Весь свет понятия не имеет о том, что значит сомневаться, лишь просвещение приводит к познанию этого, а также сила воли, позволяющая остаться на этом пути. Между тем сомнение - вещь бездейственная, а людям необходимо действие" (С. 57).

В 1686-1688 г. Фонтенель публикует такие работы, как "Сообщение об острове Борнео", "Рассуждение о множественности миров", "Сомнения по поводу физической системы окказиционализма", "Отступление по поводу древних и новых", "История оракулов" и др. Наибольшую известность из них получили "Рассуждения о множественности миров", в которых Фонтенель делает мировоззренческие и атеистические выводы из гелиоцентрической системы Коперника, критикует христианские догматы и пропагандирует достижения астрономии. Исследования Фонтенеля о Декарте, по математике, его исторические труды снискали ему известность, в 1691 г. он был избран членом Академии наук, а в 1699 г. занял пост бессменного секретаря академии.

В 1733-1740 гг. выходят его историконаучные труды: "История Академии наук от ее основания в 1666 г. до 1686 г.", "История Королевской Академии наук с 1686 г. до ее обновления в 1699 г.", "История королевской Академии наук с 1699 по 1740 г."3 Он неоднократно выступал с Элогами - похвальными словами в адрес того или иного ученого, с описанием его жизненного пути и основных научных достижений. Собранные вместе они дают яркую живую картину развития естественных наук и философии в предреволюционной Франции. Биографии, данные Фонтенелем в элогах, репрезентируют историю науки в персоналиях, в лицах, будучи еще, правда, не свободными от агиографических, морально-назидательных черт (что объясняется прежде всего ситуацией и направленностью элогов).

Работы Фонтенеля получили высокую оценку уже у его современников. Трюбле, собирая материал о жизни и трудах Фонтенеля, видел в нем "человека, который больше всех сделал для распространения вкуса к научным занятиям, для уважения ученых, для их большего вознаграждения"4.

Другой современник Фонтенеля, Ф. М. Гримм, назвал его "одним из самых замечательных людей, которые не только были свидетелями всех рево- люций, произошедших в человеческом знании в этом столетии, но и были создателями многого в этих революциях и положили начало для других. Его труды стали классическими...

Философский дух, столь широко рас- пространенный сегодня, берет свое начало от Фонтенеля"5. Кювье и Лаланд указали на его деятельность на посту секретаря академии как на одну из причин процветания наук во Франции XVШ в. По словам Кювье, никто лучше Фонтенеля не мог распознавать научные истины, не имевшие методического изложения, и делать их доступными для всех6. Лаланд в предисловии к изданию "Рассуждений о множественности миров" (1828) писал: "Мало кто из людей способствовал прогрессу наук, делая их доступными для всего мира и пробуждая вкус к их изучению своими похвальными словами (элогами)"7. По словам историка французской философии Лагарпа, Фонтенель занял одно из первых мест среди философов- просветителей благодаря своей "Истории Академии наук" и "элогам"8.

Надо сказать, что иные современники Фонтенеля иронически относились к его личности, к определенным чертам его нелегкого характера. Так, Жан де Лабрюйер вывел молодого Фонтенеля под именем Кидия как утомительного болтуна, педанта и жеманника, единственное его желание которого - "думать иначе, чем другие, и ни в чем не быть похожим на них"9.

Характеристику личности Фонтенеля как позера и педанта, но одновременно как "совершеннейшего критика своей эпохи, патриарха ее"10 дал Ш. Сент-Бев. Историки науки во Франции преимущественное внимание уделяли либо отстаиванию Фонтенелем картезианской физики Ньютона, либо его популяризации достижений науки11.

Именно как защитника картезианской космологии упоминает Фонтенеля историк физики Ф. Розенбергер12"Множественности миров" А. Калам утверждает: "Главным образом у Декарта он черпал свои научные познания. Он убежденный картезианец и до конца жизни останется верным физике Декарта"13. Лишь в последние годы научное и философское творчество Фонтенеля начинают анализировать в более широком социокультурном контексте и исследовать его работы по методологии науки, в частности его элоги14.

Остановимся лишь на представлениях Фонтенеля о генезисе и о движении научного знания, на выдвинутых им принципах философии науки. Если попытаться вкратце охарактеризовать ведущие принципы подхода Фонтенеля к истории науки, то следует отметить во-первых, формирование идеи прогресса наук, бесконечного совершенствования научных знаний и открытий; во-вторых, различие между процессами происхождения и истории (прогресса); в-третьих, господство хронографического подхода в исторических описаниях, в частности в "Истории Академии наук", где основной акцент делается на хронику текущих событий, опытов, экспериментов, идей по различным отделениям Академии наук; в-четвертых, культ выдающихся ученых, или гениев, использование в истории науки посылок и методов агиографии, где в роли мифических героев и "святых" выступают ученые; в-пятых, подчеркивание важной роли случайности в истории научного знания; в-шестых, анализ географических и климатических условий, обусловливающих возникновение и развитие наук; в-седьмых, противопоставление естественного и цивилизованного состояний в истории человечества, од- ним из оснований которого оказывается наличие искусств и наук; в-восьмых, уверенность в том, что историография науки, основывающаяся на расчленении возникновения и прогресса, является важным средством построения генетической истории разума, осознания прогресса чело- веческого Разума.

Фонтенель был защитником картезианской физики. "Рассуждения о множественности миров" стали апологией не только коперникианского мировоззрения и новой астрономии, но и механистической модели вселенной. Механицизм предполагает проведение идеи о том, что законы природы совпадают с законами механики. Эти механистические установки Фонтенеля, связываемые им с физикой Декарта, отчетливо выражены и в одном из томов "Истории Академии": "Одни и те же законы правят везде, произведения природы основываются на одних и тех же принципах и осуществляются до некоторой степени тем же образом и в искусствах... Эта механика, с помощью которой я закрываю глаза и делаю все невидимым, проводится благодаря естественному движению и не является менее реальной, чем все остальное"15.

Фонтенель выступал в защиту картезианской физики в книге "Теория картезианских вихрей вместе с размышлениями об отталкивании". Она вышла спустя 65 лет после выхода "Математических начал" Ньютона и в период утверждения ньютонианской физики в качестве парадигмы точного, позитивного знания. Рассматривая принципы системы Декарта, Фонтенель противопоставляет две линии в развитии физики, одна из которых вводила неделимые частицы и пустоту, а другая подчеркивала непрерывность, континуальность универсума.

Критикуя одно из фундаментальных понятий ньютоновской физики - понятие отталкивания и притяжения, он проводит мысль о том, что вообще принципы механики Ньютоны нелепы и спорны в отличие от принципов картезианства. Более того, Фонтенель усматривает в физике Ньютона наследие схоластической философии, допускавшей "симпатию", "отвращение" в качестве сущностных качеств, не объясняемых ею, а выполняющих функцию объяснительных схем.

По мнению Фонтенеля, сила отталкивания является продуктом воображения Ньютона и противоречит данным опыта и эксперимента. Столь же критически Фонтенель относится и к трактовке Ньютоном пространства и силы. Он считает их скорее математическими абстракциями, не имеющими непосредственного отношения к реальности, а не физическими понятиями16. Однако критическое отношение к механике Ньютона не помешало Фонтенелю в "Похвальном слове Ньютону" высоко оценить его "Оптику", которая, по его словам, "представляет высшую модель искусства управления в экспериментальной фи- лософии"17.

Иными словами, он подчеркнул значение экспериментального метода в исследовании Ньютона. Фонтенель отдает приоритет опыту и наблюдению, так как ряд наук не достиг еще высот математического обобщения. В соответствии с аналитическим методом Декарта, он отмечает, что истина - проста и очевидна. Однако в ряде вопросов, в частности в трактовке автоматизма движений животных и эффективности механических моделей в биологии, Фонтенель расходится с Де- картом, полемизируя с тезисом, что "у животных все без исключения механистично"18.

Фонтенель вообще рассматривает знание как знание математическое и опытное. По происхождению своему все идеи опытны. Даже аксиомы математики опытны по своему генезису: "Мы получаем все идеи из опыта; но среди них есть такие, которые опыт, если можно так сказать, покидает с того момента, как произведет их на свет, и они продолжают жить без него; другие же подолгу нуждаются в его подкреплении"19.

Философию науки, развиваемую Фонтенелем, отличает сочетание картезианского рационализма с эмпиризмом. Эта установка формулируется им в интерпретации взаимоотношения математики и физики: геометрия бесполезна, если она не используется в физике, а физика обладает своей субстанцией в той мере, в какой основывается на геометрии. По его словам, выдающиеся физики нашего столетия - Галилей, Декарт, Гассенди, отец Фабри были выдающимися геометрами20. Фонтенель пишет специальную работу о полезности математики (1708), отождествляемой им, правда, с геометрией21.

Такой подход к геометрии как модели всей математики вполне соответствовал духу картезианства. Противопоставляя метафизическое и математическое понятия бесконечности, Фонтенель подчеркивает, что метафизически- спекулятивное понятие бесконечности не может быть применено ни к исследованию чисел, ни к анализу протяженности и является продуктом чистого разума (это "чисто умозрительная идея"), в то время как математическое понятие бесконечности иного рода - в математике "доказываются лишь те свойства, которые вытекают из предположения", из некоторых принятых принципов и правил22. Фонтенель анализирует пред- ставления "первых геометров" о бесконечности, которые нашли свое выражение во введении иррациональных чисел, в анализе гиперболических и асимптотических кривых. После описания периода варварства и возрож- дения наук Фонтенель обращается к наследию ученых различных стран, исследовавших проблему бесконечности. В полном соответствии с французским эмпиризмом и сенсуализмом Фонтенель критиковал "дух систем"23. Отождествляя логику с метафизикой и схоластикой, он противопоставляет ей искусство эксперимента и опыта. В "Трактате о человеческом разуме" он писал: "То, что обыкновенно называют логикой, всегда представлялось мне достаточно несовершенным искусством: с помощью логики вы не можете представить себе, ни какова природа нашего разума, ни какими средствами пользуется он в своих изысканиях, ни каковы границы, положенные ему Богом, либо дозволенный ему Богом объем, ни, наконец, каковы различные пути к тем целям, которые разум перед собою ставит"; все исследования в логике, по его словам, "довольно пустые и бесполезные изыскания, содержащие в себе мало любопытного"24.

Фонтенель один из первых просветителей, который стал подчеркивать практическое значение теории, необходимость приложения научных исследований в практике. И в своих исторических работах, в частности в "Истории Академии", он обращает особое внимание на очевидную и непосредственную полезность научных исследований, например химии для медицины и фармакологии, ботаники для медицины, механики для строительства кораблей и т. д., неоднократно выражая надежду на то, что в будущем связи наук и ремесел будут более плодотворными25.

В своих " Элогах" Фонтенель отмечает практическую ценность идей, выдвигавшихся учеными26. Полезность математики он усматривает не только в формировании множества истин, но и в очищении сознания людей и считает именно последнее наиболее ценным27. Научное исследование он связывает с духом порядка, ясности и точности, а математика среди наук занимает наиболее высокое место, поскольку наиболее точно выражает этот дух, или идеалы научности.

Большое внимание в своих выступлениях Фонтенель уделял формированию точного и ясного научного языка. Так, в 1741 г. он отметил в своем выступлении в Академии наук, что наука в древнем Египте использовала сакральный язык, понятный лишь жрецам, новая же наука стремится говорить на естественном языке в той мере, насколько это возможно28. Внимание к проблемам языка науки объясняется не в малой степени тем, что Фонтенель стремился популяризовать достижения ученых различных специальностей. Будучи весьма образованным, способным не просто понять, но и изложить в яркой форме результаты чужих исследований, Фонтенель сам так определял свою роль как секретаря Академии наук: он должен понимать языки ученых различных специальностей, их правильно интерпретировать, придавать ясность их работам, причем быть незаинтересованным и свободным от всех пристрастий29. П. Флуранс, секретарь Академии в XIX в., писал о Фонтенеле: "Он был одним из первых, кто понимал метафизику наук, и первым, кто начал говорить на языке всех (langue commune)"30.

Фонтенель - один из первых французских просветителей, выдвинувших идею прогресса научных знаний. Эта идея им формулируется, правда, в неявной еще форме в "Отступлении по поводу древних и новых" (1688), а в явной форме в 1727 г. в "Предисловии к началам геометрии бесконечного", где, обсуждая вопрос о порядке открытий в науке, он подчеркивает, что порядок регулируется их прогрессом. Идея прогресса "формируется только после определенного числа открытий, предшествующих развитию этой идеи, когда осуществляется поворот к периоду расцвета этих открытий"31 прогресса науки32 то, что реальные успехи научного знания приводят к формулированию идеи прогресса в самосознании ученых; в- третьих, изучение того, как формули- руется идея прогресса науки в работах Фонтенеля, позволяет выявить основные тенденции в становлении этой идеи, ставшей основной в историографии вообще и историографии науки в частности. Идея прогресса научных знаний предполагает исследование тенденций развития науки, предвидение ее будущего. Правда, Фонтенель уделяет этому аспекту идеи прогресса гораздо меньшее внимание, чем остальные просветители.

В своем "Отступлении по поводу древних и новых" (1688) Фонтенель, включаясь в "спор древних и новых", развернувшийся во Франции в XVII в., высказывает свое отношение к античному наследию и отстаивает точку зрения, согласно которой современность выше предшествующей культуры. Идея прогресса утверждалась в самосознании европейских ученых. Англичанин Т. Спрэт написал "Историю Лондонского королевского общества", Д. Гленвилл опубликовал работу о прогрессе знания со времен Аристотеля. Большую роль в утверждении этой идеи сыграло то, что в "спор между древними и новыми" включились философы науки. Для них несомненно: культ античности чреват принижением достижений современной им науки и необходимо показать превосходство современной науки над древней. Идея прогресса и стала руководящей идеей в их борьбе за новую науку, за социальное признание ее успехов. Ш. Перро в предисловии к своей книге "Параллель между древними и новыми в отношении искусств и наук" писал: "... необходимо в деталях проанализировать все изящные искусства и все науки, рассмотреть, какого уровня совершенства они достигли в прекраснейшее время античности и в то самое время отметить рассуждения и опыты, прибавленные после нее, и в частности в столетия, в которых мы живем"33.

Имея в виду, такие работы Фонтенеля, как "Диалоги мертвых - древних и новых", Перро называет его выдающимся философом, который дал нам точную историю прогресса в познании естественных причин, описал различные мнения, которые существовали на протяжении времени, и то, сколько из этого знания прибавлено после нашего века, и особенно после создания Академии во Франции и Англии.

Фонтенель в предисловии к "Истории Академии наук" четко выразил существо своей позиции: "После долгого периода варварства науки и искусства начали возрождаться в Европе - красноречие, поэзия, живопись, архитектура первыми вышли из мрака, в прошедшей век они развивались подобно взрыву. Но науки, требующие более глубокого размышления, такие, как математика и физика, ожили в мире более поздно и с иным видом совершенства..."34 В элоге, посвященному аббату Галуа, Фонтенель прямо указывает, что история наук должна быть "прогрессом человеческого разума"35"работал над историей геометрии.

Каждая наука, каждое искусство должны иметь свою судьбу. Очень приятно рассматривать тот путь, по которому шел человеческий разум (это удовольствие требует большого образования), или, если говорить на языке геометрии, ту разновидность прогрессии, интервалы в которой сначала крайне велики, а затем, естественно, все более и более уменьшаются"36. Отмечая мысли Лейбница о необходимости и важности создания истории наук для образования, Фонтенель писал: "История мыслей человечества, конечно любопытная с точки зрения своего бесконечного многообразия, иногда также имеет образовательное значение.

Она может дать определенные идеи, отклоняющиеся от обычного пути, согласно которому великие умы из самого себя создают нечто; история науки поставляет материал для размышления; она позволяет познать подводные камни человеческого разума; намечает пути более верные и, что наиболее важно, она учится у великих гениев..."37"Древние изобрели решительно все!" - вот пункт, по которому особенно торжествуют приверженцы древних38

"Ничто так сильно не задерживает прогресс, как излишнее поклонение древности. Поскольку последующие поколения посвятили себя культу Аристотеля... то не только философия не получила никакого развития, но, более того, она погрязла в трясине галиматьи и непостижимых идей" (С. 187). Древние - наши предшественники, современная наука превосходит науку древних - такова позиция Фонтенеля: "... мы, просвещенные мнениями древних и даже самими их ошибками, их превосходим" (С. 177). Отмечая "колоссальную медлительность" достижения людьми разумной точки зрения, "прогресс... идет крайне медленно" (С. 199), он формулирует идею бесконечного, медленного прогресса наук. По его словам, физика, медицина, математика совершенствуется "крайне медленно, причем процесс этот вечен", он "носит бесконечный характер, и последние физики или математики, естественно, должны быть самыми искусными" (С. 178). Прогресс этих наук представляет собой непрерывно растущее накопление взглядов, которым надлежит следовать, и правил, которые следует выполнять: "... разум с течением веков совершен- ствуется" (С. 187). Это касается метода рассуждения - главнейшего в философии, которая "в высшей степени усовершенствовалась в наш век" (С. 178). Кумулятивно-линейная историографическая концепция обосновывается Фонтенелем онтологически: путь природы - "... все постепенно проводить по ступенькам" (С. 165). Иначе говоря, последовательность, ступенчатость изменений природы являются способом обоснования непрерывности прогресса научных открытий.

Фонтенель весьма последователен в своей позиции. Прежде всего он показывает существование в древней мысли ошибок и заблуждений: "Многое у них неправдоподобно, уподобления их слабы, остроумие легковесно, пространные и путаные рассуждения выдаются за доказательства" (С. 178).

Эта позиция критика античной науки занята им совершенно недвусмысленно: "Надо... оставить всякое почтение к их великим именам, всякую снисходительность к их ошибкам - одним словом, надо рассматривать их как наших современников... Современники - это новые, и, естественно, они должны цениться выше древних..." (С. 181). Так, обращаясь к исторической науке античности, Фонтенель говорил, что "в древности иной истории, кроме мифологической, не существовало" (С. 188), что их мысль была пронизана религиозными предрассудками и мифами - исследованию мифологичности античной мысли посвящены работы Фонтенеля "О происхождении мифов" и "История оракулов" (1686). Мифы рассматриваются им как результат невежества людей, которые исчезают по мере просвещения: "Постепенно невежество рассеивалось, что повлекло за собой умаление силы чудес; ложных философских систем стало меньше, повествуемые истории утратили в значительной мере свою баснословность: все это ведь тесно между собою связано" (С. 201).

Кроме того, Фонтенель проводит мысль об относительности и современного уровня знаний. Это последовательный вывод из идеи бесконечного прогресса и совершенствования человеческого разума: "... ведь когда-нибудь мы сами станем античностью, и разве не справедливо будет, если наши потомки в свою очередь нас поправят и нас превзойдут, особенно в способе рассуждений..." (С. 179). Поэтому он отмечает существование заблуждений в науке своего времени, "по счастью, ошибки эти не столь велики, ибо мы просвещены светочем истинной религии, а также, по крайней мере мне кажется, и лучами истинной философии" (С. 197). Современная наука также не гарантирована от заблуждений и ошибок, правда, благодаря тому, что в новой философии, начиная с Декарта, было раскрыто существо метода рассуждения возможность ошибок уменьшилась.

историка науки, но и настоящее, непрерывно перерастающее в будущее.

Если теологические схемы исторического процесса были обращены в прошлое, которое оценивалось сакрально, как "золотой век", то просветители предлагают иную схему развертывания времен, направленного в будущее: смотреть в будущее - значит смотреть вперед39. "В самом деле, - спрашивает Фонтенель, - можем ли мы претендовать на то, что будто уже все приобрели или все довели до такой точки, что уже ничего нельзя и добавить? Нет! Согласимся, пожалуй, что будущим векам осталось над чем поработать" (С. 107). Правда, тут же он говорил о том, что "наши знания имеют известные границы, каковые человеческому разуму никогда не перешагнуть" (С. 122). Эта мысль, конечно, противоречит идее бесконечного прогресса наук и человеческого разума. И это противоречие улавливается в сравнении Фонтенеля развития наук с развитием человеческой жизни. Уподобляя древнюю науку детству человечества, средневековье юности, а современность поре возмужания, Фонтенель отмечает, что это сравнение невозможно довести до конца - "наш человек совсем лишен старости" (С. 184). В другом месте он подчеркивает, что "истина не имеет ни молодости, ни старости" (С. 232)40. В этих словах отчетливо выражено антиисторическое существо позиции Просветителей: истина надвременна и вечна.

Эта позиция последовательно приводит к кумулятивисткой трактовке прогресса, к его пониманию как непрерывного накопления совокупности истин и их совершенствования. Здесь же скрыто решающее противоречие в позиции просветителей: если истина надвременна, то ход времени на саму истину не оказывает никакого влияния. В таком случае историография науки оказывается в странном положении - она неисторична, ибо время не является конструктивной характеристикой для истории науки.

изменений в гражданском быте, политических институтах и т. д. Во- вторых, поскольку истинное знание не обладает, по их мнению, исторической размерностью и принципиально аисторично, поскольку для историографии науки эта единица анализа неподходяща. Очевидно, по этой причине просветители взяли в качестве исходных другие единицы исторического исследования - открытие и изобретение - и стали рассматривать историю науки как историю открытий и изобретений.

процесс открытия и изобретения невежество, мифы и предрассудки, с одной стороны, и просвещение - с другой.

Подчеркивая естественное равенство между людьми античности и современности, единую природу челове- ческого разума (этому посвящен "Трактат о человеческом разуме" Фонтенеля, оставшийся незаконченным), он связывает предрассудки и заблуждения человечества с влиянием таких "посторонних обстоятельств", как эпоха, система правления, состояние общества (С. 175).

Решающее значение в осуществлении открытий и изобретений Фонтенель придает случаю, гениальности ума и естественно- географическим условиям. Поскольку он исходит из того, что "века не пролагают никакой естественной грани между людьми" (С. 175), постольку наиболее фундаментальное различие между формами существования науки усматривается в различии географическо-климатических условий. "Лично я склонен считать, - пишет Фонтенель, - что жаркий пояс и обе зоны льда не приспособлены для усвоения наук" (С. 174). Уподобляя идеи растениям и цветам, он отмечает, что они растут "совсем не одинаково хорошо в различного рода климатах" (С. 173)41.

Различие в климате, по его мнению, должны " оказывать определенное влияние на все, вплоть до мозга" (С. 173). И здесь опять-таки Фонтенель впадает в противоречие с исходными принципами естественного равенства людей, независимости их природы от времени. Если климат и географические условия оказывают влияние на природу человека (причем даже решающее), то о каком естественном равенстве между людьми может быть речь?

Географическо-климатическая детерминация оказывает решающее воздействие на возникновение идей, но не на их развитие и распространение. Противопоставление естественного и цивилизованного состояний человечества - "древние были наивны" (С. 156), современные же люди умудрены знанием - основывается на том же обстоятельстве, что и существование наук. В естественном состоянии людям "совершенно неведомы были науки и даже самые простые и насущно необходимые искусства" (С. 105). Тем самым возникновение и развитие науки оказывается у Фонтенеля важным критерием периодизации всемирной истории и основанием гражданской истории. Сциентистский подход к нравственности, завышение роли науки в развитии нравственности характерны как для Фонтенеля в его исследовании истории нравов, так и для других просветителей (например, для Вольтера).

И вместе с тем поскольку предполагалась единая естественная структура разума, выявляемая в философии нового времени, постольку эта позиция основывалась на антиисторизме, на идее завершения исторического развития человеческого Разума. При всех ограниченностях и противоречиях просветительской философии была предложена новая концепция в гносеологии, которую можно вместе с Ж. Дажаном назвать "генетической историей разума"42.

Свою лепту в развитие этой концепции, начатой Локком, Кондильяком, внес и Фонтенель в своем трактате о человеческом разуме. Фонтенель уделял внимание искусству написания истории и поставил вопрос о необходимости написать "историю самой истории". В работе "Об истории" он отстаивает индуктивный, эмпирический метод в историческом исследовании, которое вместе с тем имеет морально- воспитательное значение. Метод написания истории он считал сходным с путем построения философской системы: "Философ имеет перед собой определенное число естественных следствий и опытов. Он должен предсказать вероятные причины, и, исходя из наблюдения и воображения, он строит взаимосвязанное целое. Таковым и является его система"43. Выражая идеалы прагматической историографии, подчеркивавшей морально- назидательное, воспитательное значение истории, Фонтенель констатирует: "Я уверен, что история вообще беспомощна, если не связана с этикой"44.

"Фонтенель рассматривает историю в двух контекстах, во-первых, как способ мысли, когда он анализирует правила очевидности как источник исторического обобщения, и во-вторых, как определенный уровень обобщения, который определяется его успешностью"45. Причем методология исторических и естественных наук рассматривается им как тождественная.

И история, и естествознание основываются на обобщении человеческого опыта, однако они отличаются между собой по уровню объективности и точности.

Примечания

1 Fontenelle B. Entretiens sur la pluralité des mondes   /  Ed. R. Shackleton. Oxford, 1955. P. 28. В дальнейшем произведения Фонтенеля цит. по: Fontenelle B. Œuvres complètes. P., 1758-1776. Vol. 1-10. (Далее: Oeuvres).

3 "Histoire de l'Académie des sciences depuis son établissement en 1666 jusqu'à 1686" (P., 1733); "L'histoire de l'Académie royale des sciences depuis 1686 jusqu'à son renouvellement en 1699" (P., 1733); "Histoire de l'Académie royale des sciences. 1699-1740" (P., 1741).

4 Trublet N. C. J. Mémoires pour servir à l'histoire de la vie et des ouvrages de M. Fontenelle. 2 ed. Amsterdam, 1789. 5 Grimm F. M. Correspondance littéraire, 1 février 1757. P., 1829, Vol. 2. P. 88. Цит. по: Marsak L. B. de Fontenelle: The idea of science in the french enlightenment. Philadelphia, 1959. P. 6.

6 Cuvier G. Lesons sur l'histoire des sciences naturelles. 2 partie. P., 1828. P. 319.

7 Цит.: Marsak L. Op. cit. P. 6.

ème siècle. Dijon, 1821. Цит. по: Marsak L. Op. cit. P. 6.

9 Лабрюйер Э. де. Характеры или нравы нынешнего века. М.:Л., 1964. С. 119-120.

10 Сент-Бев Ш. Литературные портреты: Крит. очерки. М., 1870. С. 246-283.

ésabusée. Nancy, 1947.

12 Розенбергер Ф. История физики. М.;Л., 1933. Ч. 2. С. 237.

é des monde /  Ed. crit. introd. et notes par A. Calam. P., 1966. P. XX. 14 См. предисловие Х. Н. Момджяна к русскому изданию работ Фонтенеля, книгу С. Марсэк и др.

15 L'histoire de l'Académie des sciences. P., 1741. P. 126.

16 Fontenelle B. Théorie des tourbillons cartesiens avec des reflexions sur l'attractions//Œuvres. T. 2.

17 Fontenelle Éloge de Newton//Ibid. T. 7. P. 279. 18 Фонтенель Б. Рассуждения... С. 271.

19 Там же. С. 257.

éface de l'histoire de l'académie des sciences depuis 1666 jusquà 1699//Œuvres. T. 10. P. 7.

21 Fontenelle B. Préface de l'utilité de mathématiques et de la phisique//Ibid. T. 5.

22 Fontenelle B. Préface desÉléments de la Géometrie de l'infini//Ibid. T. 10. P. 44-45. 23 См., например, письмо к П. Кастелю (P. Castel) от 7 августа 1728 г. (Oeuvres. T. 8. P. 377), Элог Е. Перро (Ibid. T. 7. P. 542).

24 Фонтенель Б. Рассуждения... С. 248.

25 Fontenelle B. Histoire de l'Académie 1683//Œuvres. P., 1758. T. 1. P. 304; Idem. Histoire de l'Académie 1730. P. 32.

Œuvres. T. 7. P. 396), Гульемини (Ibid. T. 6. P. 2).

27 Fontenelle B. Préface de l'histoire de l'Académie des sciences/Œuvres. T. 6. P. 2.

28 Fontenelle B. Discours à l'Académie française 1741//Ibid. T. 1. P. 167.

29 Fontenelle Éloge de D. Harnel//Ibid. T. 6. P. 163.

30 Flourens P. Éloges historiques//Œuvres. P., 1856. T. 1. P. 32.

éface des éléments de la géometrie de l'infini. P. 42. Прогресс науки рассматривается им в 1696 г. как результат "естественного равенства умов и необходимой последовательности открытий" (Idem. Préface de l'analyse des infinement petits du M. de l'Hopital, 1696//Ibid. T. 10. P. 43). В Элоге, посвященном Лейбницу, он обращает внимание на то, что историк должен раскрывать "последовательность мыслей, рожда- ющихся у народов одни после других" (Idem. Éloge de Leibnitz//Ibid. T. 5. P. 513). В Элоге, посвященном Дюфею,Фонтенель подчеркивает ценность кооперации между учеными Франции и Англии, риторически спрашивая: "Почему пример англичанина (Грея. - А. О.) и француза Дюфея, которые с такой добросовестностью и с редким, успешным согласием в самом исследовании (электричества. - А. О.), не может стать более широким, как в Англии, так и во Франции? Почему между двумя нациями возникает зависть, которая не имеет никакого другого результата как остановить или по крайней мере замедлить прогресс наук?" (Fontenelle B. Рloge de Du Fay//Ibid. T. 7. P. 527).

32 См.: Brunetière F. La Formation de l'idée de progrès auXVIII sièle//Etudes des critique sur l'histoire de la littérature française. 5 Ser. 2 ed. P., 1896; Burg J. B. The idea of progress. L., 1921; Hubert R. Essai sur l'histoire de l'idée du progrès//Revue de l'histoire de la philosophie. P., 1935.

33 Perrault Ch. Préface de parallele des anciens et des modernes en qui regarde les arts et des sciences. 2 ed. P., 1692. Vol. 1.

34 Fontenelle B. Préface de l'Académie des sciences depuis 1666 jusqu'à 1699//Œuvres. T. 10. P. 1-2. 35 Fontenelle B. Éloge de M. l'Abbé Gallois//Ibid. T. 5. P. 188.

36 Fontenelle B. Éloge de M. de Montmort//Ibid. T. 6. P. 71-72. 37 Fontenelle B. Éloge de M. Leibniz//Ibid. T. 5. P. 513-514.

39 Именно в конце XVШ в. появилось острое ощущение быстротечности и необратимости времени. Книги и газеты напоминали о наступлении нового века, а в первый год XIX в. появилось большое число статей, подводящих итоги прежнему веку и прощающихся с ним. А. Н. Радищев писал: "Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро".

40 Эта позиция характерна не только для картезианства, но и для всего классицистского способа мысли. Итальянский представитель классицизма А. Минтурно так выразил эту позицию: "... истина едина: то, что однажды истинно, будет истинно всегда, в любую эпоху, и ход времен на истину не влияет, хотя в его власти менять обычаи и образ жизни - никакие перемены над истиной не властны" (Литературные манифесты заподноевропейских классицистов. М., 1980. С. 78-79).

41 Эта концепция, связывающая интеллектуальное развитие человека с географическо-климатическими условиями для многих просветителей (Монтескье, Байи и др.) стала исходной для объяснения причин отсутствия "духа изобретения" в древневосточных культурах.

42 Dagen J. L'histoire de l'esprit humain. Strassbourg, 1977. P. 69- 109.

Œuvres. T. 5. P. 430.

44 Ibid. P. 435.

45 Marsak L. Ob. cit. P. 52.