Приглашаем посетить сайт

Романчук Л.А. Творчество Годвина в контексте романтического демонизма
2. 2. 3. Феномен любопытства ко злу

2. 2. 3. Феномен любопытства ко злу (c. 61)

О феномене "любопытства ко злу" в начале XIX в. впервые заговорил А. Мюссе в своей "Исповеди сына века". Однако данный феномен подробно проанализирован еще в первом романе Годвина "Калеб Уильямс", изданном в 1793 г., где любопытство ко злу выступает в качестве отправного момента к развертыванию главной темы договора со злом. Сам Калеб признается себе: "я все время старался остановиться, но не мог совладать с дьяволом, вселившимся в меня" "Любопытство - такое начало, которое заключает в себе самом источник как радостей, так и страданий" [38. С. 144]. И, далее: "Любопытство, пока оно длилось, было у меня в душе даже более сильным началом, чем любовь к свободе. Ему я принес бы в жертву и свою независимость и жизнь..." в чертоги Эблиса, движимый жаждой любознательности, где и гибнет. Фауст из народных сказаний заключает сделку с дьяволом ради желания все узнать. "Знаете ли вы, что вы наделали? " [38. С. 160].

Истоки этого процесса Годвин видел в безысходности царящего в мире общественного устройства и бессмысленности всяких, поначалу пропагандируемых им в "Исследовании о политической справедливости" попыток его смены. Законом развития подобных отношений (и, значит, единственным средством отсрочки на выживание) представлялось все большее тяготение ко злу, выступающее одновременно и средством омертвения, остановки всякого развития и постепенного перехода цивилизации к небытию. Действие данного закона на разных уровнях организации общественного бытия (историческом в "Сент-Леоне", социальном в "Калебе Уильямсе", психологическом в "Мандевиле") Годвин иллюстрирует всеми своими романами.