Приглашаем посетить сайт

Соколов В.Д.: Опыт о поэзии
Хаос

Хаос

 Соколов В.Д.: Опыт о поэзии Хаос

Хаос по Айвазовскому. А вон там сверху

-- божий лик, который отображается в водах

Chaos (Greek, khaos) refers to the formless or void state preceding the creation of the universe or cosmos in the Greek creation myths, more specifically the initial "gap" created by the original separation of heaven and earth.

Хаос в мировой традиции

Терминология. Греческое слово khaos означает "пустоту, пустое пространство, бездну.

Несколько иначе "хаос" понимается у впервые введшего этот термин в культурный оборот Гесиода. Для него хаос - это движущаяся, бесформенная масса, из которой организуются, как космос - то есть уже упорядоченное пространство, - так и сами боги. Впрочем, Хаос по Гесиоду и сам является таким примитивным (не в смысле несложным, упрощенным, а в смысле первоначальным) божеством, из которого породились почкованием, либо делением, как делятся клетки, такие божества, как Земля (Гея), Бездна (Тартар) и Любовь (Эрос). Из Хаоса также родились Мрак (Эреб) и - логично было бы предположить Свет, но ничего подобного, Ночь (Нюкта). Однако все это описано у Гесиода, хотя и главного авторитета по ранним богам, но далеко не истине в последней инстанции. Как там это обстояла у антиков, ученые спорят до сих пор, и никогда к единому мнению не придут, потому что надежды на отыскание каких-то новых источников нет.

Хаос как источник всего ныне существующего пытались уже не на мифологическом, а на философском уровне осмыслить Гераклит и пифагорейцы, но и от них практически ничего до нашего времени путного не дошло. Что же касается Овидия, который охотно и много болтал о Хаосе, то это уже сплошная поэзия, то есть метафорический образ, не имеющий никакого особого космологического или философского смысла.

Me Chaos antiqui (nam sum res prisca) vocabant:

Aspice quam longi temporis acta canam.

Хаосом звали меня в старину (ибо я вещь первоначальная),

Слушай, каких долгих времен дела я пою.

Ignis, aquae, tellus, unus acervus erat.

Ut semel haec rerum secessit lite suarum

Inque novas abiit massa soluta domos,

Flamma petit altum, propior locus aera cepit,

Пламя, вода и земля были одной кучей.

Но разлучил их раздор, и они разделили владенья,

А разделивши, ушли каждое в область свою.

Пламя взлетело наверх, поблизости занял место воздух,

Tunc ego, qui fueram globus et sine imagine moles,

Nunc quoque, confusae quondam nota parva figurae,

Ante quod est in me postque videtur idem.

Я же, сгустившийся в шар и безликою бывший громадой,

Всем своим существом богу подобен я стал.

Ныне же, малый храня былого смешения образ,

Сзади и спереди я виден единым лицом.

В библейской же традиции все это создается богом из ничего. Таким образом библейская традиция в отличие от античной, незнакома с понятием хаоса. В раннехристианской традиции хаос, понятие о котором пришло скорее из античного, чем библейского мира, рассматривается, как некая первоначальная масса, скомбинированная из первородной воды и первородной темноты. В любом случае хаос предшествует творению. Правда, отцы-церковники очень возражали против такого кощунства. "Сотворил бог землю и воды из ничего, значит из ничего и сотворил, и никакого хаоса не было. Вообще ничего не было". Именно на такой позиции настаивал такой признанный дока в христианской космологии, как Августин.

В обыденном смысле понятие хаоса, как беспорядка, всеобщего смешения (в голове у тебя полнейший бардак (=хаос)) возникло по историческим меркам совсем недавно, уже в наше время. Так, английские исследователи называют елизаветинскую эпоху, то есть предшексировские и раннешекспироские времена.

В это же время понятие хаоса проникает в науку. Центральной здесь становится идея о хаосе, как о смешении элементов. Парацельс даже рассматривает хаос как один, первоначальный элемент, из которого происходят все остальные. Одним из фундаментальных понятие хаоса стало в термодинамике с легкой руки Ван Гельмонта, голландского - э-э, как его правильно назвать - ибо, занимаясь кабалистикой и магией, он одной ногой стоял в шарлатанстве, а исследуя свойства вещей, другой ногой шагнул уже в науку, став одним из основоположников современной химии. Само слово "газ" этимологически происходит от слова "хаос" (по-голландски ???? произносится именно как gas). И не только слово, но и понятие газа, как хаотического смешения разных элементов Ван Гельмонт позаимствовал из идеи хаоса. Любопытный факт: многие научные идеи, если проследить их до оснований, являются производными мифических и обыденных понятий.

Но если идея хаоса, как первоначального смешения элементов, до сих пор господствует в науке - и не только в термодинамике, но и в астрофизике, в молекулярной биологии, то объяснить, как из этого смешения рождается порядок, в отличие от мифологии современная наука, так и не сподобилась. Она отлично объясняет, как предоставленные сами себе различные элементы - например, элементарные газы - самопроизвольно (путем смешения) приходят в состояние хаоса - это пожалуйста, а вот как хотя бы газ самопроизвольно может выделить из себя эти элементы, при всех стараниях объяснить никак не удается.

Понятие хаоса зацепилось не только в науке, но и в искусстве. Правда, в основном в смысле беспорядка, смешения всего со всем. Хаос, как первооснова жизни и материи, как-то не очень прижилась в искусстве Нового времени. Но есть исключения. Одним из таких поэтов, глубоко пронзенных идеей первобытного хаоса был наш Тютчев:

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных,
Все зримое вокруг покроют воды.

То есть однажды все распадется на свои первоначальные элементы, превратится в хаос, и над этим хаосом воссияет божий лик, то есть дух нового созидания, создания нового порядка из превратившегося в обломки старого. Так будет совершатся вечный круговорот Вселенной.

Тютчев, похоже, буквально физически ощущал этот хаос:

Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и с мира рокового

Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,

О своеобразии творчества Тютчева, о его странной космогонии, где важную роль играет хаос, хорошо писал Соловьев: "Но и сам Гете не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, темный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, - природной и человеческой, - основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества. Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то, наверное, самым сильным во всей 'поэтической литературе'".

Большим поклонником поэзии Тютчева был художник Айвазовский. И его не оставляла идея хаоса, которую он даже пытался выразить графически. Художник был маринистом, то есть писал морские пейзажи. Будучи человеком верующим, он неоднократно обращался и к библейским сюжетам, связывая их и идею хаоса с морскими видами.