Приглашаем посетить сайт

Соколов В.Д.: Опыт о поэзии
Как писать стихи

Как писать стихи

Когда я говорю, что работаю редактором, то неизменно вызываю в своих собеседниках уважение к своей персоне. А если еще добавляю, что работал во многих московских, петербургских и новосибирских журналов, то уважение возрастает почти до полного недоверия. Особенно, когда я им говорю, что всю жизнь прожил в Барнауле.

И все потому, что у большинства, даже молодых людей, сохранились совершенно превратные представления. Им все еще кажется, что в "Москве" можно работать только живя в Москве, в "Питере" - в Питере, в "Сибогнях" - в Новосибирске. Спешу сообщить, что при нынешних компьютерных технологиях, когда Инет есть в каждом городском доме это не обязательно. Более того столичные журналы и издательства предпочитают сотрудников, обитающих на периферии: платить можно меньше, загружать работой больше, а при необходимости принимать и увольнять легче и без излишних формальностей.

Другое заблуждение, касающееся работы редактора состоит в том, что многим эта профессия представляется статусной и престижной. Успокойтесь. Сегодняшний редактор, как и библиотекарь, школьный учитель, преподаватель вуза - это занюханное и зачуханное существо. Плохо оплачиваемое, ничего не решающее и по самые помидоры заваленное работой. Типичный редактор сегодня - это тупая, обремененная семьей и домашними заботами, ко всему равнодушная тетка. Или молодой человек, жертва ЕГЭ, без индивидуальных особенностей, интересов и интеллектуальных запросов. Да и где их иметь, когда как Савраска нужно бегать с работу на работу в поисках хлеба насущного, а по вечерам, да и ночам до рези в глазах сидеть за компьютером.

Единственные, хотя их два, требования предъявляемые современному редактору - это грамотность и внимательность. То есть то, что раньше требовалось от машинисток и корректоров, которые там, где они еще не вымерли в силу естественных процессов, они на вес золота. Отчего большинство современных редакций напоминают дома престарелых. Основная работа редактора в наше время - это ловля блох, так на профессиональном жаргоне называются грамматические ляпы в приносимых рукописях. Очень часто автор приносит в редакцию деньги, и уже задача редакции выдать за них готовое произведение: роман, рассказ, статью или стихи. Желательно под ключ. Автор вносит деньги в кассу, а требуемое произведение на определенную тематику появляется под его именем в печати. Бессмысленное и глупое тщеславие, но как же, оказывается, много людей подвержено ему. Так много, что большинство столичных журналов и издательств только этим и поддерживают свое никчемное существование.

И с этой работой старые кадры, да и редакционные тетки справляются туго. Здесь нужны более молодые и ловкие мозги. Нужно найти требуемое произведение - слава богу Интернет и присылаемые и отвергаемые издательством рукописи поставляют для этого в громадном количестве нужное сырье - и перелицевать их так, чтобы воровство было уж не совсем очевидным. Вот этим я и занимался. Причем специализировался на стихах. Если вы откроете "Новый мир", "Наш современник" или "Сибирские огни", то большинство тамошних поэтов - моих рук дело. Хотя и другие журналы и издательства также моим вниманием не обойдены. Словом, "Моих, впрочем, много есть сочинений: 'Женитьба Фигаро', 'Роберт-Дьявол', 'Норма'. Уж и названий даже не помню... Все это, что было под именем барона Брамбеуса, 'Фрегат 'Надежды' и 'Московский телеграф'"... все это я написал.

1. За славой поэта я, однако, не лезу, ибо сам и пары строк сочинить не могу. А вот своей технологической расторопностью горжусь, чем и хочу поделиться с читателем. Идея проста. Из многочисленной поэтической продукции буквально захлестнувшей Интернет и редакции, отбираются отдельные строки, которые с учетом размера и рифмы компонуются в новые произведения. Так работают сегодня многие. Так что никакого открытия я не сделал. Я просто, используя возможности компьютера, механизировал процесс.

Идея проста.

1) Я разбиваю стихотворения на абзацы: один стих - один абзац. Напомню, стихом называется не стихотворение целиком, а отдельная строчка:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

В этом отрывке 4 стиха

2) Выбираю стихи, содержащие более или менее законченную мысль, и рассортировываю их по рифмам

а) Ветер по морю гуляет.
Он кораблик подгоняет.

б) Он бежит себе в волнах.

Если требуется для законченности мысли, то стихи модифицирую, как я это сделал со вторым стихом. Также не стоит пренебрегать строчками и не с совсем законченными мыслями, которые могу сгодиться как строительный материал для двустиший.

Так пишут почти все современные поэты и редакторы. Стихи-строки кочуют из сборника в сборник, из журнала в журнал, и читая поэтические произведения, трудно определить, кто первый сказал мяу. Тем более, что всеобщая грамотность привела к тому, что и оригинальные поэты шпарят все теми же наработанными штампами, и написанное ими никак не отличишь от скомпонованного профессионалами.

2. Бог однако с ними, с редакторами и издателями. Человеческая дрянь они есть, они были, пусть и на другой манер, и раньше, будут и в будущем. И если "Сыны Отечества" и "Вестники Европы" были полезны хотя бы для жопы, то "Новые миры" и "Наши современники", учитывая появление в обиходе туалетной бумаги, даже и для подтирки не годятся. В конце концов не эти вечно живущие при литературе паразиты определяют ее лицо. И если я пишу свои заметки, то не с целью вывести их на чистую воду, а чтобы познакомить начинающих поэтов с технологией написания стихов. И не только поэтов. Стихи научиться писать может почти любой, хотя поэтами способны быть единицы.

Описываемый мною опыт составления стихотворений, лучше всего двустиший, имеет чисто практическое учебное значение. Если ты пишешь стихи, в твоем загашнике должен иметься арсенал поэтических средств. Важнейшее среди них рифма. Ее подыскание не должно вызывать никаких затруднений. Она должна сразу приходить тебе на ум, едва ты взялся за писание стихотворения. Именно с рифмы и начинает поэт сочинять, хоть любитель, хоть профессионал, хоть графоман, хоть гений. С рифмы, то есть с пары рифмующихся слов. Именно под рифму подбираются и остальные слова. Поэтому в поэтическом арсенале должны храниться в полном порядке готовые к употреблению рифмы.

А чтобы они были готовы, нужно постоянно пополнять свой арсенал. Можно это, конечно, делать с помощью генератора рифм. Совершенно бесполезным это занятие я не назову. И все же лучше рифмозаготовку вести в игровом, активном режиме. Описанный мною способ кажется мне весьма эффективным.

3. Еще один важный элемент стихотворной речи - размер. Есть таланты, обладающие врожденным чувством ритма. Им только раз достаточно показать - это ямб, это хорей, и они без труда играючи запакуют любое высказывание по желанию хоть в ямб, хоть в хорей, хоть в гекзаметр. Но такие встречаются редко. Обычно же люди, даже обладающие поэтическим темпераментом, глухи на ухо. Например, автор этих строк.

Но данный милый недостаток еще не повод отказываться от притязаний на седло Пегаса. Размером можно овладеть. Для начала достаточно и одного размера. Четырехстопного ямба, пусть им и может писать всякий мальчикам в забаву, для этого вполне достаточно. Специально заботиться о размере вовсе не нужно. Составлять стихи одного размера можно автоматически, выбирая стихи, как это мною показано только что. Однако, чтобы не попасть в просак, нужно знать, что выбираемые тобою стихи, написаны именно четырехстопным ямбом, а, скажем, не пятистопным хореем.

Лучше всего поэтому опираться на хорошо проверенный, апробированный материал. Четырехстопным ямбом написаны "Евгений Онегин", большинство поэм Пушкина, включая "Полтаву", "Медные всадник", Руслана и Людмилу", а также Лермонтова, Блока и еще массы других. Если есть сомнения в размере, то их легко разрешит Википедия. Главное вещь должна быть достаточно длинной, чтобы не ломать себе голову с каждой новой вещью о размере.

Освоив четырехстопный ямб, можно переходить к другим размерам. Хореем написаны все сказки Пушкина. Трехстопным амфибрахием "Анна Снегина", дактилем большинство стихов Некрасова. А вот "Мороз, Красный нос" написан смешанным размером, часть строф это голимый амфибрахий, другая - анапест. Таких вычурных произведений на ранней стадии стоит избегать.

Такой способ легко поддается автоматизации. Я даже разработал специальные программы-макросы для выборки стихов с одинаковыми рифмами. Привожу его для тех. кто знаком с техникой составления макросов в Word'е старых редакций (до Word-2011 включительно):

Sub paraend()

'

' paraend Макрос

' уносит строку таблицы в файл "rifmy"

'который должен быть предварительно открыт

' каждый стих должен быть в виде абзаца, а не строки

Dim numwin, n As Integer, rifma, numwin2

rifma = InputBox("КАКАЯ РИФМА", , "ит") ' появляется диалоговое окно в которое ' заносится рифма, которую ты хочешь найти

Selection. HomeKey (wdStory)

numwin = ActiveDocument. FullName

Do While Selection. Find. Execute(FindText: =rifma & "^p") = True ' ищутся все рифмы в  'стихи, содержащие данную рифму в тексте; найденные строки переносятся в файл rifmy

Selection. Cut

Selection. Bookmarks. Add "Arret"

Documents. Open FileName: ="C: \users\sokol\развлекуха\rifmy.doc"

Selection. EndKey (wdStory)

Selection. InsertAfter rifma

'Selection. Style = ActiveDocument. Styles("Заголовок 2")

Selection. Paste

Selection. MoveDown

ActiveWindow. Close SaveChanges: =wdSaveChanges

Documents(numwin). Activate

Selection. GoTo What: =wdGoToBookmark, Name: ="arret"

Loop

Documents. Open FileName: ="C: \users\sokol\развлекуха\rifmy.doc"

Selection. EndKey (wdStory)

Selection. InsertParagraphAfter

ActiveWindow. Close SaveChanges: =wdSaveChanges

Documents(numwin). Activate

Selection. HomeKey (wdStory)

End Sub

В результате составляется словарь рифм типа, составленного мною по "Евгению Онегину":

ал


А Цицерона не читал
Блажен, кто с нею сочетал
Блаженней тот, кто их не знал
Болезнь иль голод испытал
В гостях улыбку возбуждал
В огонь то туфлю, то журнал
В Одессе пыльной, я сказал
В пяти саженях попадал

...

ат

И на груди их вместо лат
Кто в двадцать лет был франт иль хват
Над нею льют свой аромат
Никто не слушает, кричат
Смеются, спорят и пищат
Так разноцветен и богат
Там закололся Митридат
Я убежал. О, я как брат
В деревне, счастлив и рогат
Займет веселый мой закат

ва

В избушке распевая, дева

Не гонит уж коров из хлева
Зима свершит, треща от гнева
Нежней свирельного напева
Послушайте ж меня без гнева
Ей внятно все. Простая дева
Наш Мак-Адам или Мак-Ева
Сменит не раз младая дева
Чу... снег хрустит... прохожий; дева
И муз возвышенных искусства
Как и надменная Москва

(ясно, что не все строки подходят друг к другу, поэтому внутри списка нужно снова произветси сортировку по созвучию; так к данному стиху подходит следующий)

Надежней дружбы и родства
Как лань лесная боязлива

(а здесь нужно отдельно выделить рифмы на -ива:

Не холодна, не говорлива
Она была нетороплива
Дика, печальна, молчалива)
Ловласов обветшала слава
Любил методу он из чувства

...

гу

И, други, никого, ей-богу
Но вскоре гости понемногу
Любви безумную тревогу
В высоком лондонском кругу
Его я свято берегу
Ни в грош не верю я врагу
Творец… Увы! я не могу
Так воспитаньем, слава богу
Я начитаться не могу
Теперь яснее - слава богу
Любви безумную тревогу
Подъемлют общую тревогу
Он застрелился, слава богу

...

ен

И ревом скрыпок заглушен
И, в нем глубоко погружен
Искусством дружеским спасен
К ней не домчится гимн времен
Aи любовнице подобен
Ах, братцы! как я был доволен

До самой девичьи. Всем нужен
Зачем я пулей в грудь не ранен
Зевая, слушает молебен
И мыслит, грустью отуманен
Им квас как воздух был потребен
К Talon помчался: он уверен
Как взор его был быстр и нежен
Когда церквей и колоколен
Могли бы дать вы мне взамен
Недвижим он лежал, и странен
Но я бороться не намерен
Он вас пленит, я в том уверен
Осмотрен, вновь обит, упрочен
Отменно прочен и спокоен
Отъезда день давно просрочен
Под грудь он был навылет ранен
Почтенный замок был построен
Скажи мне, что средь этих стен
Среди вседневных, модных сцен

Учтивых, ласковых измен
Что муж в сраженьях изувечен
Я знаю: век уж мой измерен
Я утром должен быть уверен

ен=ён

- Давно ли к нам он занесен
Благословением племен
Бывал Онегин поражен
Был совершенно углублен
В Татьяну как дитя влюблен
Для оной жизни он рожден
Гораздо меньше был умен
Еще в сомненье погружен
Он был уж в сад перенесен
И ревом скрыпок заглушен
Хотя для славы был рожден
Искусством дружеским спасен
Как будто громом поражен
К ней не домчится гимн времен
Лишь звуки дружеских имен

Пустынным снегом занесен
Как будто сам я был рожден
От этих сладостных имен
Трудами ночи изнурен
Произносить был приучен
Ревнивый шепот модных жен
Напрасно: звук их был рожден
Уж барабаном пробужден
Поутру не был удивлен

...

ет

А prima donna? а балет
А разыскательный лорнет
А было мне тринадцать лет
Был напечатан сей куплет
В деревне без больших сует
Держите прямо свой лорнет
В том совести, в том смысла нет
Вот это барский кабинет
Веселый изливают свет
В чертах у Ольги жизни нет

Всех этих слов на русском нет
Его не терпит высший свет
Все украшало кабинет
И лорда Байрона портрет
Гроза утихла. Бледный свет
Давно ли? - Около двух лет
Двойные фонари карет
Довольно он морочил свет
Другой настал: все нет как нет
Все тот же после многих лет
И этот бледный полусвет
И эта смесь чинов и лет
Едва взглянув на божий свет
И сердца горестных замет
И трюфлей, роскошь юных лет
Желудок - верный наш брегет
Но каждый взял свой пистолет
Залить горячий жир котлет
И все зачем?.. Чтоб в цвете лет

Как dandy лондонский одет
Как вы да я, как целый свет
Красавец, в полном цвете лет
Изрек монашеский обет
Ее лицо как маков цвет
Кокетства в ней ни капли нет
Мир вам, тревоги прошлых лет
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует
На мой прославленный портрет
На панталоны, фрак, жилет
Моложе был меня, мой свет
На повороте наших лет
Одет, раздет и вновь одет
Невесту переспелых лет
Привез торжественно сосед

...

зы

И вот уже трещат морозы
И романтические розы
Кого не утомят угрозы

Отец, отец, оставь угрозы
Я плачу: видишь эти слезы
Унижусь до смиренной прозы
Читатель ждет уж рифмы розы
И, Фебовы презрев угрозы
Давно уже трещат морозы

...

их

И, видишь, - я у ног твоих
А стоили ль трудов моих?
Боясь прогонов дорогих
Навек бензин я залил в них
В то время был еще жених
Не на почтовых, на своих
В придачу взяв еще за них
Везде был принят как жених
Внимая звонкий голос их
Все дочек прочили своих
Глотать из раковин морских
Серег подобье дорогих
Осин, берез и лип нагих

В волненье бурных дум своих
Ведь не читала Ольга их
И повесть горьких мук моих
Не помню ни одну из них
Но презрел удалой жених
На х... соперников своих
Но показался выбор их
Умы пустынников моих
Обманчивы... как ножки их
И грозды полные на них
Она приветливей других
Татьяна проводила их
Не оставляя нежный стих
И на барьер поставил их
На хуторе меж стен глухих
Объятья каменные их
Слова волшебниц милых, дорогих
И помню я одну из них
Тянулась из застав градских

...

ит


В открытом платьице выходит
Он глаз своих с нее не сводит
Двойной лорнет скосясь наводит
Едва дыша; кругом обводит
И дико он очами бродит
А там метель дозором ходит
И в трепет сердце нам приводит
И вот с холма Татьяна сходит
Как тень она без цели бродит
И облегченья не находит
Напевы звучные заводит
Он глаз своих с нее не сводит
Сосед наш неуч; сумасбродит
Она в ней ищет и находит
Пора: перо покоя просит
Но песню долгую заводит
Теснятся гости, всяк отводит

...

ке

И нас пленяли вдалеке
И отправлялся налегке

На воспаленном языке
Плыла по дремлющей реке
А на полу мосье Трике
В очках и в рыжем парике
В тулупе, в красном кушаке
В фуфайке, в старом колпаке
Вот рак верхом на пауке
Вертится в красном колпаке
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке
К ней обратясь с листком в руке
Ямщик сидит на облучке

...

ли

И начал странствия без цели
И тайна брачныя постели
И хором по наказу пели
Сказал Владимир. И пошли
Бытописания земли
В хронологической пыли
Грудь молодую облекли

Дела иные уж пошли
Дни испытания прошли
Его в степи без чувств нашли
И на могилу отвезли
Еще они не заросли
Как рвы отеческой земли
И грыз сырую грудь земли
Как будто речь свою вели
Ковром раскинулись вдали

...

лю

И о прощенье не молю
Летучей славы не ловлю
Простите мне: я так люблю
Читаю мало, долго сплю

...

ны

И нам становятся смешны
И предсказаниям луны
И нет ли голода, войны
И сердца трепетные сны
И славу нашей старины
И солнце сквозь хрусталь волны

...

ои


Мечты безумные свои
Невольно, милые мои

...

ок

И мрак очей был так глубок
И первый бешеный скачок
И сладостной любви венок
И щелкнул в первый раз курок
И, обращаясь на восток

...

ру

И столь же строгому разбору
К его язвительному спору
Невольно докучает взору
Большую прелесть разговору
В глуши что делать в эту пору
И столь же строгому разбору

...

цы

И на шелковые ресницы
Иль поцелуя, иль денницы
То вдруг помчится легче птицы
Тревожат сон отроковицы
Тут был, однако, цвет столицы
Хранили многие страницы

...

ши

А мадригалы им пиши
Во глубине моей души
Известный низостью души
Мои сомненья разреши
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души
Ты говорил со мной в тиши
Мечты неопытной души
Тревожат сон, а ты пиши

...

ще

Москвич в Гарольдовом плаще
Хоть толку мало вообще

ье

Какое горькое презренье
И славы сладкое мученье
И Таня, скрыв свое волненье
Безропотно спешит в сраженье
И мне не чуждо наслажденье
И даже томное волненье

...

ям

Как бури вешние полям
Нести за ним, а лошадям

...

ял

И с каждым днем приметно вял
Из виду горы потерял
Коварной двойке не вверял
Когда поток их разделял
О много, много рок отъял
Пред нею снова он стоял
Снегами вечными сиял
Вился излучистый Дарьял
То взор кровавый устремлял
Сомненья сердца разгонял
То злую храбрость выхвалял
И с каждым днем приметно вял

...

4. Рифма, размер - все это базовые, фундаментальные свойства поэзии, но не сама поэзия. А лишь приготовительная школа, своеобразные гаммы поэзии. Работать над ними скучно, но необходимо. За сколько времени можно овладеть этим ремеслом, необходимым подножием искусства? Не знаю. Я в свое время за три месяца почти беспрерывных занятий так наглотался этой премудрости, что потом почти целый год с трудом и психом отходил от нее. Я не мог сказать простого предложения, чтобы тут же не облечь его в размер, а к любому слову в голове вертелись десятки рифм. И все это мешало мне сосредотачиваться на смысле речи.

Ведь такой глупости, как стать поэтом мне и в голову не приходило, А еще меньше, что когда-нибудь я займусь компонованием стихов для "Нового мира". Я просто увлекался тогда теорией литературы, в том числе и стиховедением. Отсюда и выросли ноги пригодившегося мне впоследствии умения сочинять, а скорее изготавливать стихи. А сейчас, чтобы восстановить способность к версификации, утрачиваемую довольно-таки быстро в повседневной суете, мне хватает каких-нибудь трех-четырех дней. Когда этот навык мне нужен чисто в профессиональной редакторской работе.

Итак, закончив подготовительную школу поэзии, но не раньше, следует переходить к главному: к овладению искусством поэтической речи. А что это такое, я не знаю. И никто не знает, хотя в "Вопросах литературы", для которой мне также доводилось поработать, любой придурковатый редактор делает умную мордасину и к месту и не месту сыпет этим термином.

Обыкновенно под поэтической речью понимают всякие погремушки начального поэтического возраста: метафоры, тропы, аллюзии, перифразы и парафразы (а чем они отличаются друг от друга, тоже, похоже, никто не знает: по крайней мере русский и немецкий сегменты Вики дают совершенно различные определения) и прочая дребедень. Зрелая поэзия стряхивает их с себя, как бабочка наряд куколки.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Найдите здесь хоть один поэтический прибамбас. Ну можно и, строго говоря, нужно "угасла", "томим" занести в разряд метафор, но тогда все мы поэты, ибо такие метафоры пачками изрыгаются у нас изо рта. "Подошла очередь", это как так? Если, конечно, в магазине, то понятно, а если ты записался на что-то в Интернете? Где у такой очереди ноги?

Но какими бы погремушками ни были метафоры и пр., обойтись без овладевания ими никак нельзя. Как нельзя бабочке стать бабочкой, минуя кукольную стадию.

5. Обучение поэтическому языку - вещь трудо- и времяёмкая, простая и приятная. Трудо- и времяёмкое, потому что метафоры у тебя должны слетать у тебя с языка так же просто как матерки у боцмана. При этом их должно быть много и разных. К слову сказать, главное достоинство фигуры речи или матерка, как и метафоры, не в оригинальности или заковыристости, а точности. Главное качество поэта в этом плане не изобретательность, а память, большая, быстрая и своевременная. Поэтому арсенал нужно все время наращивать.

Простая - потому что набивать память очень легко. Читай, делай карандашом отметки на полях книги, выписывай в тетрадку (Ctrl-C - Ctrl-V? не знаю, я для этих целей предпочитаю авторучку и тетрадь) и обязательно время от времени перечитывай заметки.

Приятная - потому что если тебе не приятно и не интересно возиться с метафорами, если ты это делаешь, имея в виду практическую цель, какого хрена ты вообще лезешь в поэзию? Я уже много лет выписываю метафоры, афоризмы, эпитеты, поэтические обороты (перифразы-парафразы), детали, сравнения и накопил целые тетради (блокнотики и отдельные листки лучше, но в квартире для картотеки просто отсутствует жизненное пространство, а у кого оно есть, тех поэзия не интересует). И делаю это не с практической целью (еще чего не хватало, чтобы я вкладывал в журнальные стихи свою душу), а исключительно для себя. Если бы я не находил в этом занятии удовольствия, какого бы хрена я часами возился со стихами, да и прозой? А для стихотворений в журналы и сборники мне вполне хватает надергивать стихи из тех же самых журналов или слизывать их с поэтических сайтов.

самому. Я лишь в форме советов поделюсь своим персональным опытом:

а) курочить на цитаты следует хорошо проверенных, выстоянных на амбарах и чердаках временем поэтов. Современные всегда пишут плохо. Некоторые, очень немногие из них будут писать хорошо, когда умрут. Ну так пусть их и читают те, кто заступит нам на смену. К тому времени ревнивый глаз критиков и коллег прорежет лишнее, отберет и отгладит достойное. А сегодня лицом к лицу лица не разглядеть

б) избегать, как чумы, языка улицы. Отдельные ядреные словечки и обороты следует примечать и брать на карандаш. Но в целом речь улицы, конторы, СМИ груба и невыразительна. Учиться у народа, как завещали нам классики, не следует. Если присмотреться внимательно, сами они здесь не пример. Бернс шлялся по Шотландии набивая закрома своей памяти не диалектом, а народными балладами. Которые, хотя и народные, блатные, хороводные, однако сами по себе продукт длительной литобработки, пусть и в фольклорных ежовых рукавицах

в) художественных средств много, и заниматься ими всеми рук не хватит. Необходимо сосредоточить огонь своего интереса на каком-нибудь одном пункте и долбать по нему без передышки. Остальные цели поразишь мимоходом. Но поначалу нужно выписывать все подряд: метафоры, афоризмы (их-то как раз проще и разумнее всего для начала), сравнения. Постепенно жизнь, твое собственное Я подскажут, чтО нужно выписывать и откуда. Скажем, на метафоры русская литература не богата (разве что Есенин, мир которого однако узковат). Так же и на афоризмы. Большим мастаком по метафорической части были Мицкевич, Шекспир, Шиллер. Афоризмы хороши у Цицерона и Сенеки, хотя они и не поэты

г) работать нужно не в пассивном, а в активном режиме. А это как еще? А здесь обратно каждый ищет подходящего способа для себя сам.

БЕДНОСТЬ, БОГАТСТВО

О бедность, бедность! Как унижает сердце нам она

ГЕНИЙ

Гений и злодейство, 2 вещи несовместны

Мы все глядим в Наполеоны;

Для нас орудие одно

ИСКУССТВО

В отставке Феб живет, а хороводец
Старушек-муз уж не прельщает нас,

Перенесли мы на толкучий рынок

К нашему времени относится данная цитата еще более, чем к пушкинскому (комментарии - тоже активный способ поглощения и всасывания во внутренние языковые органы цитат)

НАДЕЖДА

Надежда им

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило

Родные люди вот какие:
Мы их обязаны ласкать,
Любить, душевно уважать
И, по обычаю народа,

Или по почте поздравлять,
Чтоб остальное время года
Не думали о нас они...
В домашней жизни зрим один

Потом уточняю отсортированное.

Например, ВРЕМЯ

1)

Verweilst du in der Welt, sie flieht als Traum,

Du reisest, ein Geschick bestimmt den Raum!

älte nicht vermagst du festzuhalten,

Und was dir blüht, sogleich wird es veralten

Ты пребываешь в мире, а он бежит как сон,

Ты путешествуешь, и твой путь определяет пространство!

Ни жары, ни холода – ничего ты не можешь удержать.

Le plus grand ouvrier de la nature est le temps - Самый прилежный работник в натуре – время

2) новое и старое, изменчивость и постоянство

Бегут меняясь наши лета,
Меняя всё, меняя нас.

And then from hour to hour we rote and rote

Идёт время, а мы зреем.

А потом бежит час за часом, а мы всё дряхлеем и дряхлеем

Vom heutgen Tag, von heutger Nacht

Als was die gestrigen gebracht

От сегодняшнего дня, сегодняшней ночи не требуй ничего,

Чего бы не было во вчерашних

3) быстротечность времени

Infinita est velocitas temporis, quae magis apparet respicientibus. Nam ad praesentia intentos fallit; adeo praecipitis fugeae transitus lenis est - Бесконечно разнообразна скорость времени, как она представляется наблюдающим. Для тех, кто прикован к настоящему, оно ускользает; спешащим же чёрт знает куда и зачем, оно еле плетётся.

4) использование времени

Mein Erbteil wie herrlich, weit und breit!

Die Zeit ist mein Besitz, mein Acker ist die Zeit

И же где оно? Да вот рядом: время. Оно моё владение, оно моя пашня

Unsrer Krankheit schwer Geheimnis

Schwankt zwischen Übereilung

Und zwischen Versäumnis

– время.

Вечно мотыляется между поспешностью

И промедлением.

5) историческое время

O Time! the beautifier of the dead,

And only healer when the heart hath bled –

Time! the corrector where our judgments err,

Ох уж это время! Облагораживатель деяний,

Украшатель руин, успокоитель

Время! корректор наших плутающих суждений,

The test of truth, love, – sole philosopher,

For all beside are sophists

Свидетель правды, любви, – единственный философ,

6) мир, бренность

Покамест упивайтесь ею,
Сей лёгкой жизнию, друзья!
Её ничтожность разумею

Eile freudig vorzuziehn

Gegenwart vor dem Gedächtnis

Поспешай с радостью использовать сегодняшнее,

Пока оно не отошло в память.

хочу обратить внимание, что цитаты на иностранных языках - это еще один и весьма продуктивный способ совершенствоваться в языке поэзии. Цитату из чужого языка нужно хотя бы перевести и обмозговать. Чисто механически, в отличие от цитат на родном языке, проглотить их трудно; эту пищу нужно тщательно прожевывать перед употреблением.

г) цитаты должны не просто быть выписанными и занесенными в память. Они должны быть усвоены, т. е. стать вашими. А значит перед употреблением их нужно энергично взболтать и тщательно перемешать. И в первую очередь не запоминать авторов цитат и даже их фамилию не указывать в выписках. Мелочь, но я таким образом освобождаю себе руки: я переиначиваю цитаты, произвольно их разделяю или объединяю, словом, веду себя с ними так, как будто я сам их сочинил. И потому, когда метафора или афоризм приходят мне в голову, единственной моей заботой является, к месту или нет я их приляпал, а не то, верно или нет я процитировал.