Приглашаем посетить сайт

Соколов В.Д.: Опыт о поэзии
Николенкова

Николенкова

Типично женская поэзия, то есть, по давно устоявшемуся мнению - поэзия второго сорта. Ее отличительные черты: дидактизм, сентиментализм, экзальтация, повышенное внимание к чувственной сфере с непременной идеализацией (иногда наоборот, этакий цинизм нижнего белья). Немногие женщины умели встать вровень с мужчинами, не потеряв при этом своей женской сути. В мировой литературе как пример можно привести Э. Дикинсон, которая в замкнутом мире своего гинекея сумела заполнить идущими из Вселенной импульсами.

Николенкова к категории таких первопроходцев явно не относится. Она прошла весь естественный для женской поэзии путь развития: куколка, гусеница, бабочка. Сначала мечты о счастье,

Мы не поедем в Занзибар,
Оставим глупые мечтанья.
Под заунывный скрип гитар
Мы выпорхнем из мирозданья.

Из черно-белых кинолент -
В свои цветные сновиденья,
Из дыма бийских сигарет -
В почти любовь и наслажденье.

потом любовь

В "Одноклассниках" сидишь,
Как пенсионер.
Мне милей курить гашиш,
Бегать в универ.

И проснуться с утреца
С кем-нибудь чужим.
Нет, не потеряв лица,
Но - с лицом другим.

, и наконец семья, дети, быт.


Пригодится Сашке на ужин.
Пробегу малолетней пигалицей
Мимо тех, кто уже не нужен.

не без легкого уклона к христианским ценностям.

И все же нужно отдать (если она возьмет, конечно) Николенковой должное. Она грешит, очень много грешит: как человек и женщина - возможно, но не знаю, а как поэтесса - точно, знаю, вижу и не могу промолчать. Но она мужественно, как и положено настоящей женщине, борется с этими грехами. Поэтических грехов в современной русской поэзии пруд пруди. Но два выделяются особо:

а) метафорическая переизбыточность

б) композиционная невразумительность

Метафорическая переизбыточность - это когда рассказ опирается не на детали, зримые и ощутимые, а на абстрактные понятия:

-- Чего ты, дурочка, болишь (поэт обращается к душе),
среди разгара красных дней,
пророчествуя глушь и тишь
и рвань с веригами под ней? --

Композиционная невразумительность - это когда у стихотворения нет ни начала, ни конца, ни четкого сюжета, ни адресата; стихотворение больше похоже на эмоциональный всплеск: и приходит ниоткуда и уходит в никуда:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха, пустыня внемлет богу

Это начало стихотворения. И если человек не наблотыкался в поэтическом жаргоне, не внушен в прекрасности стихов школьной хрестоматии (слава богу, при нынешнем уровне преподавания через ЕГЭ этого опасаться не стоит) сразу же возникают встречне вопросы: а кто ты такой? и на какую дорогу ты выходишь, и, собственно говоря, какое мне читателю до всего этого дела?

Поэтому преодоление метафорической переизбыточности и композиционной невразумительности - это правильный и хороший для поэта путь, путь возвращения к нормальной поэзии. Высоцкий доказал, что настоящая поэзия вполне может маршировать по нему, не прибегая к поэтическому макияжу. Шатаясь и виляя в сторону, по нему все же идет и Николенкова.

Два лирических урода --


Нежно за руки держась.

Грубо и неизящно; и все же это экспозиция поэтического рассказа с ясно обрисованной ситуацией и четко заявленными характерами.

И еще стихи Николенковой свежи и незаимоствованы. Свидельствую об этом как профессионал, много лет "писавший" стихи для издательств и солидных журналов, в т. ч. "Новый мир" и "Сибогни". "Писавший", то есть соединявший по римфе и размеру строчки из редакционного портфеля, Интернета, других сборников. Эти строчки кочуют из сборника в сборник, из одной поэтической подборки в другую. Проверил на эту вшивость Николенкову: оригинальность очевидна.