Приглашаем посетить сайт

Соколов В.Д.: Опыт о поэзии
А. С. Пушкин. "Евгений Онегин"

А. С. Пушкин. "Евгений Онегин"

Роман в стихах, так эту описательную поэму в духе модных с легкой подачи Байрона в первой половине XIX в т. н. "дигрессивных поэм" обозначила наша критика, Пушкин написал в 1823-1831 в виде отдельных глав и тогда же напечатал, выпуская по мере готовности очередную главу.

Роман поразил тогдашнюю читающую публику размахом описаний и разнообразием тем и характеров, так что Белинский сгоряча даже назвал его "энциклопедией русской жизни".

Художественные особенности "Евгения Онегина"

Направление. Центральной характеристикой художественного произведения в русском литературоведении долго время служило т. н. направление, в лоне которого создано это произведение. Пушкинская поэма-роман создана в рамках классицизма (что, как-то упускается из виду), романтизма и реализма, о чем говорится постоянно.

Романтизм более всего повлиял на художественный язык произведения: красивый, возвышенный, завихлянистый, мелодичный. Пушкин не скажет просто

Все это значило друзья,
С приятелем стреляюсь я,

а обязательно распишет всю подноготную этого "значило":

Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек...

и т. д. в том же духе.

Реализм больше проявляется в оценке жизненных ситуаций, в трезвых очках, через которые поэт глядит на российскую действительность. А также в обилии деталей, характеризирующих быт и нравы пушкинской эпохи

А что же делает супруга?
..?
Занятий мало ль есть у ней?
Грибы солить, кормить гусей,
Заказывать обед и ужин,

Хозяйки глаз повсюду нужен:
Он вмиг заметит что-нибудь.
К несчастью, героиня наша...
Своей хозяйственною частью
Не занималася, затем,
Что не в отеческом законе
Она воспитана была,
А в благородном пансионе
У эмигрантки Фальбала.

(из "Графа Нулина")

Реализм мы в данном случае полагаем именно в указанном нами смысле, в каковом смысле реалистами были Шекспир, Рабле, Гомер... а не как художественное направление, свойственное литературе XIX в (заметим, в этом смысле термин "реализм" нигде, кроме русского литературоведения не употребляется).

И наконец, классицизм сказывается в четкости композиции - именно так, как собранье пестрых глав "полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных..", скомпонованных как самостоятельные и независимые фрагменты, хотя и объединенные сквозными героями, строится классическая описательная поэма. Классицизм сказывается в ясности и прозрачности художественных средств, убойно-монотонном ритме произведения. А главное в обобщенности персонажей, из которых убраны (а скорее всего, они там и не появлялись) всякие индивидуальные черты и признаки. За что можно было бы и поругать поэта, хоть он и наше все.

Можно бы, да не нужно. Ибо как раз к всеобщности, к отображению человеческих типов, свойств родовых признаков, а на черт конкретных людей и стремится, как и всякий классический поэт, Пушкин. Поэтому так нелепы и малопродуктивны поиски прототипов пушкинских персонажей, которые, конечно же были, но все индивидуальное из которых он тщательно выскребывал своей писательской гусиной метелкой.

Пушкин стремится дать идеальное описание, приложимое ко многим, но ни к кому в особенности;

Простая, русская семья,
К гостям усердие большое,
Варенье, вечный разговор
Про дождь, про лён, про скотный двор...
..
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной

Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам

Идеальное описание не столько обедняет пушкинские описания, сколько изымая их из повседневной действительности, придает им характер всеобщности. Вот как описывает Пушкин свой деревенский быт:

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
Досугам посвятясь невинным,
Брожу над озером пустынным,
И far niente мой закон.
Я каждым утром пробужден
Для сладкой неги и свободы:
Читаю мало, долго сплю,

Не так ли я в былые годы
Провел в бездействии, в тени
Мои счастливейшие дни?

Точно к такому же идеалу деревенского уединения, стремились все поэты, начиная с Еврипида и Горация и философы начиная с Цицерона. Пушкин не столько стремится выделиться из этого ряда, сколько встать в него. И как непохоже данное описание на переживавшуюся поэтом реальность, где он, закупоренный в Михайловском под надзор полиции и местного священника, в полупустом, плохо отапливаемом доме (не из-за нищеты, а сугубо по хозяйственной лености), вдали от поэтического шума и блеска столицы буквально бесился в бездействии досуга.

Пушкинская ирония. Из художественных особенностей эта, пожалуй, центральная не только в романе, но и во всем творчестве поэта. Именно ирония является тем соединительным мостком, который в неразложимый никакой силой самого проницательного анализа сплав соединяет романтическое и реалистическое начала поэмы. Трезвый взгляд на жизнь сопровождается романтической лексикой, отчего последняя, даже в очень серьезные жизненные моменты приобретает ироничный отсвет.

"Баба она не то что друг, она мужика всегда поймет и пожалеет", - скажем мы.

"... любовь красавиц нежных
Надежней дружбы и родства:
Над нею и средь бурь мятежных
Вы сохраняете права "

переиначит Пушкин.

Ирония у него многоразлична:

а) сарказм, злая насмешка

Здесь промотал он в вихре моды
Свои грядущие доходы.
Себя казать, как чудный зверь,
В Петрополь едет он теперь.

(снова из "Графа Нулина")

б) дружеская ирония; легкое подтрунивание

Он пел разлуку и печаль,

И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет

назвал эту иронию любовной.

Очень часть в ироничной форме Пушкин дает своим героям совет, но не для того, чтобы унизить их или посмеяться над ними, а чтобы предостеречь, но в такой форме, чтобы не обидеть неуместной в таких случаях назидательностью:

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем

..
Погибнешь, милая; но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь...

Ирония у Пушкина также - это тот универсальный способ, который позволяет поэту отгородиться от жизни, мириться с ее глупостями и неудобствами и как бы смотреть на нее со стороны:


Высокопарный, но голодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем как сельские циклопы

Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
И рвы отеческой земли